Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

Современное рыночное хозяйство представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, основой которого является бюджет. При всем этом особое значение приобретает финансирование государственной деятельности. Одним из многих таких источников являются правительственные займы и финансирование за счет государственного долга.

Файлы: 1 файл

Реферат по УИРС.doc

— 48.89 Кб (Скачать)

   В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит достаточно остро.

   3.1 Внешний государственный  долг

   В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем  государственном долге Республики Беларусь» внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Международный стандарт уровня внешнего государственного долга

   По  оценкам Всемирного банка к числу  государств, считающихся несущими тяжёлое  бремя внешних долгов относятся  те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в  среднем в течении трёх лет:

   ●  Отношение общей суммы долга  к ВВП, если оно не превышает 50 %.

   ● Отношение общей суммы долга  к годовому объёму экспорта товаров  и услуг, если оно превышает 275 %. В  последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.

   ● Отношение платежей по погашению  и обслуживанию внешнего долга к  экспорту товаров и услуг, если оно  превышает 30 %. 

   Согласно  официальным данным состояние в сфере  внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим  образом.

   Совокупный  внешний долг Беларуси на 1 июля 2009 года составил 17 млрд. 624,2 млн. долларов, увеличившись с начала года на 2 млрд. 470 млн. долларов, или 16,3%. В том числе за второй квартал долг вырос на 1 млрд. 299,4 млн. долларов (8%). Такие данные обнародованы Национальным банком Беларуси. Если взять  данные по 2010 то они следующие:

   Совокупный  внешний долг Беларуси на 1 июля 2010 года составил 23 млрд. 171 млн. долларов, увеличившись с начала года на 1 млрд. 110 млн. долларов. Чтобы проследить динамику изменения представим ее в виде графика: 

     

Исходя  из графика можно выделить два  периода в истории белорусских  внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в  свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США  иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение  основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного  привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный  долг республики достиг своего максимума  и составил 1,5 млрд. долларов США.

              В 1996 году произошло значительное  уменьшение внешнего долга. На  конец 1995 года внешний долг  составлял 1513,1 млн. долларов, в  течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США,  а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким  образом, на конец 1996 года внешний  долг должен был достичь размера  в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально  он составил только 950 миллионов.  Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап  в развитии внешнедолговой ситуации  в республике. Пик платежей по  погашению и обслуживанию внешнего  долга пришелся на 2000 год, однако  положение было несколько смягчено  путем проведения серии двусторонних  переговоров с австрийскими и  немецкими кредиторами о переносе  части платежей на более поздние  сроки (от полугода до 4 лет). В  2000 году Республика Беларусь получила  иностранных кредитов под гарантию  правительства на сумму 152,9 млн.долл.США,  что в 2,6 раза больше, чем в  1999 году и в 1,7 раза больше, чем  в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот  рост, на сегодняшний день мы  имеем ситуацию, когда республика  осуществляет платежей по погашению  и обслуживанию внешнего долга  больше, чем привлекает новых  займов.

     Всего за период с 1992 по 2003 год  (по состоянию на 01.01.2004 по данным  Минфина) Беларусью фактически  привлечено иностранных кредитов  под гарантии Правительства Республики  Беларусь на сумму 2624,7 млн.  долл. США.

   Однако  в период с 2007 по 2010 года внешний  долг увеличился с 6844,1 млн. долл. США  до 23171 млн. долл. США, то есть более чем в 3 раза.  И, исходя из этого аналитики считают, что опасен не размер внешнего долга Беларуси, а скорость его увеличения. Ведь на 1 октября 2009 года они выросли по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом более, чем на четверть. С учетом поступившего в ноябре очередного транша кредита Международного валютного фонда (МВФ) в размере почти 700 миллионов долларов совокупный внешний долг Беларуси уже превысил 20 миллиардов долларов.

   Вместе  с тем, если сопоставлять текущую  задолженность с экономическим  потенциалом страны, то она представляется относительно небольшой. 20 миллиардов долларов составляют, лишь около 30 процентов  от белорусского ВВП. К примеру, государственный  долг Греции достигает 120 процентов  от ВВП. Однако скорость прироста белорусского госдолга наводит на мысль, что догнать  и даже перегнать экономически развитые страны по данному показателю Белорусской  экономике не составит труда.

   3.2 Внутренний государственный  долг

   В соответствии со статьей 1 Закона «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под   внутренним   государственным   долгом   понимается выраженная  в форме  государственных долговых  обязательств задолженность  Совета Министров  Республики Беларусь  перед юридическими и физическими  лицами на территории Республики Беларусь. 

   Согласно  официальным данным состояние в сфере внутреннего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.

   Рост  внутреннего государственного долга за январь-апрель 2009г. составил 4,1% до  значения BYR  8,94 трлн.,  при этом  структура долга на 01.05.2009г.  имела следующий вид:

•  долговые ценные бумаги Правительства – 75% всего  объема долга;

•  кредиты  Национального банка на финансирование дефицита бюджета – 15%;

•  средства, заблокированные на 01.01.1992г. во Внешэкономбанке  СССР – 5%;

•  прочие обязательства – 5%.   

Внешний государственный долг с января по май 2009г. увеличился на 33,7% до размера USD 4,98 млрд.  в  эквиваленте. Структура  внешнего  государственного долга  на 01.01.2009г.:

•  долг Правительства – USD 4,86 млрд. в эквиваленте;

•  долг  предприятий  по  кредитам,  гарантированным  Правительством – USD 0,12 млрд. 

 Следует  отметить, что за 2008г.  государственный  долг увеличился на 50,2% до значения  BYR 16,77 трлн. в эквиваленте, при этом  внутренний  долг  составил BYR 8,56 трлн., внешний – USD 3,72 млрд. в эквиваленте.

   Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:

- в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров;

- кредитов Национального банка Республики Беларусь;

- других государственных  долговых обязательств (краткосрочных или долгосрочных), гарантированных Правительством Республики Беларусь.7

    Таким образом, очевидно, что основным  источником финансирования внутреннего  долга является выпуск государственных  ценных бумаг. 

    Альтернативой распространенному  в Республике Беларусь привлечению  денежных ресурсов в виде кредитов  может стать размещение на  внешних рынках облигационных  займов предприятий. Пока широко  практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами  Балтии) облигационные заимствования  на зарубежных финансовых рынках  в Республике Беларусь по разным  причинам не имели места. 

  1. Пути  сокращения государственного долга

   Государственный долг является одной из проблем многих государств в мире. В Республики Беларусь это проблема стоит довольно остро, однако в последнее время дефицит государственного бюджета незначителен и при разумной налогово-бюдже́тной политике и других экономических преобразованиях можно добиться того, чтобы дефицит государственного бюджета сократился еще больше или вовсе отсутствовал, либо доходы превышали расходы (то есть был профицит). Тогда можно будет полностью рассчитаться по долгам, которые брала Республика Беларусь у других стран, либо у своих резидентов8. 

   Чтобы добиться равенства доходов  расходов государственного бюджета или вовсе  превосходства доходов над расходами ( то есть профицита) необходимо:

  1. Провести реформы налоговой системы.
    1. Сократить налог на прибыль и доходы (в размере от 10 до 20%). Это вызовет рост материальной заинтересованности у предприятий или предпринимателей, а также увеличатся собственные источники для развития производства;
    2. Упростить механизм взимания налогов, необходимо сделать как можно проще процесс изъятия налогов у предприятий или предпринимателей. Это уменьшит долю ошибок при их расчете.
    3. Ужесточить меры за неуплату налогов в виде очень больших штрафных санкций, вплоть до уголовной ответственности, как это предусмотрено в ряде развитых стран.
 
  1. Прекратить  дотацию убыточных и малорентабельных предприятий (в особенности колхозов).
  2. Сократить количество правоохранительных органов, так как существующий штат органов правопорядка (который значительно больше чем в высокоразвитых странах) не сокращает количества преступлений на территории Республики Беларусь.
  3. Осуществить разумную приватизацию объектов государственной собственности.
  4. Необходимо развитие сферы платных услуг (медицина, образование и т.д.), это позволит повысить качество оказания эти услуг и значительно повлияет на поступления в государственный бюджет дополнительных средств.
  5. Уменьшить численность государственного аппарата и расходы связанные с ним.
 
 

    Заключение 

   На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

   Вместе  с решение проблемы потребности  в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в  тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных  с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики  и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

   Для избежания  таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой  нашей страны в данной области  является проблема нестабильной и нечетко  проработанной законодательной  базы, регламентирующей отношение в  сфере государственного долга и  управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы  экономики любой развитой страны.

   Таким образом, государственный долг, как  и любое значимое в жизни государства  явление, понятие неоднозначное. Тем  не менее, оно может принести экономике  весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг