Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа
Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Косвенные налоги
1.1 Косвенное обложение, его значение…………………………………………4
1.2 Роль косвенных налогов для бюджета………………………………………5
1.2.1 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации………………….5
1.2.2 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации………………………...7
1.2.3 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации…………………...11
1.2.4 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации…………………………….12
1.2.5 Доходы от поступлений ввозных таможенных пошлин……….13
1.2.6 Доходы от поступлений вывозных таможенных пошлин……..13
1.2.7 Доходы от поступлений таможенных сборов…………………….17
1.2.8 Доходы федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа…………………………………………………………………………...17
1.2.9 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности………………………...…18
2. Виды косвенных налогов. Плательщики косвенных налогов……..22
3. Налог на добавленную стоимость
3.1 Экономическое содержание НДС…………………………………………..23
3.2 Плательщики, ставки и льготы при обложении НДС……………………..24
3.3 Преимущество НДС по сравнению с универсальным налогом…………..29
3.4 Значение НДС для бюджета………………………………………………...30
4. Таможенные пошлины
4.1 Понятие и виды таможенных пошлин……………………………………..31
4.2 Таможенный тариф………………………………………………………….34
4.3 Роль таможенных пошлин в регулирование экономики………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….39
o
o 4. Таможенные пошлины
o 4.1 Понятие и виды таможенных пошлин
Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Под таможенной пошлиной понимается "платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза".
Таможенной пошлиной облагается не весь внешнеторговый оборот. Отдельные товары, в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и т. д., освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Однако если конкретный товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу только после уплаты причитающихся таможенных платежей.
Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант - лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства.
Следующим элементом налога является ставка. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки ввозных пошлин, установленные Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из государств, с которыми Россия не заключила договор о предоставлении РНБ, установленные Правительством РФ ставки удваиваются, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных преференций. Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые являются пользователями национальной системой преференций Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще не применяются. Не облагаются ввозными таможенными пошлинами и товары, происходящие из государств - бывших республик СССР, с которыми Россия заключила двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас такими государствами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.
Важным элементом любого налога следует считать налоговые льготы, именуемые применительно к таможенной пошлине тарифными льготами, или тарифными преференциями. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз). Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ. При этом тарифные льготы не должны носить индивидуального.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются.
По способу взимания таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.
Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В настоящее время значительное число стран перешло к взиманию адвалорных пошлин. Величина поступлений в бюджет от взимания адвалорных пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры товарного рынка. Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.
Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения. Автономные пошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другой страной. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных соглашений. Такие пошлины называются договорными, или конвенционными. Cтавки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство Российской Федерации устанавливает сезонные пошлины (ст. 6 Закона о таможенном тарифе). Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. При обложении товара сезонной пошлиной ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.
Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам "в целях защиты экономических интересов Российской Федерации" (ст. 7 Закона о таможенном тарифе).
Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются в двух основных случаях:
1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств.
Специальная пошлина во втором случае нередко называется реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Цель применения реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на российскую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров в России.
4.2. Таможенный тариф
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
1.рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
2.поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
3.защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
4. обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.
4.3 Роль таможенных пошлин в регулирование экономики
Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами Ї интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.
В условиях рыночной экономики и либерализации внешне-экономической деятельности таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором внешне-экономической деятельности. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области внешне-экономической деятельности, направлять деятельность субъектов внешне-экономической деятельности в русло общегосударственных, национальных интересов.
Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.
При определении ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки.
В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.
Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.
Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
Таким образом, и таможенная пошлина и НДС выполняют две основные функции:
1.регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;
2.способствуют пополнению доходной части федерального бюджета.
Заключение
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика