Косвенные налоги, их виды и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ НОВ.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

косвенный налог  акциз бюджет

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Формирование эффективной  налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного значения.

С принятием Государственной  Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия  о его завершенности и принципах  построения не ослабевает. И это  закономерно: современная отечественная  система налогообложения формировалась  на протяжении 90-х гг. посредством  приспособления советской налоговой  структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая  налоговая система с фискальным характером, не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в  обществе и стимулирование развития отечественного производства или поощрение  инвестиционной активности товаропроизводителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики.

Западные страны формировали  свою экономическую политику в течение  столетий принципами, опираясь на систему  государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной  и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики. В теории и на практике макроэкономического регулирования рыночной экономики произошли значительные перемены, изменились цели и методы государственной экономической политики, а также механизм налогового регулирования.

Современная налоговая система  характеризуется необычайной изощренностью  форм и методов обложения и  исключительным многообразием применяемых  налогов (в отдельных странах  существует около ста и более  различных видов налогов). Для  всех развитых и большинства развивающихся  стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются  существенные различия.

Основы существующей в  Российской Федерации налоговой  системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

С 1 января 1999 г. вступила в  действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса  Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Второй частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные  НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж. Налоговый кодекс призван  стать и непременно станет практически  единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная  с взаимоотношений налоговых  органов и налогоплательщиков и  кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Налоговый Кодекс – это новый  этап в формировании налоговой системы  Российской Федерации, который приближает ее к мировой модели налогообложения. Налоговый Кодекс призван вывести  на качественно новый уровень  взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Целью данной работы является определение понятия налогов  и их роли в жизни общества и  современного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

раскрыть понятие налогов, их виды;

определить место налогов  в обществе и государстве.

Основным методом решения  поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОСВЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОНЯТИЕ КОСВЕННЫХ  НАЛОГОВ. РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ  ДЛЯ БЮДЖЕТА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

 

1.1. Косвенное обложение, его значение

 

Налоги – это индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении налогоплательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Налоги как форма изъятия  государством части дохода общества обусловлены развитием общественного  разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных  субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.

Участвуя в мобилизации  ВВП и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают  и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и, следовательно, они входят в систему  производственных отношений.

Будучи особой сферой общественных отношений – распределительной, налоги отражают определенную сторону  объективной экономической действительности, т. е. выступают в роли экономической  категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством  распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Федеральные налоги составляют основу российской налоговой системы:

во-первых, они дают наибольшие поступления в бюджетную систему, т.е. несут основную фискальную нагрузку. Доля федеральных налогов в консолидированном  бюджете составляет около 90%;

во-вторых, федеральные налоги играют регулирующую роль в процессе перераспределения ресурсов между  регионами и территориями. В состав федеральных входят налоги, которые  распределяются по уровням бюджетной  системы и служат основными источниками  доходов региональных и местных  бюджетов.

В частности, по налогу на прибыль  предусмотрены самостоятельные  ставки для раздельного зачисления сумм налога в федеральный и региональный бюджеты. В результате этого федеральный  налог на прибыль служит основным источником доходов региональных бюджетов.

в третьих, федеральные налоги наряду с выполнением своей фискальной функции способны оказывать большое  влияние на социально-экономические  процессы. Эти возможности федеральных  налогов будут показаны в процессе характеристики каждого из них.

 

1.2. Понятие косвенных налогов

 

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

- реальные, которыми облагается  предполагаемый средний доход,  полученный от объекта обложения  (транспортный налог);

- личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т. е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

 

1.3. Роль косвенных налогов для бюджета

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а  расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов  государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы  по социальному обеспечению, которые  изменяют распределение доходов. Система  налогового обложения определяет конечное распределение доходов между  людьми.

 

 

1.4. Основные тенденции развития косвенных налогов

 

Переход от административно-командных  методов управления к рыночным методам  хозяйствования существенным образом  изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений  всех звеньев бюджетной системы. Причём в России эти отношения  всегда имели свои специфические  особенности.

С 1991 года началась "коренная перестройка бюджетной системы  страны, новые финансовые взаимоотношения  между центром и суверенными  республиками, между суверенными  и автономными республиками и  местными Советами". В рамках осуществляемых реформ значительное место отводилось децентрализации процесса управления бюджетной системой, формированию новой, рыночной структуры доходов бюджета, сокращению и повышению эффективности  бюджетных расходов. Бюджетная система  страны распалась на союзный бюджет, самостоятельные республиканские  и местные бюджеты, в результате чего появилось более чем 55 тыс. автономных бюджетов. Потребовалась перестройка  межбюджетных отношений и возникла объективная необходимость выработки  и формирования новых принципов  этих отношений.

 

 

1.5. Динамика поступлений косвенных налогов в бюджет Российской Федерации

Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице.

Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика