Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:19, реферат
Методы управления (стимулирования) – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.
Различают экономические, не экономические методы управления, к которым относятся психологические, социальные, моральные.
Методы управления (стимулирования) – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.
Различают экономические,
не экономические методы управления,
к которым относятся
Экономические
методы
Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач.
Деньги являются при этом наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство мотивации работников. Деньги являются достаточно сильным мотиватором только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда.
Мотивирующее воздействие используемых в организации форм оплаты труда тем выше, чем сильнее они связаны как с реальными рабочими показателями отдельных работников, так и с результатами, достигаемыми подразделением и всей организацией. Оценка рабочих результатов обычно производится на основании различных критериев. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Система материального
стимулирования, кроме зарплаты и
премии, может включать в себя пенсионные
накопления, участие и прибылях,
оплату обучения (работника или его
детей), беспроцентные займы на покупку
дома или машины, оплату питания
или проезда работников, оплату отдыха
работника и тому подобное. Разработка
и внедрение справедливой и подходящей
для организации и для работников системы
оплаты за выполненную работу может быть
важным фактором повышения уровня трудовой
мотивации персонала и роста эффективности
и конкурентоспособности организации
в целом.
Не
экономические методы
стимулирования
Деньги, безусловно,
являются мощным стимулом к труду. Однако
следует иметь в виду, что люди сильно
различаются по своему отношению к деньгам,
по своей восприимчивости к этому виду
стимулов. Кроме того, самой большой проблемой
в отношении денежных поощрении является
то, что денежная мотивация по своей природе
является ненасыщаемой, и человек быстро
привыкает к новому, более высокому уровню
оплаты. Тот уровень оплаты, который еще
вчера мотивировал его на высокую рабочую
отдачу, очень скоро становится привычным
и теряет свою побудительную силу.
Моральное
стимулирование
Моральные стимулы
к труду связаны с
К ней, однако, предъявляются
некоторые требования. Похвала должна
быть дозированной, последовательной,
регулярной, контрастной (нужны перерывы,
ибо, если слишком часто использовать
этот метод; его действенность ослабляется).
Кроме того, она должна иметь объективные
критерии, так как неискренняя похвала
или ее отсутствие демотивирует.
К критике следует
подходить еще более
Личное признание
подразумевает, что особо отличившиеся
работники будут отмечены в специальных
докладах высшему руководству
Социальное
стимулирование
Социальные стимулы
связаны с потребностью работников
в самоутверждении, с их стремлением
занимать какое-то общественное положение,
с потребностями в определенном
объеме власти. Эти стимулы характеризуются
возможностью участвовать в управлении
производством, трудом и коллективом,
принимать решения; перспективами продвижения
по служебной лестнице, возможностью заниматься
престижными видами труда. Следовательно,
предполагается, что работникам предоставляется
право голоса при решении ряда проблем,
им делегируются права и ответственность.
Люди также боятся утратить свое положение
или потерять уважение, которое испытывают
к ним другие.
Психологическое
стимулирование
Психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Для этого менеджеру
следует организовать работу таким
образом, чтобы в максимальной степени
использовать потенциал сотрудников:
наладить обратную связь, позволяющую
сотруднику оценивать свою работу;
повысить ощущение его личной независимости,
кроме этого большинство
Взаимосвязь между экономическими и не экономическими способами мотивации
Между материальными и нематериальными стимулами существует тесная взаимосвязь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав социальных, творческих, моральных стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга. При разработке практических систем мотивирования сотрудников менеджер должен, просто обязан, учитывать данную взаимосвязь. Не говоря уже о том, что бесполезно пытаться применять на практике содержательные теории мотивации без учета процессуальных.
Не стоит, однако забывать о потребностях людей, проиллюстрированных в иерархической теории Маслоу, самыми важными потребностями людей все же являются биологические или низшие потребности, обеспечивающие выживание индивида. Конечно, врядли человек будет думать о уважении или самовыражении, умирая с голода или от холода. Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть от прожиточного минимума. В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации.
По оценкам западных специалистов (в США, где уровень жизни и размер заработной платы достаточно высок) деньги побуждают к действиям 30 - 50 % работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Последние факторы часто имеют определяющее значение для менеджеров и работников творческих профессий (ученых, художников, музыкантов, актеров и т.д.)
При этом многие сотрудники,
получающие удовлетворение от своей
работы, и получая достойную заработную
плату, увольняются или начинают
работать с меньшей отдачей. Причинами
подобных перемен может послужить воздействие
на них негативных социально-психологических
факторов таких как: возникновение конфликтов
в коллективе или с руководителями, допущенная
по отношению к ним несправедливость,
необъективная оценка руководством их
усилий, отсутствие возможностей карьерного
роста и множество других.
