Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

1. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов.
2. Финансы предприятий и организаций как основа системы финансов, принципы их организации, пути укрепления.
Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом, являющимся их самостоятельным структурным подразделением. На небольших предприятиях финансовый отдел может быть совмещен с отделом сбыта (финансово-сбытовой отдел) или бухгалтерией (бухгалтерско-финансовый отдел).

Файлы: 1 файл

контрольная со списоком литературы.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Вариант 2.

        1. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов.

Сущность финансов как  экономической категории проявляется  в их функциях. Функции – это  проявление сущности в действиях, специфический  способ выражения присущих финансам свойств.

Финансовые отношения  охватывают две сферы экономических  денежных отношений:

1)   опосредующих  кругооборот децентрализованных  денежных фондов предприятий  разных форм собственности и  домашних хозяйств;

2)  связанных с формированием  и использованием централизованных денежных фондов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе.

Как экономическая категория  финансы обладают функциями. Функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.

На западе в первую очередь речь шла о производстве частных и общественных благ. Другими  словами, были поставлены вопросы о  необходимости участи государства  в экономике, о границах его вмешательства  в хозяйственную деятельность компаний, населения (рынка), о показателях его экономической эффективности и т.п.

Первая школа политической экономии – меркантилизм (16-18вв.)- стала  выразителем интересов купечества, которое развивало мировую торговлю, и которому государство должно было помогать в расширении его международной деятельности. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: богатство отождествляется с деньгами, а накопление денежного богатства связывается с активной ролью государства, с сильной государственной властью.

В отличие от меркантилистов Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчёркивал значение государства с точки зрения, во-первых, охраны и защиты частной собственности от посягательств со стороны как других членов данного общества, так и зарубежных стран и, во-вторых, производства таких благ, которые не выгодны частным производителям. Давид Рикардо (1772-1823) посвятил своё основное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) анализу основ налогообложения. Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Принципах политической экономии» (1848) вплотную подошёл к пониманию «провалов» (неэффективности, неспособности) рынка, обоснованию необходимости вмешательства государства в экономической жизни общества.

Однако в 30-е годы 19в. либеральная доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную, которая отстаивала свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и современную реформистскую либеральную концепцию, которая, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, ратовала за активную роль государства. Во главе этого интереса стояли И. Бентам, Дж.Милль, Д.С. Милль.

По мере того, как борьба с феодальной идеологией отходила на задний план, философия хозяйства  вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству уже более скромную роль. В частности, анализу государства была посвящена лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс» (1890). В ней он освещал традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые- проблему перемещения налогового бремени.

Критика вмешательства  государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834-1910) «Очерках социальной экономии. Теории распределения общественного  богатства» (1896). Он выступал за минимизацию  роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на собственность.

Однако подлинную революцию  в экономической теории произвела  опубликованная в 1936 году «Общая теория занятности, процента и денег» Джона  Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления  западной экономической мысли- кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс выступал за обеспечение эффективного спроса, дефицитное финансирование, циклическое балансирование бюджета.

В 1970-1980-е гг. новые направления неоклассики заметно потеснили кейнсианство. Среди них был монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен, доходов и занятности, а также новая классическая экономика, теория общественного выбора. Главными постулатами стали свободно предпринимательство, ограничение государственного регулирования, «экономика предложения».

Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение экономической категории.

В экономической науке  нет единого мнения о числе  функций финансов. Большинство экономистов  считают, что финансы выполняют три функции: 1) распределительную, 2) контрольную, 3) регулирующую.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения  на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции  осуществляется распределение новой стоимости и перераспределение этой стоимости.

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени.

1.   Формирование фондов денежных  средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства.

2.  Распределение денежных фондов  через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

3.  Использование денежных фондов  призвано обеспечить на микроуровне  расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народно-хозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

В результате распределения ВВП  и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1)  прибыль предприятий;

2)  отчисления в социальные, внебюджетные  фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных доходов  материального производства — это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость распределения и  перераспределения ВВП и НД связана: 1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной; 3) существованием различных социальных групп населения.

Этот процесс осуществляется прежде всего через финансы при использовании  таких инструментов, как обмены, расходы, налоги, кредит, цены и др. В  результате формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.

В РФ распределение и перераспределение ВВП и НД происходят в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики  в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов позволяет:

1)  образовывать денежные фонды  на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2)  создавать не просто денежные  фонды, а фонды целевого назначения;

3) осуществлять межотраслевое,  межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;

4)  формировать необходимые резервы  на уровне как предприятий, так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля — сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, об обеспеченности производственного процесса необходимыми ресурсами.

Контрольная функция финансов проявляется:

•     до наступления распределительного процесса, т.е. в тот период, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

•     при использовании  фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

•     при подведении итогов, составлении оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция  реализуется через:

1)  финансово-хозяйственный  контроль на отдельных предприятиях — на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2)  финансово-бюджетный  контроль — при выполнении  налоговых платежей и выполнении  финансирования из бюджетных  ресурсов;

3)  кредитно-банковский  контроль — при использовании  принципов кредитования и денежных расчетов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его  деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению  качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Финансовый механизм. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм — это совокупность видов и форм финансовых отношений, условий и методов исчисления при формировании и применении централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства.

Влияние финансового  механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной  стороны, через ее структуру, в которой  выделяются три группы — механизм государственно-муниципальных финансов, механизм предприятия и страховой механизм, нацеленные на решение конкретных задач и достижение реального эффекта. С другой стороны, финансовый механизм воздействует через величину финансовых ресурсов, которые формируются в распоряжении экономических агентов и направляются на удовлетворение потребностей общества.

Построение финансового  механизма происходит в соответствии с финансовой политикой и нормами  финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

        1. Финансы предприятий и организаций как основа системы финансов, принципы их организации, пути укрепления.

 

 Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом, являющимся их самостоятельным структурным  подразделением. На небольших предприятиях финансовый отдел может быть совмещен с отделом сбыта (финансово-сбытовой отдел) или бухгалтерией (бухгалтерско-финансовый отдел). Начальник финансового отдела подчиняется руководителю и несет с ним ответственность за финансовое состояние предприятия.

В состав финансового  отдела предприятия могут входить  начальник отдела, зам. Начальника, старшие экономисты, экономисты, кассир, кассир-инкассатор, машинистка.

В задачи финансовых служб  предприятия входят:

·     создание финансовых ресурсов для производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли, повышение рентабельности;

·     выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящей организацией, по выплате заработной платы и других обязательств, вытекающих из финансового плана, а также организация расчетов;

·     содействие наиболее эффективному использованию производственных фондов и инвестиций;

·     разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов;

·     осуществление мер по эффективному использованию ПФ, доведению размеров собственных средств до установленных экономически обоснованных нормативов, обеспечению сохранности и ускорению оборачиваемости ОС; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности и ускорением оборачиваемости ОС.

Таким образом, финансовая служба предприятия призвана играть важную роль в процессе производства и реализации продукции.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"