Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

Современное рыночное хозяйство представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, основой которого является бюджет. При всем этом особое значение приобретает финансирование государственной деятельности. Одним из многих таких источников являются правительственные займы и финансирование за счет государственного долга.

Файлы: 1 файл

Реферат по УИРС.doc

— 48.89 Кб (Скачать)

Актуальность  исследования

   Современное рыночное хозяйство представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, основой которого является бюджет. При всем этом особое значение приобретает финансирование государственной деятельности. Одним из многих таких источников являются правительственные займы и финансирование за счет государственного долга.

   Необходимо  отметить, что бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы  государства превосходят доходы за отчетный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные  в предшествующие периоды времени  суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может  быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга  могут служить войны и циклическое  развитие экономики. Государство может  противодействовать росту государственного долга путем: налогов, дополнительной эмиссией денег или выпуском и  реализации государственных обязательств.

   Система государственного долга позволяет  государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она  является важным инструментом экономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику  в целом.

   Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования проблемы бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования  перемещается в центр экономических  проблем современности.

И решение  этих проблем является первоочередным для экономистов всех стран. Исходя из  выше сказанного, можно сделать вывод: что тема данного исследования чрезмерно актуальна на современном этапе развития экономик различных стран.

  1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения

   Государственный долг-это  сумма  задолженности  страны своим или иностранным  юридическим  и  физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из общей накопленной  суммы бюджетных  дефицитов (за  вычетом бюджетных  излишков) и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату.1

   В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших  в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая  обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. 2

   Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде: 

Дефицит

бюджета

  Дефицитное

финансирование

  Государственный

долг

       
       
        обслуживание  государственного долга
                          
                                  
                                  

   3

   Основной  возникновения государственного долга  является бюджетный дефицит, который  представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения  могут быть: 

   - во-первых, осуществление крупных  государственных программ развития  экономики. Например, ее структурной  перестройкой. В этом случае появление  дефицита может быть оправдано,  так как значительные государственные  расходы будут способствовать  в будущем подъему экономики  и росту доходов бюджета;

   - во-вторых, бюджетный дефицит может быть  обусловлен спадом экономики.  Сокращение объема производства  и доходов ведет к уменьшению  налоговых поступлений в казну,  что при фиксированных расходах  государства неизбежно ведет  к дефициту;

   - в-третьих,  превышение расходов над доходами  может быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

   - в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх  предусмотренной величины (доходы  государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые  товары и услуги правительство  вынуждено приобретать по более  высоким ценам); 

   - в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в  предвыборные годы и т.п.).

   Что касается государственного долга то, одной из причин, порождающих его, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования.

   И, безусловно, основной причиной появления  и увеличения государственного долга  является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и  внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита). 

   Соответственно  различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

  • внутренний государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;

     ♦ внешний государственный  долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени; 

   Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше  пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму  с высокими процентами. Такую задолженность  можно пролонгировать, но это связано  с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются объединить краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.4

    Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

  • кредитные соглашения и договора, заключённые от имени 
    Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

       Основополагающими документами в отношении методологии  определения и исчисления государственного долга Республики Беларусь являются:

    ♦  Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 года №2328-XII «О внутреннем государственном  долге Республики Беларусь»;

    ♦ Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 года №170-З «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь»;

     ♦  Закон Республики Беларусь  о бюджете на очередной финансовый  год. 

   Итак, основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования. 
 
 

  1. Способы и методы управления государственным  долгом на современном  этапе
 

   К началу XXI века мировая финансовая система  приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением  некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние  займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

     Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

     Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по управлению им. Под управлением  государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства  в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений  условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых  долговых обязательств.5 Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

     Цель  управления госдолгом заключается  в нахождении оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию и погашению.

     Понятие управления госдолгом можно рассматривать  в широком и узком смысле:

     - в широком смысле - как формирование  одного из направленной экономической  политики государства, связанной  с его деятельностью в качестве  заемщика.6

     - в узком смысле управление  госдолгом можно представить  как совокупность мероприятий,  связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств  обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также регулированием  рынка государственных ценных  бумаг.

     Таким образом, изучение применяемых инструментариев  управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых  инструментов, а также учет национальных особенностей финансового рынка может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием. 

     Для предотвращения негативных явлений, вызванных  влиянием государственного долга, органам  государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным  долгом, повышая эффективность использования  привлеченных и отдачу предоставляемых  ресурсов, совершенствуя механизмы  управления государственным долгом, используя собственный опыт и  опыт развитых стран.

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь
 

   Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса  финансовую систему страны и придать  новый импульс экономическому развитию.

Информация о работе Государственный долг