Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа
Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Косвенные налоги
1.1 Косвенное обложение, его значение…………………………………………4
1.2 Роль косвенных налогов для бюджета………………………………………5
1.2.1 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации………………….5
1.2.2 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации………………………...7
1.2.3 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации…………………...11
1.2.4 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации…………………………….12
1.2.5 Доходы от поступлений ввозных таможенных пошлин……….13
1.2.6 Доходы от поступлений вывозных таможенных пошлин……..13
1.2.7 Доходы от поступлений таможенных сборов…………………….17
1.2.8 Доходы федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа…………………………………………………………………………...17
1.2.9 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности………………………...…18
2. Виды косвенных налогов. Плательщики косвенных налогов……..22
3. Налог на добавленную стоимость
3.1 Экономическое содержание НДС…………………………………………..23
3.2 Плательщики, ставки и льготы при обложении НДС……………………..24
3.3 Преимущество НДС по сравнению с универсальным налогом…………..29
3.4 Значение НДС для бюджета………………………………………………...30
4. Таможенные пошлины
4.1 Понятие и виды таможенных пошлин……………………………………..31
4.2 Таможенный тариф………………………………………………………….34
4.3 Роль таможенных пошлин в регулирование экономики………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….39
2. Виды косвенных налогов. Плательщики косвенных налогов
Существует три вида косвенных налогов: таможенные пошлины; акцизы, фискальные монопольные налоги.
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Косвенные налоги | ||
Акцизы | Фискальные монопольные налоги | Таможенные пошлины |
1. Индивидуальные: на пиво. на сахар. на бензин. и т. д. 2. Универсальные однократный. многократный. 3. Налог на добавленную стоимость. 4. Налог с продаж.
| 1. На соль. 2. На табак. 3. На спички. 4. На спирт. 5. и т.д. | 1. по происхождению: экспортные. импортные. транзитные. 2. по целям: фискальные. протекционные. сверхпротекционные. антидемпинговые. преференциальные. 3. по ставкам: специфические. адвалерные. смешанные. |
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые с импорта, экспорта и транзита товаров. В развитых странах преимущественно применяются импортные таможенные пошлины.
Основной формой косвенного налогообложения являются акцизы, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских товаров (спиртные напитки, пиво, табачные изделия, легковые автомобили и др.). Такие акцизы называются индивидуальными в отличие от универсального акциза, которым дополнительно облагается вся продажа товаров и услуг на территории данной страны.
Универсальный акциз в форме налога на добавленную стоимость действует почти во всех странах Западной Европы. В США и некоторых других странах этот акциз применяется в форме налога с валовой суммы продаж. Таким образом, реальному обложению налогом на каждом этапе подлежит только та часть стоимости товара или услуги, которая «добавлена» на этом этапе (заработная плата плюс прибыль), что и отражено в самом названии налога. В результате вся тяжесть налога перекладывается на конечного потребителя.
Фискальные монопольные налоги, при которых государство вводит монополию на производство и реализацию товаров массового потребления (водка, табак), и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги
Косвенные налоги - это налоги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф, то есть налоги на потребление, реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком (носителем налога). Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик - потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Поэтому косвенные налоги называют налогами на расходы или на потребление (при купле-продаже). Здесь субъект налога, как правило, не совпадает с носителем налога, так как уплачивает его в бюджет продавец, а косвенным плательщиком выступает покупатель.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
3. Налог на добавленную стоимость
3.1 Экономическое содержание НДС
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является
добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и
обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории
универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося
основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
По состоянию на 31 декабря 1993 г. НДС взимался в 43 странах
Но в ряде ведущих стран он не применялся. Так, в США признано нецелесообразным использование НДС из опасения преобладания косвенных налогов в ущерб прямым.
При решении задачи развития рыночных отношений в России
возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы, необходимостью обеспечения стабильного источника доходов в бюджет, систематизацией налогов.
Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время в отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.
3.2 Плательщики, ставки и льготы при обложении НДС
Круг плательщиков НДС очень широк. При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом «О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).
1. К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и некоммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность. К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности.
2. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота.
3. К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.
К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.
4. Плательщиками НДС являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою деятельность, чтобы выступить плательщиками налога.
5. Необходимо учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками НДС в первую очередь в отношении тех облагаемых оборотов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) на территории России. Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками НДС являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Важный элемент налога — его ставки. При введении НДС в 1992 г. была установлена единая ставка — 28%. Ее величина была Рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС.
Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Для сравнения приведем основные ставки этого налога: в Австрии — 20%, в Бельгии — 19, в Дании — 22, во Франции — 18,6, в ФРГ — 14, в Норвегии — 20, в Швеции — 23,5, в Англии — 15%.
Кроме того, ставки могут быть дифференцированными, так, например, во Франции в 1988 г. действовали четыре ставки налога Предельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь -33,33%. Сокращенная ставка на товары культурно-образовательного назначения — 7%. Минимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), — 5,5%. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5; 18,6; 28%. В дальнейшем в рамках соглашения ЕЭС останутся две ставки: 18,6% — нормальная, 5,5% — сниженная.
Недолго сохранялась единая ставка и в России. Уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10%.
В 1995 г. был сужен круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, и стал ограничен перечнем, утвержденным Правительством РФ.
С 1 января 2004 года ставка НДС составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действуют также пониженная ставка 10%; для экспортных товаров – ставка 0%. (Таблица 2)Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
Расчетные ставки используются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы и т.д.
Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика