Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:45, контрольная работа
1.Экономическая сущность финансов.
2.Сущность и роль территориальных финансов. Состав территориальных финансовых ресурсов.
ВОПРОС №1.Экономическая сущность финансов,их природа.история развития…………3
ВОПРОС №2.Сущность и роль территориальных финансов.Состав территориальных финансовых ресурсов…………………………………………………………………………..11
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………..17
Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.
С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):
экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической
мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;
вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;
из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;
интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.
Все эти тезисы с очевидностью находят подтверждение в современном состоянии и тенденциях развития глобальной финансовой системы. Так, в отношении последнего тезиса помимо примера с созданием европейской денежной единицы евро можно привести и такой менее известный, но весьма значимый факт, как принятие в 2000 г. базового набора стандартов бухгалтерского учета и представления отчетности, которому будут следовать все фондовые биржи мира; иными словами, эти стандарты будут использоваться вместо национальных при подготовке отчетности в том случае, если компания намеревается попасть в листинг солидной фондовой биржи.
В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Ключевыми разделами, послужившими основой формирования этой науки и (или) вошедшими в нее составными частями, являлись: теория полезности (utility theory), теория арбитражного ценообразования (arbitrage pricing theory), теория структуры капитала (theory of capital structure), теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов (portfolio theory and capital asset pricing model), теория ценообразования на рынке опционов (option pricing theory) и теория предпочтений ситуаций во времени (state-preference theory).
Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
ВОПРОС №2.Сущность и роль территориальных финансов.
Состав территориальных финансовых ресурсов
Концептуальная разработка проблем, касающихся стабилизации и тенденций развития территориальных финансов России, предопределяется коренными изменениями во взаимоотношениях между органами государственной власти различного уровня и муниципальными органами власти при переходе от унитарной к федеративной модели российской государственности. Становление Российской Федерации как суверенного государства дало мощный толчок развитию реальных федеративных отношений, обеспечив трансформацию управления общественными финансами и выход их на траекторию качественно нового уровня функционирования.
На сегодняшний день насущно необходимым для российской государственности является осознание того, что сохранение и укрепление территориальной целостности страны и ее федеративной основы во многом определяются гармонизацией усилий и интересов Федерации, регионов и муниципальных образований в решении вопросов стабильного и долговременного социально-экономического прогресса. Становится вполне очевидным, что без серьезного продвижения в разработке и реализации новой, более совершенной модели российского федерализма невозможно эффективное обеспечение территориальной целостности государства, его внутренней и внешней безопасности. В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федеративных отношений необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти различных терри-ториальных образований России, а также наличие особой политической культуры и последовательности властей всех уровней в отстаивании как общенациональных, так и региональных (территориальных) интересов.
В настоящий момент с определенной долей уверенности можно говорить о прохождении наиболее сложной точки реформационных процессов в стране.Вместе с тем в России до настоящего времени нет достаточной ясности относительно научно обоснованных критериев и механизмов оптимизации финансовых потоков между федераль ным центром и регионами. Не сложились и не закрепились в должной мере многие звенья государственного управления. Дальнейшие перспективы российского федерализма пока находятся в стадии значительной неурегулированности тех принципов и институциональных основ, которые могли бы лечь в основу модели реального федерализма в России.
Все это предопределяет необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем функционирования территориальных финансов.
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
СОСТАВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
Федеративное государственное устройство России предполагает наличие двух уровней власти: федерального и территориальных. Органы власти каждого уровня для осуществления своих функций обеспечиваются определенными финансовыми ресурсами. Источниками этих ресурсов являются государственные финансы соответствующего уровня, в основном, федеральный бюджет и территориальные бюджеты соответственно, а также средства внебюджетных фондов и кредитные ресурсы.
Таким образом, к территориальным финансам можно отнести средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, территориальных внебюджетных фондов и т. п., которые обеспечивают финансирование социально-культурных мероприятий в регионах, коммунально-бытовое обслуживание населения и осуществление мероприятий по некоторым другим направлениям.
Из этого следует, что территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие территорий .
Сущность территориальных финансов проявляется в их функциях.
Территориальные финансы – это одна из составных частей финансов государства. Следовательно, на них переносится часть функций государственных финансов . Различные экономисты выделяют разное количество таких функций (как и в случае с государственными финансами). К основным функциям, которые выделяются во всех источниках, относятся:
> Распределительная функция, т. е. с помощью территориальных финансов распределяется и перераспределяется стоимость валового внутреннего продукта с целью обеспечения территорий финансовыми ресурсами.
> Контрольная функция, которая позволяет контролировать пропорции в распределении средств между центральными и местными органами власти, формирование территориальных фондов денежных средств, достаточность финансового обеспечения территорий, эффективность использования денежных средств и т. п.
Иногда к этим функциям добавляют еще две:
> Стимулирующую функцию, которая проявляется в том, что маневрируя различными финансовыми инструментами, государство, территориальные органы власти и органы местного самоуправления создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и этим способствуют решению актуальных для общества проблем.
> Фискальную функцию, которая связана с изъятием части доходов организаций и граждан в пользу государства в виде налогов и сборов через систему региональных и местных бюджетов .
Однако эти две функции необязательно рассматривать отдельно – их можно включить в состав распределительной функции. Действительно, стимулирующую функцию финансы выполняют лишь после распределения средств по некоторым направлениям, т. е. выполнение этой функции можно считать лишь последствием выполнения распределительной функции. Фискальная функция может рассматриваться как частный случай распределительной функции, т. к. органы власти разного уровня также являются субъектами хозяйствования .
Роль территориальных финансов разнообразно. Посредством территориальных финансов государство осуществляет свою политику в регионах исходя из особенностей этой политики, определяются направления расходования средств и источники их получения.
Например, через территориальные финансы государство проводит социальную политику. Через территориальные бюджеты осуществляется финансирование большей части образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. п.
С помощью территориальных финансов государство регулирует экономическое развитие территорий путем проведения соответствующей территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики, а именно: предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. Кроме того, используя территориальные финансы, государство может выравнивать уровни экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости регионов разрабатываются специальные целевые программы, которые финансируются в основном за счет средств территориальных бюджетов.
В целях пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Инструментами такого регулирования являются средства специально создаваемых фондов, применение налоговых льгот и санкций .
Таким образом, назначение территориальных финансов, основные направления использования средств тесно связаны с осуществлением рассмотренных выше функций финансов. Т. к. функции территориальных финансов можно считать частью функций органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, то возникает следующая связь между рассмотренными категориями: для осуществления территориальными органами власти возложенных на них функций необходимы определенные финансовые средства. В ходе мобилизации этих средств в бюджеты возникают отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Основы и направления этих отношений определяются финансово-бюджетной политикой региона.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Цели и задачи в области государственных финансов определяются именно финансово-бюджетной политикой. Так, территориальная финансово-бюджетная политика обычно выражается в следующих действиях:
> обеспечение детерминированных расходов территориального бюджета;
> участие территориального бюджета в эффективных инвестиционных проектах;
> финансовая поддержка организаций, продукция и услуги которых необходимы территории;
> размещение территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг;
> оказание помощи малоимущим слоям населения.
Все действия, осуществляемые территориальными органами власти в области финансов и бюджета, должны соответствовать этим положениям и не противоречить им.
Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. Их основными источниками являются бюджетные ассигнования, средства субъектов хозяйствования, кредитные ресурсы и средства домашних хозяйств. Перечисленные средства можно считать составными элементами территориальных финансов.
Основная составная часть территориальных финансов – территориальные бюджеты. В настоящее время полномочия и задачи территориальных органов власти расширяются, следовательно, растет и их финансовая база. Т. е. сумма средств, аккумулируемых в территориальных бюджетах, возрастает, что повышает их роль в бюджетной системе страны
К средствам субъектов хозяйствования относятся:
> средства предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, т. к. результаты их финансовой деятельности становятся собственностью этих органов;