Оглавление
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм - финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно
посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует
на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность
выполнения возложенных на государственные
органы функций.
Экономические
и политические реформы, проводимые
в Казахстане с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть
сферу государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени
зависит от того, в каких направлениях
пойдет преобразование финансовой системы
общества, насколько бюджетная политика
государства будет отвечать требованиям
времени.
В
последнее время интерес финансистов
к государственных займов и государственного
долга. Причины этого очевидны. Стремительный
рост объемов государственного долга,
критическая величина расходов на его
обслуживание при, казалось бы, приемлемом
с макроэкономической точки зрения размере
бюджетного дефицита в последние три года
заставляют искать первопричины подобной
неблагоприятной динамики.
В
большинстве аналитических работ
в данной связи отмечаются три
ключевых фактора: высокая доля государственных
расходов в структуре ВВП; неточный
финансовый счет бюджетного дефицита,
приводящий к его двукратному
занижению; высокая доходность государственных
ценных бумаг.
Проблема
долговой зависимости государства
и, прежде всего перед иностранными
кредиторами, во все времена имела
актуальное значение, поскольку полная
реализация суверенитета государства
возможна лишь при определенной экономической
его независимости.
Цель
данной работы является рассмотреть
государственный долг и государственный
кредит.
Исходя
из цели попытаемся выполнить следующие
задачи:
- рассмотреть
теоретические основы государственного
кредитования;
- изучить
понятие и сущность государственного
долга;
- исследовать
управления государственным долгом.
Глава 1. Теоретические
основы государственного
кредитования
1.1
Сущность государственного
кредита
Государственный
кредит - совокупность кредитных отношений,
в которых одной из сторон является
государство, а кредиторами или заемщиками
- юридические и физические лица.
Посредством
государственного кредита на началах
возвратности аккумулируются средства
для осуществления государственных
расходов. Государственный кредит должен
носить производительный характер, так
как средства, мобилизованные с его помощью,
направляются преимущественно на финансирование
экономики. Отношения по государственному
кредиту включают в финансовые по следующим
основаниям:
1)
мобилизуемые путем государственного
кредита средства рассматриваются как
финансовые ресурсы государства, направляемые
для финансирования разных потребностей
- как производственных, так и непроизводственных,
равно как стратегических, так и оперативных;
2) расчеты за полученные
и предоставленные кредиты, выплаты процентов
за них производятся за счет средств бюджетов
-центрального (республиканского) при
заимствованиях правительства, или местных
- при заимствованиях местных органов
власти. Поскольку основную и постоянную
часть бюджетов составляют налоговые
поступления, то принято считать мобилизуемые
посредством займов средства «антиципированными
налогами», то есть налогами, взысканными
наперед[15, 467].
В
границах распределительной функции
финансов государственный кредит выполняет
подфункцию перераспределения денежных
средств на условиях их последующего возврата.
Это связано с аккумуляцией временно свободных
денежных средств у населения, предприятий
и организаций. В этой функции государственный
кредит является одной из форм организации
сбережений. С помощью кредита, относительно
небольшие в среднем, сбережения населения,
предприятий концентрируются у государства
и направляются на финансирование потребностей
экономики, социально-экономической инфраструктуры.
Это
достигается путем выпуска облигаций
государственных займов, размещаемых
среди населения, предприятий и организаций,
выпуска других видов ценных бумаг государства
(казначейских обязательств, казначейских
бонов, сертификатов). Наличие разнообразных
инструментов государственного заимствования
дает возможность населению свободу выбора
организационных форм сбережений. Объективными
результатами действия этой функции является
увеличение объема и ускорения темпов
расширенного воспроизводства.
Перераспределительная
функция государственного кредита
проявляется также в его свойстве «антиципирования»,
когда средства, используемые в текущем
периоде, могут возвращаться кредитору
через десятки лет, то есть за счет налогов,
взимаемых с будущих поколений; таким
образом, достигается перераспределение
средств будущих поколений в пользу нынешних.
Вторая
подфункция государственного кредита
-регулирующая. В первую очередь
государство регулирует денежные потоки,
воздействуя на величину ссудного процента:
выступая заемщиком на рынке ссудных
капиталов, оно повышает спрос на этот
капитал, в результате чего повышается
норма ссудного процента. Тем самым государство
вступает в конкуренцию на этом рынке
и вытесняет с него частных инвесторов
(«эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение
их инвестирования в определенные виды
бизнеса. Одновременно при покупке ценных
бумаг государства достигается сокращение
денег (наличных и безналичных) в обращении,
что может быть эффективным для ликвидации
последствий эмиссии денег.
Таким
образом, если с помощью перераспределительной
функции кредита государство непосредственно
направляет денежные ресурсы в определенные
отрасли (или на развитие необходимых
производств), то путем регулирующей функции
достигается дополнительное косвенное
воздействие на субъектов хозяйственных
отношений, не принимающих участия в отношениях
по государственному кредиту[11, 132].
