Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

              В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

          Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

          В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.

             Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике без инфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.

           Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

         Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы..

           Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

           Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

            Основными целями данной курсовой работы являются: раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ, рассмотрение структуры долга и его видов, управление внутренним государственным долгом.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ : СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

1.1 Сущность  и содержание государственного  долга

 

         Под государственным долгом следует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством , выступающим в роли заемщика, с одной стороны и физическими и юридическими лицами ( резидентами и нерезидентами)  , выступающими в роли кредиторов , с другой стороны по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов , привлеченных как использованием кредитного механизма , так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.

          Государственный  долг - это сумма задолженности  государства по кредитным операциям.  При осуществлении кредитных  операций внутри страны государство  является обычно заемщиком средств,  а население, предприятия и  организации - кредиторами. В сфере  международных отношений государство  выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

         Согласно  п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ  «государственным долгом Российской  Федерации являются долговые  обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими  лицами, иностранными государствами,  международными организациями и  иными субъектами международного  права».

             Государственный долг РФ полностью  обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

        Государственный долг имеет ряд характеристик , оказывающих непосредственное влияние на организацию процесса долгового управления . к таким характеристикам относятся системность и комплексность .

         Системность возникла как результат усиления процессов мировой финансовой глобализации ,обусловившего расширение финансовой базы для частного кредитования государств и обострение проблемы суверенных дефолтов . Следствием  этого стали повышение необходимости урегулирования системы суверенных долгов со стороны международных финансовых организаций и региональных сообществ , а также превращение совокупности суверенных долгов в систему мирового долга.

         Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства , когда расходы превышают доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением , а его покрытие осуществляется эмиссионными методами , а государство заимствованиями.

Государственный долг может оказать  как отрицательное , так и положительное влияние на экономическое развитие.

            Так в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса оказывающие стабилизирующее  воздействие на экономику страны.

         Внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного

внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

-            основная номинальная сумма долга  по государственным ценным

бумагам Российской Федерации;

-            объем основного долга по кредитам, полученным Российской

Федерацией;

-            объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам,

полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

-            объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным

Российской Федерацией.

         

Основаниями для образования государственного долга являются:

- государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

- кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

- предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

- факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

- соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые

определяются конкретными условиями  займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

             Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

            Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

          Основную массу средств государственного бюджета, идущую на финансирование социальных и общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей.

            В условиях нестабильного финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов, государство вынуждено привлекать дополнительные средства из других источников для покрытия своих расходов. Основной формой государственного заимствования является государственный кредит.

           Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита:

- дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в производстве товаров и услуг, а используются для покрытия бюджетных дефицитов;

- при предоставлении банковского кредита, в качестве залога выступает имущество, ценные бумаги заемщика. А при государственном займе средств, в качестве залога выступает вся собственность государства;

- операции по государственному кредиту являются объектом финансовых правоотношений, а получение ссуды является объектом гражданско-правовых отношений;

- при заключении договора о кредите может иметь место принуждение со стороны государства, а при коммерческом кредите договор заключается на условиях равенства сторон.

Государственные кредиты ведут  к образованию государственного долга. Государственный долг - это  сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные  по ним проценты.

 Государственный долг разделяется на текущий и основной, в зависимости от срока погашения.

           Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

           Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, срок платежа по которой еще не наступил.

Долговые обязательства РФ по внутреннему  долгу могут существовать в форме:

§ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями;

§ государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

§ договоров о предоставлении государственных  гарантий РФ;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов.

В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

1) Основная номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) Объем основного долга по  бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией от бюджетов других  уровней;

3) Объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Внушительный размер внутреннего  государственного долга отражает не лучшее состояние экономики России на данный момент. Чтобы эффективно справляться с такими задолженностями  необходимо соответствующее управление.

              Одним из методов регулирования внутреннего государственного долга Российской Федерации является установление верхнего предела задолженности. Федеральным законом, «О федеральном бюджете на 2012 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5148,4 млрд. рублей, что на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года.

Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется Центральным Банком РФ.

            Во внутренний государственный долг РФ не включаются долги субъектов РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированны правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Информация о работе Государственный долг