Косвенные налоги, их виды и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Косвенные налоги
1.1 Косвенное обложение, его значение…………………………………………4
1.2 Роль косвенных налогов для бюджета………………………………………5
1.2.1 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации………………….5
1.2.2 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации………………………...7
1.2.3 Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации…………………...11
1.2.4 Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации…………………………….12
1.2.5 Доходы от поступлений ввозных таможенных пошлин……….13
1.2.6 Доходы от поступлений вывозных таможенных пошлин……..13
1.2.7 Доходы от поступлений таможенных сборов…………………….17
1.2.8 Доходы федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа…………………………………………………………………………...17
1.2.9 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности………………………...…18
2. Виды косвенных налогов. Плательщики косвенных налогов……..22
3. Налог на добавленную стоимость
3.1 Экономическое содержание НДС…………………………………………..23
3.2 Плательщики, ставки и льготы при обложении НДС……………………..24
3.3 Преимущество НДС по сравнению с универсальным налогом…………..29
3.4 Значение НДС для бюджета………………………………………………...30
4. Таможенные пошлины
4.1 Понятие и виды таможенных пошлин……………………………………..31
4.2 Таможенный тариф………………………………………………………….34
4.3 Роль таможенных пошлин в регулирование экономики………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….39

Файлы: 1 файл

кур по финансам2.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Таблица 2

 

Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке

Налоговая ставка

Основание

Основная

Расчетная (Р)

- реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. 1 – 10 п. 1 ст. 164 НК РФ

0%

-

ст. 164 ч. II НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ

- реализация продовольственных товаров (по специальному перечню);

- реализация товаров для детей (по специальному перечню);

- реализация периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический  характер);

- реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства

10%

          10

Р =  --------   х 100%

      100 + 10

 

- в случаях, не указанных выше

 

18%

         

          18

Р =  --------   х 100%

      100 + 18

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

10%

18%

-

 

Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость. Их перечень единый для всей террито­рии РФ и не может быть изменен решением местных органов вла­сти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, по­ставляемую в другие государства — участники СНГ.

В том случае, если предприятие производит и реализует одно­временно товары, работы, услуги, как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налог необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров, работ, услуг.

Будучи косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Льготы по НДС носят социально-выраженный характер, в част­ности НДС не облагаются:

•    производство лекарственных средств, изделий медицинско­го назначения на всех стадиях производства;

•    производство детского питания, товаров для детей;

•    оказание платных медицинских услуг;

•    услуги учреждений культуры, искусства, театрально-зре­лищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекатель­ные мероприятия;

•    составление библиографических списков, справок, катало­гов книг и литературы и другие аналогичные услуги;

•    услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производство образовательных услуг, ведение образовательной деятельности);

•    продажа почтовых марок (кроме коллекционных), марки­рованных открыток, конвертов, лотерейных билетов;

•    реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и куль­турой;

•    услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

•    сельхозтовары собственного производства, реализуемые пенсионерам из числа бывших работников этих предприятий и работающим по установленным нормам;

•    квартплата, плата за общежитие;

•    стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватиза­ции;

•    услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки;

•    собственная продукция столовых при учебных заведениях, больницах, детских дошкольных учреждениях, финансируемых полностью или частично из бюджета;

•   товары, работы, услуги, производимые и реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работающих (за исключением снабженческо-сбытовой, торговой и закупочной деятельности);

•   товары, работы, услуги всех предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов.

Другие обороты, не облагаемые НДС:

•   товарооборота для дипломатического корпуса; экспортируе­мые за пределы СНГ товары, работы, услуги;

•   операции страхования и перестрахования; операции с ва­лютой, обращением банкнот, денег; банковские операции, за ис­ключением операций по инкассации;

•   патентно-лицензионные операции; операции, облагаемые пошлиной, лицензионными, регистрационными сборами, а так­же сборами налогового характера;

•   фотокопирование, видеопрокат и другие аналогичные услу­ги; ритуальные услуги; обороты по передаче объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения на балансы местных администраций;

•   обороты по реализации бесхозного имущества; изделий на­родных промыслов.

o                 3.3 Преимущество НДС по сравнению с универсальным налогом

Налоги на потребление как особая группа косвенных налогов давно уже используются в практике налогообложения. Но первоначально - до 50-х годов - в эту группу входили только налог с оборота и налог на продажи. Налог с оборота взимался на каждой стадии движения товаров от производителя до конечного потребителя, то есть многократно. Налог на продажи взимается единожды, обычно на стадии торговли - оптовой или розничной, как доля (в %) от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Международная практика знает примеры использования налога с оборота в несколько суженном варианте, когда этим налогом облагались не все, а лишь некоторые стадии оборота товаров.

Правда, в течение века структура косвенных налогов в США (как впрочем и в других развитых странах) заметно изменилась. Наиболее яркое изменение к концу XX в. - резкое снижение значения таможенных пошлин. В качестве примера можно назвать налог с оборота в СССР. Этот налог собирался лишь с продукции отраслей II подразделения, выпускающих продовольствие и другие потребительские товары (текстильная, обувная, табачная, вино-водочная промышленность; исключение составляли мясо, овощи, медикаменты и некоторые другие товары). Продукция же тяжелой промышленности этим налогом, в основном, не облагалась. Исключение составляли те отрасли тяжелой промышленности, которые были связаны с выпуском определенных потребительских товаров (нефтяная, газовая, автомобильная). Поэтому некоторые отечественные экономисты считают, что использовавшийся в СССР налог с оборота был, если судить по международным стандартам, для большинства облагаемых товаров и услуг разновидностью налога на продажи, а для некоторых видов продукции (алкогольной и табачной) - разновидностью акцизов. Налог с оборота в начале 1992 г. был заменен заметно большим НДС, что примерно вдовое увеличило рост цен.

Широкое распространение налог с оборота получил в период Первой мировой войны для покрытия значительных фискальных нужд. Налог вызвал серьезные нарекания и предпринимателей, и потребителей, прежде всего из-за многократного подорожания товаров по мере прохождения ими последовательных стадий производства и обращения и вызванного этим уменьшения потребления соответствующих товаров. Кроме того, налог с оборота прямо не зависит от реального вклада каждой стадии производства в стоимость конечного продукта (из-за различной доли материальных затрат на отдельных стадиях переработки). А это означает, что налог с оборота, кроме всего прочего, оказывается зависимым от изменений числа стадий производства и реализации. Поэтому после Первой мировой войны в большинстве стран налог с оборота не использовался. С началом Второй мировой войны рост военных фискальных нужд вновь заставил многие западные страны либо вернуться к этому налогу, либо использовать налог на продажи. Правда, применение последнего лишило государство возможности воздействовать на все стадии движения товара от производителя к потребителю.

Из-за возросших фискальных нужд в результате существенного усиления роли государственного регулирования экономики после окончания Второй мировой войны западные страны не отказались от налогов на потребление. Вместо этого был избран другой путь - налог с оборота и налог на продажи были заменены налогом на добавленную стоимость. Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (то есть на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции). Для предприятия величина "добавленной стоимости" представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов). Налогооблагаемая база для НДС включает зарплату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) сюда не включаются.

Пионером в изменении структуры налогов на потребление выступила в 1954 г. Франция, которая заменила ранее использовавшийся налог с оборота на НДС. Имелось в виду, что НДС, сохраняя достоинства других налогов на потребление, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и в отличие от налога на продажи позволяет государству воздействовать на все стадии. Во-вторых, поскольку НДС налагается лишь на добавленную стоимость каждой стадии, он впрямую зависит от реального вклада этой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения). В результате НДС не зависит от изменения числа стадий оборота товара от производителя к потребителю (то есть от изменения организационной структуры экономики, обычно определяющей величину материальных затрат, а не величину добавленной стоимости).             

     НДС фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах бюджета.

o                 3.4 Значение НДС в формировании бюджета РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС), являясь важнейшим косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются: организации; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ; индивидуальные предприниматели, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период по НДС - календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период включает квартал. Применяются следующие налоговые ставки:

- ставка 0% - при реализации экспортируемых товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств -- членов СНГ), работ (услуг) по сопровождению и транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, товаров, помещенных под таможенный режим транзита и импортируемых в РФ, и иные подобные работы (услуги);

- ставка 10% - при реализации ряда продовольственных товаров и товаров для детей, согласно перечням, содержащимся в НК, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

- в остальных случаях - ставка 18%.

В ряде случаев налогообложение производится по расчетным налоговым ставкам.

Предусмотрены следующие порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Неналоговые органы производят зачет самостоятельно, а возврат - по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.

Информация о работе Косвенные налоги, их виды и характеристика