Методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:31, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены основные методы финансового контроля, применяемые на территории Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…………3

Методы финансового контроля…………………………………………….……….5

Заключение……………………………………………………………….…..………8
Список использованной литературы…………………………………….…………9

Файлы: 1 файл

Методы финансового контроля.docx

— 30.72 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………...…………3

Методы  финансового контроля…………………………………………….……….5

Заключение……………………………………………………………….…..………8

Список  использованной литературы…………………………………….…………9

 

     Введение 

     Финансовый  контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и  связанных с ними вопросов с применением  специфических форм и методов.

      Государственный финансовый контроль — контроль законодательных  и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

     Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:

      - Счетная палата Российской Федерации;

      - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;

      - Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации  (которая в данное время как таковая не существует);

      - Главное управление федерального  казначейства Министерства финансов Российской Федерации и др.

     Во  многих субъектах Российской Федерации  созданы и действуют специальные контролирующие органы представительной власти (контрольно–счетные палаты, счетно-контрольные комиссии областных законодательных собраний и т.д.). А в Республике Татарстан успешно действует мощный комитет государственного контроля.

     Возник  аудиторский контроль, т.е. появились  и начали действовать негосударственные контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе (за определенную плату) по заказу самих предприятий или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

     В результате реформ была полностью ликвидирована  такая эффективная форма всеобъемлющего общественного государственного контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств, финансовых и материальных ресурсов, каковыми являлись органы народного контроля.

     Кроме того, был значительно ослаблен ведомственный  контроль и перестало уделяться необходимое внимание организации внутреннего контроля в госбюджетных учреждениях.

     Государственный финансовый контроль используется всеми  странами (даже с самой развитой рыночной экономикой) в той мере,  какой у них диктуется политическими и экономическими задачами. Мало того, в условиях рыночной экономики финансовые аспекты деятельности государства не только не упрощаются, а наоборот - усложняются.

     Только  вот у нас почему-то решили было, что рынок все отрегулирует и  не надо им «мешать» работать. К чему привел этот демагогический призыв –  уже видно не вооруженным глазом.

     Вследствие  этих "реформ" в России воровство  и коррупция достигли огромных неконтролируемых масштабов, государство не получает необходимых налоговых доходов и прочно засело в долговую «яму», в бюджете образовалась огромная "дыра", в связи с чем большинство бюджетных организаций финансируются ниже минимальных потребностей, а рабочие и служащие годами не получают заслуженную зарплату. И под давлением этих очевидно бесспорных фактов уже на самом высшем уровне достигнуто понимание необходимости усиления государственного финансового контроля.

     Несмотря  на это, сегодня все еще приходится доказывать, что государственный финансовый контроль должен являться важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования всей финансово-кредитной системы.

     В работе рассмотрены основные методы финансового контроля, применяемые на территории Российской Федерации.

 

  1. Методы  финансового контроля
 
 

     Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

     Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов:

    • правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль,
    • от объекта или цели контроля,
    • оснований возникновения контрольных правоотношений
    • и др.

     Среди основных методов финансового контроля различают:

    • анализ ФХД,
    • надзор,
    • мониторинг;
    • ревизии;
    • наблюдение;
    • проверку;
    • обследование;

     Проведение  их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические указания о порядке проведения ревизий сельских, поселковых, городских, городов районного значения бюджетов; инструкции по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений, утвержденные Минфином России).

     Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

     Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

     Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

     Выделяют  три основных этапа счетной проверки:

  • проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
  • сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
  • проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

     Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

     Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

     Финансовый  контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

     Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте, представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а так же законности и правильности действий должностных лиц.

     Законодательство  закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

     Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

  • проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие 
    денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
  • проводить частичные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые;
  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; 
    получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

     Ревизии подразделяются на несколько видов:

     По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические.

      Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

     В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

     Ревизия основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

     По времени осуществления ревизии делятся на плановые и вне 
плановые.

     В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

     По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные.

     При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

     Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

     По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

 

Заключение

 

     Какой бы ни был выбран метод, следует отметить, что для  повышения эффективности деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля, следовало бы:

     - как можно скорее начинать  осуществлять действенную координацию  деятельности всех органов государственного  финансового контроля. Для чего  Счетной палате Российской Федерации  необходимо шире использовать свои права и привлекать к проводимым ею контрольным мероприятиям другие контролирующие органы, заранее согласовывая между собой планы контрольно-ревизионной деятельности;

Информация о работе Методы финансового контроля