Экономические
методы стимулирования
в США
На предприятии
США и Западной Европы используется
система «Pay for Performance» – «плата
за исполнение» (PFP). Под PFP понимается применение
любых способов оплаты труда, при которых
вознаграждение, получаемое работником,
зависит от индивидуальных и групповых
различий в выполнении деятельности. Это
конкретно выражается в системе гибкой
оплаты труда. Существует множество типов
гибких схем оплаты труда:
Комиссионные. Это
самая простая и одновременно самая старая
PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде
всего это относится к агентам по продаже)
получает определенный процент от сумм,
которые ему платят клиенты при покупке
у него товаров. Комиссионные могут использоваться
как в сочетании с базовым окладом, так
и независимо от него, полностью составляя
заработную плату сотрудника.
Денежные
выплаты за выполнение
поставленных целей. Это наиболее распространенный
тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения
такого рода использует 61% компаний, применяющих
PFP). Такие выплаты (было бы адекватно называть
их премиями) в целом осуществляются при
соответствии работника некоторым заранее
установленным критериям. Среди них могут
быть экономические показатели, показатели
качества, оценка сотрудника другими лицами.
Каждая компания устанавливает собственные
цели такого рода, и иногда они бывают
весьма необычными. Так, совершенно неожиданно
нововведение, примененное в компании
United Airlines Inc. Начиная с 2000 г., размер вознаграждений,
которые получают менеджеры компании,
частично зависит от удовлетворенности
трудом рядовых сотрудников UAI. Эта удовлетворенность
будет измеряться независимой аудиторской
организацией. В настоящее время даже
ведутся разговоры о введении PFP-схем при
оплате труда учителей в зависимости от
успеваемости их учеников.
Специальные
вознаграждения в
качестве признания
ценности того или
иного работника. Во-первых, это могут
быть специальные премии, выплачиваемые
сотрудникам за владение навыками, остро
необходимыми компании в настоящий момент.
Во-вторых, это могут быть премии за верность
компании, которые получают сотрудники,
проработавшие в организации определенное
количество времени. Такие премии могут
выплачиваться и специалистам, уход которых
очень нежелателен для компании. В-третьих,
это могут быть премии «звездам» компании.
Программы
разделения прибыли. При такой схеме
сотрудники получают определенный процент
прибыли компании. Такие схемы могут использоваться
двояко. С одной стороны, эти программы
могут применяться как индивидуальные
вознаграждения, и в таком случае при хорошем
выполнении своей работы сотрудник получает
заранее оговоренный процент прибыли.
С другой, компания может установить схему
разделения прибыли для всех сотрудников
(или для отдельно взятого подразделения):
в таком случае это не способ вознаграждения
за отличную работу, способ психологического
объединения работников компании.
Акции и опционы на их покупку. При такой схеме формально сотрудник никаких выплат в форме «живых» денег не получает. Вместо этого совет директоров компании принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность определенного числа акций, либо просто о предоставлении ему права приобрести пакет акций оговоренного размера.
Плюсы PFP очевидны. Тесная
связь вознаграждения, которое получает
сотрудник, с эффективностью его деятельности
приносит дивиденды и сотруднику и компании.
По некоторым данным, типичная PFP-программа
повышает организационную продуктивность
на 5 - 49%, а доходы сотрудников – на 3 - 29%.
Работник получает возможность заработать
большее количество денег при условии
хорошей работы, а также получает ориентиры
для оценки своей эффективности. Компания
же получает мотивированных сотрудников:
люди стараются сделать больше, чтоб заработать.
Не экономические методы стимулирования в США
Среди неэкономических методов применяемых на предприятиях США можно выделить два основных направления: участие рабочих в процессе управления фирмой участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха, создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих, привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
Вторым направлением является предоставление возможности работать по нестандартному режиму является хорошим моральным стимулом повышения производительности и качества работы. Доверие к сотрудникам, проявляемое менеджером, укрепляет их веру в свои силы, дает возможность рационально распределять рабочее и личное время. В целом расписание работы характеризуется устойчивостью. Обычно люди работают 5 дней в неделю, 40 часов в неделю, с 9 часов утра до 6 часов вечера, имеют стандартное обеденное время.
Наряду с очевидными достоинствами, такой режим имеет и недостатки: люди часто испытывают стрессы, потому что опаздывают на работу, у них возникают конфликты с начальником. Гибкий цикл требует от работников выбора определенного времени начала и окончания работы, а также работы по этому расписанию в течение определенного периода (например, недели).