Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:35, реферат
Современное рыночное хозяйство представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, основой которого является бюджет. При всем этом особое значение приобретает финансирование государственной деятельности. Одним из многих таких источников являются правительственные займы и финансирование за счет государственного долга.
В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит достаточно остро.
3.1 Внешний государственный долг
В
соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем
государственном долге
Международный стандарт уровня внешнего государственного долга
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:
● Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %.
● Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.
●
Отношение платежей по погашению
и обслуживанию внешнего долга к
экспорту товаров и услуг, если оно
превышает 30 %.
Согласно официальным данным состояние в сфере внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.
Совокупный внешний долг Беларуси на 1 июля 2009 года составил 17 млрд. 624,2 млн. долларов, увеличившись с начала года на 2 млрд. 470 млн. долларов, или 16,3%. В том числе за второй квартал долг вырос на 1 млрд. 299,4 млн. долларов (8%). Такие данные обнародованы Национальным банком Беларуси. Если взять данные по 2010 то они следующие:
Совокупный
внешний долг Беларуси на 1 июля 2010 года
составил 23 млрд. 171 млн. долларов, увеличившись
с начала года на 1 млрд. 110 млн. долларов.
Чтобы проследить динамику изменения
представим ее в виде графика:
Исходя
из графика можно выделить два
периода в истории белорусских
внешних заимствований. До 1996 года республике
удавалось ежегодно привлекать в
свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США
иностранных кредитных средств,
при этом ежегодное погашение
основного долга не превышало 50%
от привлекаемых в том же году средств.
Можно утверждать, что эти пять
лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного
привлечения иностранных
В 1996 году произошло значительное
уменьшение внешнего долга. На
конец 1995 года внешний долг
составлял 1513,1 млн. долларов, в
течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США,
а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким
образом, на конец 1996 года внешний
долг должен был достичь
Всего за период с 1992 по 2003 год
(по состоянию на 01.01.2004 по данным
Минфина) Беларусью фактически
привлечено иностранных
Однако в период с 2007 по 2010 года внешний долг увеличился с 6844,1 млн. долл. США до 23171 млн. долл. США, то есть более чем в 3 раза. И, исходя из этого аналитики считают, что опасен не размер внешнего долга Беларуси, а скорость его увеличения. Ведь на 1 октября 2009 года они выросли по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом более, чем на четверть. С учетом поступившего в ноябре очередного транша кредита Международного валютного фонда (МВФ) в размере почти 700 миллионов долларов совокупный внешний долг Беларуси уже превысил 20 миллиардов долларов.
Вместе с тем, если сопоставлять текущую задолженность с экономическим потенциалом страны, то она представляется относительно небольшой. 20 миллиардов долларов составляют, лишь около 30 процентов от белорусского ВВП. К примеру, государственный долг Греции достигает 120 процентов от ВВП. Однако скорость прироста белорусского госдолга наводит на мысль, что догнать и даже перегнать экономически развитые страны по данному показателю Белорусской экономике не составит труда.
3.2 Внутренний государственный долг
В соответствии со статьей 1 Закона «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Согласно официальным данным состояние в сфере внутреннего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.
Рост внутреннего государственного долга за январь-апрель 2009г. составил 4,1% до значения BYR 8,94 трлн., при этом структура долга на 01.05.2009г. имела следующий вид:
• долговые ценные бумаги Правительства – 75% всего объема долга;
• кредиты Национального банка на финансирование дефицита бюджета – 15%;
• средства, заблокированные на 01.01.1992г. во Внешэкономбанке СССР – 5%;
• прочие обязательства – 5%.
Внешний государственный долг с января по май 2009г. увеличился на 33,7% до размера USD 4,98 млрд. в эквиваленте. Структура внешнего государственного долга на 01.01.2009г.:
• долг Правительства – USD 4,86 млрд. в эквиваленте;
• долг предприятий по кредитам, гарантированным Правительством – USD 0,12 млрд.
Следует отметить, что за 2008г. государственный долг увеличился на 50,2% до значения BYR 16,77 трлн. в эквиваленте, при этом внутренний долг составил BYR 8,56 трлн., внешний – USD 3,72 млрд. в эквиваленте.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:
- в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров;
- кредитов Национального банка Республики Беларусь;
- других государственных долговых обязательств (краткосрочных или долгосрочных), гарантированных Правительством Республики Беларусь.7
Таким образом, очевидно, что основным
источником финансирования
Альтернативой
Государственный
долг является одной из проблем многих
государств в мире. В Республики Беларусь
это проблема стоит довольно остро, однако
в последнее время дефицит государственного
бюджета незначителен и при разумной налогово-бюдже́тной
политике и других экономических преобразованиях
можно добиться того, чтобы дефицит государственного
бюджета сократился еще больше или вовсе
отсутствовал, либо доходы превышали расходы
(то есть был профицит). Тогда можно будет
полностью рассчитаться по долгам, которые
брала Республика Беларусь у других стран,
либо у своих резидентов8.
Чтобы
добиться равенства доходов расходов
государственного бюджета или вовсе
превосходства доходов над
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежания
таких проблем необходим
Таким
образом, государственный долг, как
и любое значимое в жизни государства
явление, понятие неоднозначное. Тем
не менее, оно может принести экономике
весомые выгоды и стать в определенной
степени катализатором