Роль
государственного кредита сводится
к его возможностям в мобилизации
временно свободных средств населения,
предприятий, организаций и направления
их на финансирование, первоочередных
нужд государства.
Государственный
кредит различается по видам: внутренний,
внешний (международный), условный.
Во
внутреннем кредите государственно-кредитные
отношения возникают между правительством,
местными органами власти, предприятиями,
организациями и населением данной страны
с разносторонних позиций: и как заемщиков,
и как кредиторов.
В
международном кредите в отношения
вступают правительства, местные органы
власти - с одной стороны, и правительства,
банки, компании других государств, а
также международные финансово-банковские
организации - с другой. Сторона, представляющая
(дающая) кредит, называется государством-донором
или организацией-донором, а страна, получающая
кредит, - страной-реципиентом.
Условный
государственный кредит представляется
как обязательства правительства по гарантиям,
выданным кредиторам других стран под
займы, полученные отечественными заемщиками:
предприятиями, организациями, фирмами,
местными органами власти. В случае неисполнения
условий займа правительство отвечает
по наступившим обязательствам отечественного
заемщика - оплачивает за счет бюджетных
средств сумму займа с имущества или других
активов заемщика[22, 468].
1.2
Формы и методы государственного
кредита
Основной
формой государственного кредита являются
государственные займы, представляющие
собой кредитные отношения, в которых
государство выступает главным образом
в качестве должника. Займы различаются
по срокам погашения, месту, способам размещения,
валюте займа, эмитентам, видам доходности.
По
срокам погашения различают займы: краткосрочные
(до одного года), среднесрочные (от 1 года
до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По
месту размещения займы подразделяются
на внутренние и внешние. Облигации
внутренних займов могут покупать иностранные
граждане и общества.
По
способам размещения различаются займы:
свободно обращающиеся, размещаемые
по подписке и принудительные. Государственные
займы выпускаются, как правило,
в денежной форме, но при необходимости
могут иметь и натуральную
форму. Например, в 1922-1923 гг. в СССР были
выпущены натуральные займы (два хлебных
и один сахарный). Выпуск их определялся
быстрым обесценением денег в тот период.
В этих же целях выпускались и золотые
займы (то есть займы в золотом исчислении);
стоимость золотых займов, как и выплачиваемые
по ним доходы, определялась по курсу золотого
рубля (государственный выигрышный заем
1922 г., второй государственный выигрышный
заем 1924 г., 8% внутренний золотой заем,
Крестьянский выигрышный заем 1924г.). Погашение
натурального займа производилось либо
натурой, либо в деньгах по рыночной цене
сахара или хлеба на момент погашения
займа (хлебный заем 1922 г. - на 10 млн.пудов
ржи, 1923 г. - на 30 млн.пудов ржи, сахарный
заем 1923 г. - на 1 млн.пудов сахара). Погашение
этих займов производилось в течение года.
В зависимости от эмитента займы различаются
на займы центрального правительства
и займы местных органов власти (муниципальные
займы).
По
видам доходности займы могут
быть процентными, когда займодержатели
получат ежегодно равными долями
твердый доход по утвержденной ставке;
выигрышными или лотерейными (доход выплачивается
при выходе облигаций в тираж погашения
или тираж выигрышей).
Помимо
названных государственных займов,
в их истории (по бывшему СССР) известны
крестьянские займы (1924,1925,1927гг.), три займа
индустриализации. В 1927 г. при размещении
10%-ного выигрышного займа на 10 млн. руб.
сроком на 8 лет была применена впервые
подписка среди населения с рассрочкой
оплаты приобретенных облигаций. В связи
с тем, что некоторые слои населения саботировали
займы, государство применяло меры принудительного
размещения займа. Известны также военные
займы, займы восстановления и развития
народного хозяйства 1946-1950гг. (5 займов).
С обретением самостоятельности в Республике
Казахстан началось применение собственных
внутренних займов[15, 469].
В
1992 г. Правительством республики был
выпущен Государственный внутренний
заем, размещаемый среди предприятий
и организаций. В том же году выпущены
в обращение боны Государственного
внутреннего выигрышного займа Республики
Казахстан, рассчитанного сроком на 20
лет (до 2012 года). Выигрыши по займу разыгрываются
ежегодно четыре раза в год в размере 25,50,100
и 500 тысяч тенге. По условиям займа Правительство
приняло обязательства по союзному займу
1982 года путем обмена облигаций на боны.
В 1996 году началось размещение Национальных
сберегательных облигаций Государственного
внутреннего займа Республики Казахстан.
