Методы финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:59, доклад

Краткое описание

Отметим, что, имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права также самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Файлы: 1 файл

Методы финансового права.docx

— 19.28 Кб (Скачать)

Методы финансового права  — это средства, приемы и способы  изучения финансового законодательства, правовых норм, финансово-правовых явлений  и процессов. Отметим, что, имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе  российского права также самостоятельное  место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

По методам правового  регулирования финансовое право  на первый взгляд полностью совпадает  с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство  субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика требует применения финансово-правового метода. Большая  часть таких предписаний исходит  от финансово-кредитных органов  государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими  органами государства лишь по линии  функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень  императивности норм, есть особенности  выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В действующей системе права  закреплены два возможных способа  воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон финансовых  правоотношений всегда выступает  орган государственной власти;

2) каждое юридическое и физическое  лицо обязано выполнить предписание,  поступившее от органа государственной власти;

3) властные предписания не основаны  на отношениях подчинения «по  вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов.

  • Метод властных предписаний ставит условия, при которых возможно совершение того или иного действия, например, внутренние государственные займы. Их порядок определяется только государством и никогда не будет изменен по соглашению сторон.
  • Властные предписания выносятся органами, осуществляющими регуляцию финансовых правоотношений. К таким органам относят налоговые органы, кредитные и финансовые органы.

Реализация властных полномочий в  рамках прав-обязанностей не означает, однако, полного исключения самостоятельности  в принятии решений или отсутствия свободы выбора вариантов поведения  уполномоченными субъектами. 
Несмотря на строгую регламентацию осуществления правомочий властвующими субъектами, действующее законодательство, тем не менее, предоставляет им возможность принимать определенные решения и совершать определенные действия, самостоятельно определяя условия и формы их реализации. 
Ученые-правоведы предлагают разделять властные полномочия на два вида: "связанные" и "свободные" <*>. Связанные полномочия предполагают точное установление в законе того, что должны делать исполнители - органы исполнительной власти - в этом направлении. Свободные полномочия предполагают, что законом определены лишь общие принципы деятельности органов исполнительной власти. При этом им предоставлен "некоторый бланкет в исполнении частностей" и разрешено на этом основании издавать акты, как нормативные, так и индивидуальные 

МЕТОД ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Выявление особенностей метода правового регулирования  финансовых отношений, как, впрочем, любого другого отраслевого метода, осуществляется путем определения специфики  некоторых элементов-признаков. 
Во-первых, метод правового регулирования оказывает решающее воздействие на динамику правоотношения. Получая развитие в рамках гипотезы правовой нормы, данный метод проявляется при возникновении, изменении и прекращении правоотношений. Выбор нормы права для регулирования последствий возникших юридических фактов обусловлен правовым методом, задающим определенную правовую направленность. Совершая какой-либо юридически значимый поступок (действие) или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздействию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Юридические факты являются в какой-то степени необходимыми катализаторами его проявления. 
Во-вторых, метод правового регулирования финансовых отношений существенным образом влияет на характер и особенности правовой связи участников определенного вида отношений. Рассматривая их как единство материального содержания и правовой формы, Р.О. Халфина выявила следующие связи элементов правоотношения: 1) связь прав и обязанностей как той модели, которая должна определять реальное поведение; 2) реальная связь участников правоотношений, которая должна соответствовать модели; 3) связь реального поведения и модели, которая находит свое выражение в осуществлении прав и выполнении обязанностей <*>. Указанные связи становятся реальными и взаимодействуют между собой благодаря методам правового регулирования конкретных общественных отношений.

Наиболее  распространенными юридическими фактами, способствующими динамике регулятивных финансовых правоотношений, безусловно, являются юридические акты, включающие в себя нормативно-правовые предписания  и правовые акты индивидуального  регулирования. В отличие от других публичных отраслей права, особенность юридических актов, участвующих в движении финансовых правоотношений, состоит в том, что их действие и содержание направлены на урегулирование отношений, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципалитетов, а также отношений, близких или связанных с осуществлением финансовой деятельности публично-правовыми образованиями. Правовые акты индивидуального регулирования, порождающие, изменяющие или прекращающие финансовые правоотношения, издаются уполномоченными государственными органами (органами местного самоуправления), обладающими финансовой компетенцией, то есть правомочиями принимать решения по этим вопросам. 
Выбор юридических фактов, способствующих динамике финансовых правоотношений, обусловлен спецификой метода правового регулирования. Властно-имущественный метод правового регулирования реагирует только на те юридические факты, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. 

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ МЕТОД

Специфическая особенность финансово-правового  метода заключается в том, что  с его помощью происходит регулирование  и защита одного из стратегически  важных интересов любого государства - финансовой стабильности и платежеспособности. Именно поэтому возникновение и  реализация правоотношений, складывающихся по поводу аккумуляции, распределения  и использования денежных средств  публично-правовых образований, находятся  под пристальным вниманием государства  и подвергаются четкой правовой регламентации  с целью более эффективного управления фондом денежных средств. 
Юридические факты, лежащие в основе возникновения, изменения или прекращения охранительных финансовых правоотношений, как правило, четко обозначены в законодательстве.

МЕТОДЫ ФИН ПРАВА КАК НАУКИ 

Наиболее важный - формально догматический (догма - греч., мнение, умение) метод включает такие приемы как описание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:  
  1. Какой она является в законе.  
  2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.  
  3. Какой должна быть в идеале.  
     Данный метод финансового права необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.  
   Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выводы, используемые другими науками.  
   Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исследования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм.  
   Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование.  
    Пятый метод - статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается:  
- Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.  
- Рекомендации для законодателей.  
   Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.  
  


Информация о работе Методы финансового права