Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть государственный долг и государственный кредит.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственного кредитования;
изучить понятие и сущность государственного долга;
исследовать управления государственным долгом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Формы и методы государственного кредита 7
Глава 2. Государственный долг 13
2.1 Понятие государственного долга в рыночной экономике 13
2.2 Внешний государственный долг 16
2.3 Управление государственным долгом в Республике Казахстан 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    5. Подготовку и реализацию мероприятий  по оптимизации структуры долга,  в том числе по государственным  ценным бумагам, по реструктуризации  государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

    Обслуживание  государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени  вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий  заимствования. Погашение долга - возврат (амортизация) заемщиком полученных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (заимодателями) порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств.

    Управление  государственным долгом включает также  такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга. Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы. Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

    Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением. Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом. Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа. Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.

    Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического  режима в стране и непризнании  нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства. Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д. В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе снижению темпов роста государственного долга, возможна реализация части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которую несет государство по поддержанию малоэффективной собственности.

    Развитие  национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения  передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран.

    Увеличение  значительного внешнего долга могут  вызвать долговременные отрицательные  экономические последствия, связанные  с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики[15, 450].

 

Заключение

 

    В данной работе были рассмотрены государственный  кредит и государственный долг. Конечно, в пределах одной курсовой работы невозможно рассмотреть все аспекты данных понятий.

    В заключение хотелось бы сделать несколько  выводов.

    Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

    Как финансовая категория, государственный  кредит выполняет функции финансов: распределительную, регулирующую и  контрольную. 
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

          Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширенного воспроизводства и  удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

    Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так  как могут применяться следующие  действия правительства:  Рефинансирование. Налогообложение. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект. Но такие действия правительства вызовут негативные последствия: а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций. б) процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу. в) эффект вытеснения. Предположив, что экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

 

Список использованной литературы

 
  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548
  2. Архипов А.И. «Экономика» - М.: «Проспект» 1998 г.
  3. Борисов Е. Ф. Основа экономики. – М.: «Юрист» 1999 г.
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг и менеджмент. ТОО НПК «Крылья», 1998. – 416 с.
  5. Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996
  6. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт – Петербург. 2002 год.
  7. Жарекешева А.Х. Бюджет и социальная сфера// Экономика Казахстана. – 2003. - №1.
  8. Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «ЮНИТИ» 1999 г.
  9. Зейнельгабдин А.Б. Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан – основа реформирования финансовой системы//Экономика Казахстана. – 2003. - №2.
  10. Зубко Н.М. Экономическая теория. - М.:  Изд. НТЦ АПИ 1998 г.
  11. Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 2001г.
  12. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  13. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.
  14. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П.  Финансы. Деньги. Кредит и Банки. Изд-во «Знание», Санкт – Петербург, 2002
  15. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник. – Алматы:, 2001.
  16. Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998.
  17. Омирбаев С.М. Финансы: Учебное пособие для вузов. – Астана: 2003г. С 21-29
  18. Сейткасимов Г.С.. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф.. – Алматы: Экономика, 1996.
  19. Финансы / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: «Перспектива», «Юрайт», 2000.
  20. Финансы/ Ю.Я. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; -М.: Финансы и статистика, 2001г.
  21. Финансы: Учебник для вузов / Под редакцией Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
  22. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  23. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. –Киров:«АСА», 2002г.
  24. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб и доп. / Под. ред. д-ра. экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.
  25. Экономическая теория (для экономических вузов). Рабочая тетрадь студента – Алматы: / Алматинский институт экономики и статистики/ составитель Мауленова С-Ж. С., 2002г.

Информация о работе Государственный долг