Эмиссия облигаций первого тиража займа
осуществлена в дематериализованной форме
сроком на один год; их держателями могут
быть как физические, так и юридические
лица, резиденты и нерезиденты. В последующем
будут выпускаться облигации с большими
срокам обращения. Норма доходности по
займу - плавающая - увязывается с доходностью
других ценных бумаг - государственных
казначейских обязательств. Для покрытия
краткосрочных потребностей в денежных
ресурсах при финансировании из бюджета
предусмотренных мероприятий при непоступлении
или недостаточном поступлении доходов
используется такая форма кредита, как
государственные казначейские обязательства
(ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной)
форме сроками натри, шесть, девять, двенадцать
месяцев для юридических лиц-коммерческих
банков, предприятий, фирм. Размещение
ГКО среди держателей производится на
аукционных торгах, где устанавливается
дисконтированная цена очередного выпуска
обязательств. Министерство финансов
выкупает их по истечении срока обращения
по нарицательной стоимости, разница между
номиналом этой ценной бумаги и дисконтной
ценой составляет доход инвестора. Государство
гарантирует устойчивость ГКО, придавая
им статус средства расчета и платежей
по хозяйственным операциям по складывающимся
рыночным ценам с учетом конъюнктуры.
ГКО являются действенным средством покрытия
«кассовых разрывов» бюджета, но одновременно
государство имеет определенные потери
при выкупе ГКО, которые равны величине
дисконта, а его размер - доходность ГКО
- должен превышать действующую величину
банковского процента с тем, чтобы заинтересовать
инвесторов в приобретении ГКО. В этом
аспекте ГКО является своеобразной «финансовой
пирамидой», которая сохраняет устойчивость
лишь благодаря постоянной финансовой
поддержке за счет государственных бюджетных
средств. Формой государственного кредита
является обращение части остатков по
вкладам населения в государственных
банках на формирование ссудного фонда
для финансирования государственных расходов.
Обычно это сберегательные банки, если
капитал принадлежит государству, то по
рискам использования депозитов отвечает
государство; в случае государственного
участия в капитале сберегательного банка
(акционерного) возникают проблемы вариантов
эффективного использования привлеченных
средств в соответствии с мнениями учредителей
(акционеров) банка. Следующая форма государственного
кредита - привлечение средств центрального
эмиссионного банка страны. Данная форма
сопровождается инфляционным обесценением
денежной массы в обращении, даже если
такое заимствование осуществляется на
коммерческих началах, то есть с учетом
действующей нормы ссудного процента:
это связано с значительным разовым вливанием
денег в экономику, а их изъятие (если таковое
состоится) может длиться долго. К этой
форме государство прибегает вынужденно
при ограничении применения других форм
государственного кредита, вызванном
разными негативными причинами: кризисными
ситуациями, потерей доверия к государственным
ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.
Операциями государства, противоположными
привлечению денежных средств в распоряжение
правительства, местных органов, являются
предоставления кредитов с их стороны
юридическим и физическим лицам. Эта форма
кредита называется государственными
(казначейскими) ссудами и предназначена
для поддержки предприятий, организаций
в случае их неотложной потребности в
денежных ресурсах при финансовых затруднениях
или недостаточности средств для развития.
Как правило, в их числе предприятия приоритетного
хозяйственного, социального, научного
значения и ссуды предоставляются им на
льготных условиях, а именно — с более
длительными сроками возврата и под проценты,
ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов.
Такая форма финансовой поддержки оказывается
домашним хозяйствам при осуществлении
программ жилищного строительства, развитии
фермерства, для получения образования
и т.д. Законом Республики Казахстан «О
государственном и гарантированном государством
заимствовании и долге» предусмотрены
следующие виды и формы государственных
займов: 1) по отношению к заемщику: займы
Национального банка; займы местных исполнительных
органов; 2) по рынкам ссудного капитала:
внешние государственные займы; внутренние
государственные займы; 3) по форме заимствования:
эмиссия государственных ценных бумаг;
заключение договоров (соглашений) о займе.
Государственные эмиссионные ценные бумаги
по срокам действия подразделяются на:
1) краткосрочные - со сроком обращения
до 1 года; 2) среднесрочные - от 1 до 10 лет;
3) долгосрочные — свыше 10 лет. Методы государственного
кредита разнообразны и соответствуют
изложенным формам. В государственных
займах — это способы, приемы привлечения
средств и их последующего возврата: они
определяются условиями выпуска займов:
методы определения доходности и получения
дохода, сроки действия, способы размещения
(свободная покупка и продажа облигаций,
бонов; подписка; принудительное размещение),
способы погашения (выигрыши по облигациям,
выкуп облигаций с накопленным процентным
доходом; при бессрочных займах — периодическая
выплата процентного дохода). К методам
в займах относятся также и методы управления
государственным долгом (см. дальше: конверсия,
консолидация, унификация, рефинансирование).
В ГКО методами являются: величина дисконта,
цена отсечения, погашение ГКО по нарицательной
стоимости, сроки погашения, порядок проведения
аукционов. При формах государственного
кредита - использовании остатков депозитных
ресурсов государственных банков - методами
являются условия такого пользования:
доля ресурсов, привлекаемых в качестве
государственных финансовых ресурсов,
сроки возврата, норма доходности. Аналогичны
методы - условия привлечения средств
центрального эмиссионного банка страны;
данные методы должны минимизировать
инфляционное воздействие такого заимствования.
Методы в форме государственных ссуд аналогичны
методам обычного банковского кредита[11,
137].