Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:25, доклад

Краткое описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 20.60 Кб (Скачать)

Государственный долг 

Введение  
 

В настоящий  момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера  решения долговой проблемы будет  зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.

ВЕСЬ  МИР живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные  должники. Подавляющее число стран  испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических  преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем  заемщиком, кто-то наоборот. Но практически  во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость  национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары. Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством.

С начала 90-х гг. мировая экономика уже  страдала от дефляции - из-за американского  долга, затем из-за неурядиц в европейской  валютной системе в 1992-1993 гг., после  этого из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и, наконец, из-за азиатских  потрясений в 1997-1998 гг. И каждый раз  во время всех этих негативных явлений  крах принято было объяснять ошибочной  внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций. Влияние даже объективных глобальных факторов на формирующиеся и развивающиеся рынки достаточно велико (не говоря уже о субъективных факторах: например, ставка по международным банковским кредитам для развивающихся стран всегда была выше примерно на 1% по сравнению с кредитами для развитых стран).

Финансовая  неустойчивость стала в конце  столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный  характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия  в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок как таковой. К примеру, значительное влияние на приток и отток инвесторов оказывает "стадный инстинкт". Внезапное изъятие капитала и массированная атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это оказывало влияние и на объемы торговли.  
 

Глава 1. Теория государственного долга. Понятие  и виды.  
 

1.1.Понятие  государственного долга  
 

Государственный долг – это сумма задолженности  по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие  государственного долга различными теоретиками дается различное. При  этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный  долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия  в различных нормативных правовых актах.

Например, в Законе Республике Казахстан «О государственном и гарантированном  государством заимствовании и долге» от 02 августа 1999 года дается следующее  понятие: «государственный долг – это  сумма правительственного долга, долга  Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов». А в соответствии с принципами национального счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие «государственная задолженность» включаются долги центральной государственной  администрации и различных ее органов, местных органов власти и различных местных административных структур и системы социального  обеспечения. Таким образом, сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран вносят или выносят  из структура государственного долга отдельные элементы. Как видно из определения, данного в казахстанском законе, к государственному долгу относятся долги Национального Банка Республики Казахстан, а в рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы социального обеспечения, что свидетельствует о том, что понятие структуры государственного долга начинается с его официального определения. Ведь когда мы говорим о долге, мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае государства. В связи с чем, для полноценного понимания термина «государственный долг» его нельзя рассматривать в отрыве от официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти.  

1.2. Причины  возникновения государственного  долга  
 

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4%, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи  с вышеизложенным невозможно сказать  однозначно, что появление государственного долга связано исключительно  с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных  средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.  
 

1.3. Виды  государственного долга  
 

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг - это составная  часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга  снижает международный авторитет  страны и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются:

другие  государства;

международные финансовые организации (такие как  Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития и  др.);

Частные фонды – нерезиденты.

Внутренний  государственный долг - это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют  значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница  в причинах, способах образования  и особенностях функционирования этого  вида долга. Государственный долг и  вызвавшие его дефициты могут  быть тщательно продуманными и спланированными  факторами стабилизации экономики  и ее развития.

Внутренний  государственный долг рассматривается  как «заем нации сам себе»  и не влияет на общие размеры совокупного  богатства нации. Определенные отрицательные  последствия по его управлению перекрываются  положительными эффектами от мобилизации  дополнительных финансовых ресурсов в  инвестиции или развитие экономики  страны. Однако присутствует и ряд  отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

для уменьшения долга государство может увеличивать  налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

действует эффект «вытеснения инвестиций»  частных предпринимателей. Т.е. выход  государства на ссудный рынок  усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный  сектор какой-то части инвестиций и  соответственно «тормозит» экономическое  развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

население;

корпорации;

банки;

другие  финансовые и кредитные учреждения.  
 
 


Информация о работе Государственный долг