Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:47, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ
косвенный налог акциз бюджет
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного значения.
С принятием Государственной
Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия
о его завершенности и
Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий принципами, опираясь на систему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики. В теории и на практике макроэкономического регулирования рыночной экономики произошли значительные перемены, изменились цели и методы государственной экономической политики, а также механизм налогового регулирования.
Современная налоговая система
характеризуется необычайной
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.
С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Второй частью Налогового
Кодекса приняты семь глав, посвященные
НДС, акцизам, налогу на доходы физических
лиц, единому социальному налогу,
налогу на прибыль организаций, налогу
на добычу полезных ископаемых и налогу
с продаж. Налоговый кодекс призван
стать и непременно станет практически
единственным нормативным актом, регулирующим
все налоговые вопросы, начиная
с взаимоотношений налоговых
органов и налогоплательщиков и
кончая порядком расчета и уплаты
всех предусмотренных в нем налогов.
Налоговый Кодекс – это новый
этап в формировании налоговой системы
Российской Федерации, который приближает
ее к мировой модели налогообложения.
Налоговый Кодекс призван вывести
на качественно новый уровень
взаимоотношения между
Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие налогов, их виды;
определить место налогов в обществе и государстве.
Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.
ГЛАВА 1. КОСВЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОНЯТИЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ. РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
1.1. Косвенное обложение, его значение
Налоги – это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении налогоплательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.
Налоги как форма изъятия
государством части дохода общества
обусловлены развитием
Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и, следовательно, они входят в систему производственных отношений.
Будучи особой сферой общественных
отношений – распределительной,
налоги отражают определенную сторону
объективной экономической
Федеральные налоги составляют основу российской налоговой системы:
во-первых, они дают наибольшие
поступления в бюджетную
во-вторых, федеральные налоги играют регулирующую роль в процессе перераспределения ресурсов между регионами и территориями. В состав федеральных входят налоги, которые распределяются по уровням бюджетной системы и служат основными источниками доходов региональных и местных бюджетов.
В частности, по налогу на прибыль предусмотрены самостоятельные ставки для раздельного зачисления сумм налога в федеральный и региональный бюджеты. В результате этого федеральный налог на прибыль служит основным источником доходов региональных бюджетов.
в третьих, федеральные налоги наряду с выполнением своей фискальной функции способны оказывать большое влияние на социально-экономические процессы. Эти возможности федеральных налогов будут показаны в процессе характеристики каждого из них.
1.2. Понятие косвенных налогов
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы.
Среди прямых налогов выделяются:
- реальные, которыми облагается
предполагаемый средний доход,
полученный от объекта
- личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т. е. эти налоги регрессивны по своей сути.
Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
1.3. Роль косвенных налогов для бюджета
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционирование
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью косвенных налогов
государство получает в свое распоряжение
ресурсы, необходимые для выполнения
своих общественных функций. За счет
них финансируются также
1.4. Основные тенденции развития косвенных налогов
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования существенным образом изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений всех звеньев бюджетной системы. Причём в России эти отношения всегда имели свои специфические особенности.
С 1991 года началась "коренная
перестройка бюджетной системы
страны, новые финансовые взаимоотношения
между центром и суверенными
республиками, между суверенными
и автономными республиками и
местными Советами". В рамках осуществляемых
реформ значительное место отводилось
децентрализации процесса управления
бюджетной системой, формированию новой,
рыночной структуры доходов бюджета,
сокращению и повышению эффективности
бюджетных расходов. Бюджетная система
страны распалась на союзный бюджет,
самостоятельные
1.5. Динамика поступлений косвенных налогов в бюджет Российской Федерации
Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице.
Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика