Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:47, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
ГЛАВА 3. АКЦИЗЫ.
Акцизы – это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф. Основными документами, регулирующими начисление и уплату акцизов, являются: Закон РФ от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» и Инструкция МНС РФ от 10.07.2000г. № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов».
Акцизы возникли в X – XI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817г. взимание в России акцизов с крепких напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.
В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ.
Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов на нефтепродукты, производимым на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 87 944,5 млн. рублей (0,15 % к ВВП), в том числе акцизов на: автомобильный бензин – 55 839,6 млн. рублей; прямогонный бензин – 5 362,6 млн. рублей; дизельное топливо – 25 976,1 млн. рублей; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 766,2 млн. рублей. Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов на нефтепродукты, производимым на территории Российской Федерации, на 2013 год прогнозируются в сумме 140 788,2 млн. рублей (0,22 % к ВВП), в том числе акцизов на: автомобильный бензин – 87 191,1 млн. рублей; прямогонный бензин – 7 916,7 млн. рублей; дизельное топливо – 44 509,3 млн. рублей; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 1 171,1 млн. рублей.
Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары мало эластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Переходная экономика
может выиграть от рациональной организации
акцизных схем, поскольку налог может
выступать значительным источником
налоговых поступлений на ранних
этапах переходного периода. Организация
системы акцизов относительно проста
и может дать налоговому ведомству
и его сотрудникам значительный
опыт по работе с товарами, сделки с
которыми осуществляются в рамках рыночной
экономики. Такой опыт поможет заложить
основу более сложных методов
аудита и контроля, необходимых для
работы с НДС и подоходным налогом.
Таким образом, акцизы могут обеспечить
как доходы, помогающие справляться
с трудностями переходного
В дополнение, существуют определенные
выгоды от обложения акцизами определенных
товаров, считающихся вредными, или
ассоциирующихся с негативными
побочными явлениями. Налогообложение
может отчасти
Для достижения этой цели акцизы
должны быть просты как в организации,
так и в применении, что достигается
за счет поддержания минимального перечня
подакцизных товаров. В настоящее
время большинство стран
Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока. Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используется для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленных вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная не эластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Ключевым направлением реформирования
акцизного налогообложения
С 1 января 2001г. вступает в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации. Глава 22 (статьи 179-206) посвящена акцизам, являющимся обязательными к уплате налога на территории РФ.
В данной главе порядок исчисления и уплаты акцизов прописан в основном исходя из действующих норм налогового законодательства, но в тоже время имеются существенные изменения и дополнения.
ГЛАВА 4. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
Таможенная пошлина - это
одна из разновидностей косвенных налогов,
которой облагается внешнеторговый
оборот при перемещении товаров
через таможенную границу. Уплата таможенной
пошлины носит обязательный характер.
Товары и транспортные средства, перемещаемые
через российскую таможенную границу,
подлежат обложению таможенной пошлиной
в соответствии с Законом Российской Федерации
"О таможенном тарифе".
Таможенные платежи
В настоящее время в перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу входят:
- таможенная
пошлина;
- экспортные пошлины
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- сборы за выдачу
лицензий таможенными органами и возобновление
действия лицензий;
- сборы за выдачу
квалификационного аттестата специалиста
по таможенному оформлению;
- таможенные
сборы за таможенное оформление;
- таможенные
сборы за хранение товаров;
- таможенные
сборы за таможенное сопровождение товаров;
- плата за информирование
и консультирование;
- плата за принятие
предварительного решения;
- плата за участие
в таможенных аукционах;
- платежи, взимаемые
по единым ставкам (упрощенный порядок
взимания таможенных платежей);
- сбор за включение
банков и иных кредитных учреждений в
реестр ГТК.
Таможенные пошлины имеют
следующие основные цели: рационализацию
товарной структуры ввоза товаров;
поддержание соответствующего соотношения
ввоза и вывоза товаров, валютных
доходов и расходов; создание условий
для прогрессивных изменений
в структуре производства и потребления
товаров; защиту экономики страны от
неблагоприятных воздействий
Ставки ввозных и вывозных
таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются
Правительством Российской Федерации,
являются едиными и не подлежат изменению
в зависимости от лиц, перемещающих
товары через границу. Они служат
инструментом оперативного регулирования
внешнеэкономической
В настоящее время применяются
только импортные таможенные пошлины.
Импортный таможенный тариф РФ установлен Постановлением Правительства
РФ N 1560 от 27.12.96.
Ставки ввозных таможенных пошлин применяются
дифференцированно в зависимости от страны
происхождения товара. Если товар происходит
из страны, в торгово-политических отношениях
России с которой действует режим наибольшего
благоприятствования (РНБ), применяются
ставки, в установленном Правительством
размере.
Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются,
если страной происхождения товара является
страна, в торгово-политических отношениях
с которой не применяется режим наибольшего
благоприятствования (РНБ).
Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются
вдвое при обложении товаров, происходящих
из развивающихся стран, являющихся пользователями
национальной схемы преференций. Перечень
таких стран утвержден Постановлением Правительства
РФ N 1057 от 13.09.94. В отношении товаров, происходящих
из наименее развитых стран - пользователей
национальной системой преференций Российской
Федерации, ввозные таможенные пошлины
вообще не взимаются.
Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
В России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
• адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
• специфические, начисляемые в определенном размере (ЭКЮ) за единицу облагаемых товаров;
• комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенных пошлин.
При исчислении сумм таможенных
пошлин, взимаемых по специфическим
ставкам, установленным в ЭКЮ
за килограмм массы товара, или
комбинированным ставкам со специфической
составляющей в ЭКЮ за килограмм
массы товара, в качестве расчетной
базы используется масса товара с
учетом его первичной упаковки, которая
неотделима от товара до его потребления
и в которой товар
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться по решению Правительства сезонные пошлины; по сроку действия они С не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.
Для защиты экономических
интересов страны по отношению к
ввозимым товарам могут временно
применяться особые виды пошлин: специальные,
антидемпинговые и
Специальные пошлины служат защитным средством, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров. Демпинговые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, не защищенного соответствующими торговыми соглашениями.
Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, так как по сути она содержит коммерческую тайну. Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально-подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.
Таможенный орган вправе
принимать решения о
Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика