Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........4
1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи ………………........…………………………………...5
1.1 Экономическая сущность государственного долга ………………………5
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия……………………………………………………………………....9
1.3 Государственный долг в Республике Беларусь …………………………..14
2 Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь …………..19
2.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет………….19
2.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет …………….21
3 Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь ……………………………..24
3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом …………….....24
3.2 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь……………………………………………………………….…………29
Заключение…………………………………….…….………….……………….33
Список использованных источников ………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОС.ДОЛГ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Государственный долг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка                                                                                               Е.М.Шилович

ФФБД, 3-й курс, ДФР       

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                      А.А.Стрельская

ассистент       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

 

        Курсовая работа: 42с., 28 источника, 6 прил.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Объект исследования – государственный долг Республики Беларусь.

Предмет исследования – сущность, структура, роль и значение государственного долга, пути и методы управления государственным долгом.

Цель работы – исследовать сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

Методы исследования – сравнительного анализа, группировок,  экспертных оценок,  графический.

Автор работы подтверждает, что приведённый в дипломной работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                              

 

 

 

                                                                                                     ________________

(подпись студента)

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………........4

1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи ………………........…………………………………...5

1.1 Экономическая сущность государственного долга ………………………5

1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия……………………………………………………………………....9

1.3 Государственный долг в Республике Беларусь …………………………..14

2 Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь …………..19

2.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет………….19

2.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет …………….21

3 Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь ……………………………..24

3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом …………….....24

3.2 Совершенствование управления  государственным долгом в Республике  Беларусь……………………………………………………………….…………29

Заключение…………………………………….…….………….……………….33

Список использованных источников ………………………………………….35

Приложение А.  Данные по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь на 1 января 2009-2011 гг……..….….37

Приложение Б.  Валовой внешний долг Республики Беларусь………..…….38

Приложение В. Тенденция увеличения валового внешнего долга Республики Беларусь…….……...….…….….…..…....…..…...….….……39

Приложение Г.  Внешний государственный долг Республики Беларусь...…40

Приложение Д.  Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь……………41

Приложение Е.  Обслуживание и погашение внешнего государственного    долга Республики Беларусь на 2011-2015 гг…………….…42

 


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Цель в данной курсовой работе поставлена следующая: исследовать сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию. Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его цели и задачи;

- проанализировать состояние внутреннего  и внешнего государственного  долга Республики Беларусь;

- исследовать пути совершенствования  управления государственным долгом.

Работа состоит из трех частей. В первой части можно ознакомиться с теоретическими аспектами экономической сущности государственного долга и его видов. Во второй части представлена информация о  состоянии внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за последние годы. В третьей части изложены пути и методы совершенствования управления государственным долгом в целом и отдельно в Республике Беларусь.

При написании работы использовался такой нормативно-правовой документ как Бюджетный кодекс. Также использовались учебные пособия (Кобринский Г.Е., Фисенко М.К. «Финансы и финансовый рынок», Заяц Н.Е., Фисенко М.К. «Теория финансов»), периодическая литература («Банковский вестник», «Финансы и кредит», «Финансы, учет и анализ» и данные из интернет источников. В основу написания данной работы положены работы зарубежных и отечественных авторов.

 

1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи

 

 

1.1 Экономическая сущность государственного долга

 

 

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Он является одним из важнейших макроэкономических показателей, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств. Мировой финансовый кризис обострил проблему устойчивости государственного долга, так как превышение установленных индикаторов безопасности порождает негативные явления в экономике стран вплоть до дефолта страны, то есть невозможности государств оплачивать свои обязательства. Исследование макроэкономического регулирования накопленной задолженности государства является актуальным и приобретает особую значимость в современных условиях. Это обусловлено ростом стоимости заимствований, ужесточением требований к заемщикам на внешних рынках, увеличением количества стран – потенциальных заемщиков, снижением доверия инвесторов и кредиторов, дефицитом ликвидности на мировом рынке ссудного капитала [20, с.34-35].

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством  гарантий (поручительств) по обстоятельствам третьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государством обязательств третьих лиц [24, с.229].

В более широком смысле, государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [9, с.286].

В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать долги. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам и кредитам; покрывая старые долги, они де-лают новые (см. рисунок 1)

 

Государственный

Долг




 

Дефицит

бюджета


 Дефицитное

финансирование

Государственный займ (облигации)

Кредит правительству

Другие ценные бумаги

Другие формы

заимствования





                                              


   

Обслуживание

государственного долга




 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Формирование государственного долга

Примечание – Источник: [13, c. 329]. Т

 

Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободной конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и др.

В мировой практике страны прибегают к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ.

Государственный долг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым из них можно отнести неблагоприятный инвестиционный климат, трансформационный состав производства и сужения на этой основе налоговой базы, отрицательное сальдо торгового баланса, преобладание устаревшей технологической базы и др. Субъективные факторы связаны с ситуативными просчетами в тактике внедрения реформ и фактическим отсутствием стратегии относительно развития финансового рынка. С позиции долгосрочной исторической перспективы причинами возникновения государственного долга могли быть войны и спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих

Существуют различные точки зрения по поводу воздействия государственного долга на экономику.

Согласно одной из них государственный долг является бременем, осложняющим функционирование экономики, так как долги правительства являются долгами налогоплательщиков и требуют расходов по их обслуживанию. Это подход обосновывается экономистами либеральной ориентации, полагающими экономическую активность государства и связанный с ней государственный долг нежелательными.

Считается, что рост государственных расходов приводит к сужению частных расходов. С этих позиций следует стремиться к сбалансированному бюджету при минимальной активности государства. В соответствии со вторым подходом государственный долг является долгом государства населению и по существу представляет собой задолженность налогоплательщиков самим себе, так как население одновременно является и держателем государственного долга, и в лице государства должником по нему. Исключение составляют зарубежные долги, по которым возврат основного долга и платежи процентов осуществляются за счет текущего ВВП, уменьшая его величину, остающуюся в стране. Сбалансированный бюджет в принципе не является обязательным. Более того, сохранение бездефицитного бюджета в течение длительного времени может стать причиной экономического спада, а в период экономического спада попытки ликвидировать связанный с ним дефицит бюджета путем увеличения налогообложения лишь усугубят ситуацию.

Существует также третий подход, провозглашающий гипотезу нейтральности государственного долга. Он возник в середине 1970-х гг. Согласно этому подходу влияние государства на экономику не зависит от того, осуществляется ли финансирование государственных расходов за счет налогов или за счет заимствований, увеличивающих государственный долг. При этом не проявляется ни эффект множителя, ни оживление хозяйственной деятельности за счет импульса от государственных расходов. По этим причинам уровень отечественных государственных и частных сбережений не меняется. Данная позиция находится среди критических отзывов как у неокейнсианцов, так и у неолибералов.

Информация о работе Государственный долг