Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.
Введение……………………………………………………………………........4
1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи ………………........…………………………………...5
1.1 Экономическая сущность государственного долга ………………………5
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия……………………………………………………………………....9
1.3 Государственный долг в Республике Беларусь …………………………..14
2 Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь …………..19
2.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет………….19
2.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет …………….21
3 Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь ……………………………..24
3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом …………….....24
3.2 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь……………………………………………………………….…………29
Заключение…………………………………….…….………….……………….33
Список использованных источников ………………………………………….35
5. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
1) Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
2) Текущий государственный долг составляют расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственный долг можно также классифицировать как по типу кредиторов (долг международным организациям, банкам, органам управления других государств, зарубежным компаниям, физическим лицам и т.д.), так и по типу долгового обязательства (облигации, векселя, ссуды и др.) [22, с. 59-63].
Таким образом, к основным функциям государственного долга относятся фискальная и стабилизирующая. Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физически-ми и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Правовыми принципами государственного внутреннего долга являются возвратность, добровольность, срочность и возмездность. Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Основными причинами появления внешнего долга являются прямое заимствование средств у иностранных государств, частных компаний и продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего.
1.3 Государственный долг в Республике Беларусь
Государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный период времени.
Государственный долг Республики Беларусь имеет следующие формы долговых обязательств:
- кредитные соглашения и
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
- государственные гарантии, гарантии правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
- соглашения и договоры, заключенные
от имени Республики Беларусь,
о пролонгации и
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
В соответствии с Бюджетным кодексом, под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности [2]
Внутренний государственный долг в Республике Беларусь может выступать в виде:
1) займов, выпускаемых в форме ценных бумаг для юридических лиц (облигации, номинированные в иностранной или национальной валюте) и физических лиц (облигации государственного сберегательного займа или государственного валютного выигрышного займа Республики Беларусь) от лица Совета Министров Республики Беларусь;
2) кредитов Национального банка Республики Беларусь;
3) других долговых обязательств,
гарантированных Советом
Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.
Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.
Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками [12, c. 70-71].
В соответствии с данным документом Министерство финансов Республики Беларусь регулирует вопросы управления, обслуживания и погашения, ответственности, учета и контроля обязательств, возникающих в результате привлечения внешних заимствований, только от имени нашей страны Правительством по решению Президента Республики Беларусь, а также резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса внешний государственный долг Беларуси – это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов отвечает за возврат таких займов [2].
Кроме того, существует долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков) и долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом.
Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования [7, с. 8-10].
Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Министерство экономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации (конечно, в такой работе принимают непосредственное участие Министерство финансов и Национальный банк).
Одной из важнейших составляющей валового внешнего долга является внешний государственный долг.
В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:
- кредиты и займы государства
или его уполномоченных
- рыночные ценные бумаги, выпущенные
государством или его
- гарантии и иные косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.
Внешние государственные займы привлекаются и используются для:
1) покрытия дефицита
2) пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
3) реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
4) решения острых социальных
и экологических проблем, ликвидации
последствий стихийных
5) импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Можно сделать вывод, что государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный период времени. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внешний государственный долг Беларуси – это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
2 Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:
- займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
- кредитов Национального банка Республики Беларусь;
- других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.
Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.
Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.
Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.
По сравнению с результатами начала 2012 года, государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2013 вырос более чем на 10%, достигнув 128,8 триллионов белорусских рублей. Как рассказали в Министерстве финансов, связано это с ростом внутреннего долга.
По состоянию на начало этого года, внутренний долг государства достиг 25,8 триллионов рублей. Напомним, что был установлен лимит в 34 триллиона. С начала 2012 показатель долга увеличился на 8 триллионов. В свою очередь рост внутреннего долга обусловлен эмиссией государственных облигаций.
По состоянию на 1 января текущего года, уровень внешнего госдолга составил 12 миллиардов долларов, лимит был установлен на уровне в 14,3 миллиарда. С начала года рост составил 209,9 миллионов.
Несмотря на то, что были
привлечены кредиты от самых
разных международных организац