Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа
В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Существует два способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (продажа ценных бумаг, или выпуск новых денег). Эти меры по-разному влияют на экономические показатели.
Если правительство размещает свои ценные бумаги на денежном рынке, оно начинает конкурировать с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентной ставки, а инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Таким образом, государственное заимствование будет повышать уровень ставки процента, и, тем самым, может оттеснять восприимчивые к величине процента потребительские расходы и расходы частных инвесторов. Если же государственные дефициты финансируются за счет выпуска дополнительных денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Государственные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на потребление и инвестиции. Следовательно, выпуск дополнительных денег является более стимулирующим способом финансирования государственных дефицитов, по сравнению с увеличением займов.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Первое, выплата процентов по государственному долгу повышает неравенство в доходах, так как большая часть государственных ценных бумаг сосредоточена в руках более состоятельной части населения. Погашение внутреннего государственного долга приводит к тому, что деньги от менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным. Выходит, те, кто владеет государственными ценными бумагами, становится еще богаче.
Второе, повышение ставок налогов, как средство выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия.
Третье, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате, со временем, мы получим экономику с уменьшенным производственным потенциалом.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
«внутренний долг = рублевый долг»
«внешний долг = валютный долг»
Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга. Практические сложности возникают также при определении величины реальных бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга из-за сальдирования отдельных показателей.
1.2 Основные формы государственного долга
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
- государственные
займы, осуществленные путем
имени Российской Федерации;
- договоры и
соглашения о получении
- договоры о
предоставлении Российской
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о
пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет .В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране.
Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ.
Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно.
Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке.
Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск. Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счет кредитов иностранных государств.
Государственный долг выступает в двух основных формах:
§Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке
§Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.
2. ВНУТРЕННИЕ ЗАЙМЫ : СУЩНОСТЬ , ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Внутренние
государственные займы - кредитные
отношения, где государство
Государственный займы , составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков .
По месту размещения они бывают внешние- это обязательство государства перед нерезидентами , в внутренние – перед резидентами.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно
выступают физические и юридические
лица, являющиеся резидентами данного
государства, хотя определенная их часть
может приобретаться и
Бюджетный
кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные
внутренние заимствования как
займы, привлекаемые от
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство
2.1 Виды внутренних займов
При
капитализме внутренние
Среднесрочного
займа – от одного года до
пяти лет, долгосрочного свыше
пяти лет. Внутренние
Внутренние
государственные займы
Различают несколько видов
•без облигационный заем (заем, который выпускается без продажи облигаций);
•беспроигрышный заем (на протяжении всего срока займа выигрывают все облигации, по-другому еще можно назвать выигрышный заем);
•беспроцентный заем, т.е. на протяжении
всего займа владельцам облигаций
не выплачиваются ежегодные
•гарантийный заем ( государственный заем) – погашение такого займа гарантируется определенными ценностями;
•межправительственный заем – когда одна страна предоставляет товары или денежные средства другой стране за определенную плату;
•облигационный заем- заем, который осуществляется путем выпуска облигаций;
2.2 Классификация внутренних займов
1. По праву эмиссии:
а) центральное правительство;
б) республиканское правительство;
в) местные власти.
В виде ценных бумаг, если республиканский и местный гарантированы государством. Если же нет - то это местный заем.
2. По принципу держателей: ценные бумаги, размещенные среди:
а) ФЛ (облигации гос. займа);
б) ЮЛ (ГКО);
в) ЮЛ и ФЛ.
3. По форме выплаты доходов:
а) процентные или беспроцентные (целевые, получение благ держателем, телефонный заем – без очередная установка телефона, квартирный заем);
б) процентные, но выигрышные (и процентные и + дополнительный выигрыш); в) ценные бумаги с нулевым куполом (продаются ниже номинала, выкупаются по номиналу).
4. В зависимости от дохода:
а) с твердым доходом;
б) с плавающим доходом.
5. По срокам погашения:
а) краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).
6. По формам выпуска:
а) облигационные (
б) без облигационные (в виде записей на специальных счетах).
7. По методам размещения:
а) добровольные;
б) принудительные;
в) по подписке.
8. В зависимости от обращения на рынке:
а) рыночные (свободное обращение на вторичном рынке);
б) нерыночные (не имеют права
продаваться на вторичном
9. В зависимости от
а) закладные (местными органами власти, гарант - местный бюджет);
б) без закладные (государство).
Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени.