Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

        С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

          Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

        Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в  предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и  выплатить доход.

      Источниками погашения государственных займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных  средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия денег;

– привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга).

      Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

        Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ  ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

 

          Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

          Цель управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.     

           В качестве попытки коренного улучшения управления государственным финансированием в конце 1992 г. Указом Президента РФ было создано Федеральное казначейство.

           Предполагалось, что под руководством и в составе Министерства финансов РФ оно будет ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов государства и долговых гарантий, как внешних, так и внутренних, подготовку конкретных предложений на текущую дату по обслуживанию этих долгов, а также будет определять уровень, состав, время и условия выпуска новых внешних и внутренних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.

             Поскольку Министерство финансов  РФ выступает заемщиком как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках, особое значение получает взаимосвязь ликвидности государственных ценных бумаг, процентных ставок, золотовалютных запасов и обменного курса национальной валюты.

            В этой связи налажено теснейшее взаимодействие между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ для решения этих проблем. Такое сотрудничество строится на новых финансовых взаимоотношениях между Правительством и Центральным банком. Министерство финансов РФ, выступая в качестве заемщика от лица Правительства РФ, готово уплачивать рыночные ставки процентов по его долгам Центральному банку.

           В  течение последнего времени деятельность  и разделение функций между  Министерством финансов РФ и  Центральным банком РФ в области  эмиссии государственных ценных  бумаг и управления внутренним  государственным долгом можно  охарактеризовать как положительную  и продуктивную.    

           В то же время в целях совершенствования управления внутренним государственным долгом целесообразно, чтобы функции эмиссии государственных долговых обязательств и погашения старых выпусков, проблемы конверсии займов и прочие с этим связанные вопросы сосредоточить в одном структурном подразделении Министерства финансов РФ (например, в Федеральном казначействе или в Департаменте ценных бумаг и финансовых рынков).

           Возможно, что самым оптимальным вариантом  управления государственным долгом  стало бы создание специализированного  федерального ведомства, занимающегося  исключительно проблемами эмиссии  государственных долговых обязательств  и управлением государственного  долга.

           Как  показал опыт стран с развитой  рыночной экономикой, участие центрального  банка на рынке государственных  ценных бумаг является важным  положительным фактором, так как  повышает ликвидность рынка государственных  ценных бумаг. 

           Центральный банк осуществляет целый спектр операций с государственными ценными бумагами, которые служат инструментами его кредитно-денежной политики: операции на открытом рынке (прямая купля-продажа государственных ценных бумаг, операции РЕПО — соглашения об обратном выкупе), операции по ломбардному кредитованию под залог государственных ценных бумаг.

         Следует  отметить, что результативная денежно-кредитная  политика Банка России (ЦБ) является  основным залогом успешного развития  рынка государственных ценных  бумаг. Но участие ЦБ в развитии  рынка государственных ценных  бумаг не ограничивается только  рамками денежно-кредитной политики. Кроме того, ЦБ выступает в  качестве агента Министерства  финансов по размещению новых  выпусков государственных долговых  обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Принципы  управления долгом

 

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

- безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

- единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами  власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;

- единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом  со стороны федерального центра  по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение  максимально возможной гармонизации  интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков выполнение  всех необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

- оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

- гласность - предоставление достоверной,  своевременной и полной информации  о параметрах займов всем заинтересованным  в ней пользователям.

           Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре  составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти  функции управления могут быть  конкретизированы применительно  к государственному долгу. Понятие  управления государственным долгом  может рассматриваться в широком  и узком смысле.

           Управление государственным в широком смысле предполагает:

- формирование политики в отношении  государственного долга;

- определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

- определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;

- определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

     Управление государственным долгом осуществляется посредством        следующих методов:

- рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь привлеченных средств;

- конверсия - изменение доходности  займа;

- консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новация - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;

- унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

- отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

- дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга.

 

 

 

 

3.2 Состояние  внутреннего государственного долга  на 2013 год

 

              Государственный внутренний долг  РФ, выраженный в ценных бумагах,  номинальная стоимость которых  указана в российской валюте, на 1 января 2013 года составил 4 трлн 64,288 млрд рублей. Об этом свидетельствуют материалы Минфина.

             На 1 января 2012 года внутренний госдолг  РФ составлял 3 трлн 546,435 млрд рублей.

Таким образом, за прошлый год внутренний госдолг вырос на 14,6%.

По состоянию на 1 января 2013 года долг по облигациям федерального займа  с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД) достиг 2 трлн 248,154 млрд рублей против 1 трлн 823,701 млрд рублей на 1 января текущего года.

                 Объем долга по облигациям  федерального займа с амортизацией  долга (ОФЗ-АД) не изменился в  сравнении с данными предыдущего  месяца — 1,049 трлн рублей (на начало 2012 года — 1 трлн 79,584 млрд рублей). Долг по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) остался на прежнем уровне — 545,550 млрд рублей (421,150 млрд рублей на 1 января прошлого года).

              Долг по государственным сберегательным  облигациям с фиксированной процентной  ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)  в течение года не менялся  — 132 млрд рублей, как и объем задолженности по облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ) — 90 млрд рублей.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

           Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

             К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

          В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Информация о работе Государственный долг