Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов, посвященных изучению методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в России в целом и в Костромской области в частности.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
1) Определить сущность и значение предпринимательской деятельности в современных условиях развития экономики России.
2) Исследовать основные направления государственной поддержки предпринимательства на современном этапе.
3) Определить место методов негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности.
4) Выявить особенности существующих методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010 - 2011 гг.
5) Проанализировать объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области и определить их роль в поддержке данных субъектов на современном этапе.
6) Определить возможные приоритетные направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы финансового стимулирования предпринимательской деятельности…………………………………………..7
1.1. Сущность и значение предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..7
1.2. Государственная поддержка предпринимательства, ее виды………………………………………………………………………………11
1.3. Методы негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности ………………………………………………………….…………………………19
2. Современное состояние финансового стимулирования предпринимательства в Костромской области…………………………………………………………………………..26
2.1. Финансовое стимулирование предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010-2011 гг………………………………………..26
2.2. Объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области…………………………….………………………….….32
2.3. Направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации…….………36
Заключение…………………………………………………….…………42
Библиографический список литературы………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 350.76 Кб (Скачать)

Одной из целей венчурных  фондов является поддержка малого бизнеса, реализуемого рисковые проекты в  научно-технической сфере и привлечение  отечественных и зарубежных инвесторов, а также страхование инновационных  проектов.

Обычно такая поддержка  со стороны венчурных фондов осуществляется для вновь организованных предприятий  научно-технической сферы, срок окупаемости  кредитов которых превышает 7-8 лет. Таким предприятиям, как правило, сложно получить кредиты в банке  и венчурные фонды для них  являются единственной формой инвестиций.

6) Льготное страхование. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между страховой организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

 Подводя итог, следует  отметить, что на данный момент  финансово-кредитные механизмы,  рассмотренные в данной части  работы до сих пор не имеют  четкой нормативно-правовой базы  на федеральном уровне. И до  тех пор, пока она не создана, регионы не смогут принципиально изменить ситуацию в данном направлении.

  1. Современное состояние финансового стимулирования предпринимательства в Костромской области
    1. Финансовое стимулирование предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010-2011 гг.

По данным Росстата [38] количество субъектов среднего предпринимательства в Костромской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось, а количество малых предприятий наоборот возросло (см. табл. 1). Но в целом, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сложности осталось примерно одинаковым.

Таблица 1

Количество субъектов  малого и среднего предпринимательства в Костромской области

Год

Количество средних предприятий (включая территориально-обособленные подразделения), шт.

Количество малых предприятий (без микропредприятий), шт.

2011

62

1174

2010

83

1107


 

Наиболее значительную и  действенную часть мер, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, составляют меры финансово-имущественной поддержки.

В целях развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти на муниципальном и региональном уровне были приняты следующие нормативные акты:

  • Постановление Администрации г. Костромы от 25.06.1998 г. № 2281 «Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания финансовой помощи субъектам предпринимательства г. Костромы» [23].
  • Постановление Администрации г. Костромы от 24.09.2003 г. № 3627 «О порядке предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства из средств муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Костромы» [22].
  • Постановление Администрации Костромской области от 04.08.2008 г. № 255-а «О предоставлении субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства» [24] и пр.

В соответствии с указанными нормативными актами можно выделить следующие направления поддержки  малого и среднего предпринимательства в Костромской области:

  • субсидирование части процентной ставки по кредитам;
  • субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей;
  • субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
  • субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации или других стран, являющихся необходимыми для экспорта товаров, работ, услуг;
  • предоставление субсидий начинающим предпринимателям;
  • предоставление во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • льготные условия для выкупа арендуемого недвижимого имущества.

31 марта 2009 года органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Администрацией Костромской области была утверждена Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 года [17].

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным  за реализацию Программы (Государственный  заказчик) является Администрация Костромской  области.

В 2010 году общий объем  финансирования целевой программы  поддержки малого и среднего предпринимательства  составил 66 миллионов рублей. Причем, 58 миллионов рублей из них – деньги, полученные из федерального бюджета [17].

По итогам 2010 года Костромская  область занимает второе место в  России по темпам роста оборота малых  предприятий [17].

В октябре 2011 года региональные власти объявили конкурс среди предприятий  малого и среднего бизнеса на получение  субсидий на развитие приоритетных для  области видов бизнеса [25].

В частности, предприниматели  смогут получить из средств областного бюджета возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).

Размер единовременной субсидии по договору лизинга составит 70% суммы  первоначального взноса [25]. Субсидия также ежемесячно будет покрывать 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на момент уплаты процентов от суммы фактически уплаченных лизинговых платежей по договору лизинга. При этом к возмещению принимаются затраты, осуществленные с 2008 года.

 Новые направления  государственной поддержки –  это возмещение части затрат, связанных с уплатой первого  взноса при заключении договора  лизинга и лизинговых платежей  по этому договору, а также  возмещение части затрат субъектам  бизнеса, производящим и реализующим  товары, работы или услуги на  экспорт. 

На эти цели в 2011 году было предусмотрено 10 млн. рублей за счет областных  и федеральных средств [4].

Всего на поддержку предприятий  малого и среднего бизнеса в 2011-2013 гг. регион направит свыше 90 миллионов рублей, а в целом за пять лет действия областной программы развития малого и среднего предпринимательства на эти цели будет выделено более 153 миллионов рублей [25].

Региональные власти ожидают, что принимаемые меры позволят к 2014 году увеличить количество занятых  в сфере малого и среднего предпринимательства  на 6,5 тысячи человек, поднять обороты  малых и средних предприятий  на 24,7 миллиарда рублей и увеличить  налоговые поступления в бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса  на 700 миллионов рублей [25].

Сведения о финансировании мероприятий программы поддержки  малого и среднего предпринимательства  "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской 
области" на 2009-2013 гг. за 2010 и 2011 года приведены в приложении 1 и приложении 2 соответственно.

В 2011 году субъектам малого и среднего предпринимательства  в Костромской области оказана  финансовая поддержка на общую сумму  более 20 млн. рублей [4].

За счет средств областного и федерального бюджетов 18 субсидий (по 250 тысяч рублей каждая) на создание собственного бизнеса получили начинающие предприниматели Галичского, Нейского, Костромского, Павинского, Макарьевского районов и города Костромы [4].

Субсидии на создание малой  инновационной компании предоставлены 9 предпринимателям. Из них 8 создано  на базе Костромского государственного технологического университета и одна - на базе Костромской государственной  сельскохозяйственной академии. Деятельность предприятий направлена на проведение научных исследований и разработок с внедрением в строительство  спортивных туристических судов, обработку  металлов, производство оборудования для текстильной промышленности и сельского хозяйства, производство изделий медицинского назначения, энергосбережение, IT-технологии и аудит. Сумма субсидии - 500 тыс. рублей на одно предприятие [4].

На возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства  по договорам финансовой аренды (лизинга) оборудования субсидии предоставлены 12 субъектам малого и среднего предпринимательства. Деятельность этих предприятий связана  с производством хлебобулочных  изделий, минеральных вод, продуктов  из мяса и мяса птицы, органических удобрений, строительных материалов, пиломатериалов, удалением и обработкой твердых  отходов, строительством зданий и сооружений и деятельностью в области  стоматологических услуг. Общая  сумма субсидий составила 5,26 млн. рублей [4].

Более 6 млн. рублей предоставлено предприятиям на возмещение части затрат на технологическое присоединение к источнику электроснабжения и предприятиям, осуществляющим реализацию товаров, работ и услуг на экспорт, сообщает пресс-служба губернатора Костромской области.

Также в регионе создан «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства  Костромской области».

 В качестве имущественной  поддержки, вновь созданные субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получить в аренду на льготных условиях офисные площади в бизнес-центре. Сегодня здесь работают 13 арендаторов. Совокупный товарооборот резидентов превысил 38 млн. рублей [19].

 Предприниматели Костромской  области имеют право приватизации  государственного имущества на  льготных условиях. При этом площадь  приватизируемых помещений может  достигать 1000 кв. м, а рассрочка  оплаты – трех лет. 

В 2011 году, таким образом, приватизировано 90 объектов общей площадью 12 тысяч квадратных метров [19].

 Наряду с приватизацией,  возможна и передача государственного  имущества во владение или  пользование. Не только малому  и среднему бизнесу, но и  субъектам, образующим инфраструктуру  его поддержки. Для этих целей   предназначено 187 объектов общей  площадью более 26 000 квадратных  метров [19].

По состоянию на 1 октября 2011 года объем предоставленных кредитов в Костромской области составил 48,4 млрд. рублей [27].

   По сравнению с  аналогичным периодом 2010 года наблюдается  рост выданных кредитных средств  на 41%. Из них более 36 млрд. рублей приходится на кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [27].

Доля кредитов субъектам  малого и среднего предпринимательства  из общей величины кредитов, предоставленных  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составила более 40% [27].

 

 

    1. Объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров [18].

Полнота и комплексность  институтов и инфраструктурной поддержки  различаются по регионам России. Наиболее полно они представлены, конечно, в Москве, которая является своего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений в  отношении МП.

В целях повышения эффективности  инфраструктуры, обеспечивающей развитие производственных отраслей, малого и  среднего бизнеса с его последующим  стабильным функционированием по распоряжению Администрация Костромской области было создано областное государственное учреждение "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области".

Также государственной некоммерческой организацией оказывающей содействие проведению государственной политики в области формирования рыночных отношений на основе поддержки предпринимательства  и развития конкуренции является фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего предпринимательства, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается.

Информация о работе Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности