Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг.
Основной причиной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

Файлы: 1 файл

гос. долг.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

 

Государственные заимствования являются важнейшим  инструментом экономической политики государства, формирующим государственный  долг.

Основной причиной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших  в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

Однако источники  государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов, а с другой стороны, - значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Соответственно  различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний  государственный долг - это долг государства в лице его правительства  перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

Внешний государственный  долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим государствам и международным финансовым организациям.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

  1. в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;
  2. путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. 

Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимает Президент Республики Беларусь; Правительство республики, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком; решение о предоставлении государственных гарантий по внешним займам резидентов принимается Правительством Республики Беларусь.

Государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, целями займов являются:

1) пополнение валютных резервов Республики Беларусь;

2) решение острых социальных и экономических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;

3) реализация инвестиционных проектов и государственных программ;

4) поддержка экономических реформ;

5) импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критических положений в обеспечении ими республики.

Управление  государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства  и органов местного управления и  самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, а также по размещению долговых обязательств.

В настоящее  время управление государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется на основании и в соответствии с такими нормативными документами, как Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», Закон «О внутреннем государственном долге», Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2006 год», Положение Совета Министров «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», Постановление Совета Министров «Об учете внешнего государственного долга и регистрации внешних государственных займов, а также оказываемой республике технической и иной иностранной безвозмездной помощи», Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» и др

Методы управления государственным долгом:

  1. рефинансирование - погашение старой задолженности путём выпуска новых займов;
  2. конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода;
  3. консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  4. унификация - объединение (обмен) нескольких ранее выпущенных займов в один новый;
  5. аннулирование долга (дефолт) - полный отказ от долговых обязательств;
  6. реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с однородным осуществлением заимствований в объёмах погашенных долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Внешний государственный  долг Беларуси увеличился в январе 2011 г на 9% по сравнению с декабрем 2010 года ~ до 10,6 млрд долларов на 1 февраля 2011 года.

В структуре  внешнего госдолга доля долгосрочного  прямого долга правительства  в январе 2011 г составила 98% (в декабре 2010 года - 97,9%), краткосрочный долг правительства – 0% (без изменений), иностранные кредиты, полученные субъектами хозяйствования под гарантии правительства – 2% (также 2,1%).

В 2010 году внешний  государственный долг Беларуси увеличился на 22,8% по сравнению с 2009 годом ~ до 9,7 млрд долларов на 1 января 2011 года. Основными кредиторами Беларуси являются МВФ, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Раков А. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и

2. Бойко Т.С. - Финансовое право - Минск, 2006.

3. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь - от 16.07.2008г. №412-З с изменениями и дополнениями по состоянию на 2010год.

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях - от 21.04.2003г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 2010год.5.Круглов В.А., Орлова Е.И. - Финансовое право, ответы на экзаменационные вопросы - Минск, 2009.

5. Конституция Республики Беларусь - от 15.03.1994г. №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 №1)).

6. Круглов В.А., Орлова Е.И. - Финансовое право, ответы на экзаменационные вопросы - Минск, 2009.

7. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.

8. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т.В.Сорокина.-Мн.:БГЭУ, 2003. 289с.

9. Ханкевич А.А. Финансы../А.А.Ханкевич.-Мн.:Молодежное, 2003. 136с.

10. Цедрик С. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков, 2001 № 44.С.14-20.

11. Экономика. Учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА ,Издательство политической литературы ”Единство”,2001.812с.

12. www.ncpi.gov.by/minfin/SDDSr/SDDR_rus.htm

13 .www.tut.by


Информация о работе Государственный долг