Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........4
1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи ………………........…………………………………...5
1.1 Экономическая сущность государственного долга ………………………5
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия……………………………………………………………………....9
1.3 Государственный долг в Республике Беларусь …………………………..14
2 Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь …………..19
2.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет………….19
2.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет …………….21
3 Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь ……………………………..24
3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом …………….....24
3.2 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь……………………………………………………………….…………29
Заключение…………………………………….…….………….……………….33
Список использованных источников ………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОС.ДОЛГ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

5. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

1) Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

2) Текущий государственный долг  составляют расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг можно также классифицировать как по типу кредиторов (долг международным организациям, банкам, органам управления других государств, зарубежным компаниям, физическим лицам и т.д.), так и по типу долгового обязательства (облигации, векселя, ссуды и др.) [22, с. 59-63].

Таким образом, к основным функциям государственного долга относятся фискальная и стабилизирующая. Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физически-ми и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Правовыми принципами государственного внутреннего долга являются возвратность, добровольность, срочность и возмездность. Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Основными причинами появления внешнего долга являются прямое  заимствование средств у иностранных государств, частных компаний и продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего.

 

 

1.3 Государственный долг  в Республике Беларусь

 

 

Государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь  на определенный период времени.

Государственный долг Республики Беларусь имеет следующие формы долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики  Беларусь как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени Республики Беларусь;

- государственные гарантии, гарантии  правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

- соглашения и договоры, заключенные  от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Республики  Беларусь прошлых лет [12, с. 69].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

В соответствии с Бюджетным кодексом, под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности [2]

Внутренний государственный долг в Республике Беларусь может выступать в виде:

1) займов, выпускаемых в форме ценных бумаг для юридических лиц (облигации, номинированные в иностранной или национальной валюте) и физических лиц (облигации государственного сберегательного займа или государственного валютного выигрышного займа Республики Беларусь) от лица Совета Министров Республики Беларусь;

2) кредитов Национального банка  Республики Беларусь;

3) других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров  Республики Беларусь.

Под управлением внутренним  государственным  долгом  понимается определение  условий выпуска,  размещения,  обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.

Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.

Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками [12, c. 70-71].

В соответствии с данным документом Министерство финансов Республики Беларусь регулирует вопросы управления, обслуживания и погашения, ответственности, учета и контроля обязательств, возникающих в результате привлечения внешних заимствований, только от имени нашей страны Правительством по решению Президента Республики Беларусь, а также резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса внешний государственный долг Беларуси – это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов отвечает за возврат таких займов [2].

Кроме того, существует долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков) и долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом.

Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования [7, с. 8-10].

Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Министерство экономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации (конечно, в такой работе принимают непосредственное участие Министерство финансов и Национальный банк).

Одной из важнейших составляющей валового внешнего долга является  внешний государственный долг.

В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:

- кредиты и займы государства  или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;

- рыночные ценные бумаги, выпущенные  государством или его уполномоченными  органами на международных рынках  капитала;

- гарантии и иные косвенные  обязательства государства и  его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

1) покрытия дефицита республиканского бюджета;

2) пополнения валютных резервов  Республики Беларусь;

3) реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

4) решения острых социальных  и экологических проблем, ликвидации  последствий стихийных бедствий;

5) импорта сырья, энергоресурсов  и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Можно сделать вывод, что государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный период времени. Под внутренним  государственным  долгом понимается выраженная в форме  государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими  и  физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внешний государственный долг Беларуси – это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ внутреннего  и внешнего долга в Республике  Беларусь

 

 

2.1 Анализ динамики внутреннего  долга в разрезе последних лет

 

 

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

- займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

- кредитов Национального банка Республики Беларусь;

- других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

По сравнению с результатами начала 2012 года, государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2013 вырос более чем на 10%, достигнув 128,8 триллионов белорусских рублей. Как рассказали в Министерстве финансов, связано это с ростом внутреннего долга.

По состоянию на начало этого года, внутренний долг государства достиг 25,8 триллионов рублей. Напомним, что был установлен лимит в 34 триллиона. С начала 2012 показатель долга увеличился на 8 триллионов. В свою очередь рост внутреннего долга обусловлен эмиссией государственных облигаций.

 По состоянию на 1 января текущего года, уровень внешнего госдолга составил 12 миллиардов долларов, лимит был установлен на уровне в 14,3 миллиарда. С начала года рост составил 209,9 миллионов.

 Несмотря на то, что были  привлечены кредиты от самых  разных международных организаций, рост внешнего госдолга не превысил допустимые пределы, это обусловлено погашением основной части долга по кредиту stand-by МВФ, кроме того, повлияли на ситуацию и облигации Беларуси, которые были размещены на территории России.

Информация о работе Государственный долг