Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

          Существует два способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (продажа ценных бумаг, или выпуск новых денег). Эти меры по-разному влияют на экономические показатели.

          Если правительство размещает свои ценные бумаги на денежном рынке, оно начинает конкурировать с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентной ставки, а инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Таким образом, государственное заимствование будет повышать уровень ставки процента, и, тем самым, может оттеснять восприимчивые к величине процента потребительские расходы и расходы частных инвесторов. Если же государственные дефициты финансируются за счет выпуска дополнительных денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Государственные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на потребление и инвестиции. Следовательно, выпуск дополнительных денег является более стимулирующим способом финансирования государственных дефицитов, по сравнению с увеличением займов.

          Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Первое, выплата процентов по государственному долгу повышает неравенство в  доходах, так как большая часть  государственных ценных бумаг сосредоточена  в руках более состоятельной  части населения. Погашение внутреннего  государственного долга приводит к  тому, что деньги от менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным. Выходит, те, кто владеет государственными ценными бумагами, становится еще богаче.

          Второе, повышение ставок налогов, как средство выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия.

           Третье, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате, со временем, мы получим экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

«внутренний долг = рублевый долг»

«внешний долг = валютный долг»

Может показаться, что проблема деления  государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга. Практические сложности возникают также при определении величины реальных бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга из-за сальдирования отдельных показателей.

1.2 Основные  формы государственного долга

 

Статьей 98 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определены следующие  формы внутреннего государственного долга:

-     государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от

имени Российской Федерации;

-     договоры и  соглашения о получении Российской  Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-     договоры о  предоставлении Российской Федерацией  государственных гарантий;

-     соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации, о

пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов  сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных  образований - 10 лет .В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране.

             Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ.

Однако в условиях независимого от правительства главного банка  страны использовать эмиссию для  сокращения долга весьма сложно.

          Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего  долга означает рост доли государственных  заимствований на финансовом рынке.

           Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск. Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счет кредитов иностранных государств.

         Государственный долг выступает в двух основных формах:

§Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке

§Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

 

 

 

 

 

2. ВНУТРЕННИЕ  ЗАЙМЫ : СУЩНОСТЬ , ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

        Внутренние  государственные займы - кредитные  отношения, где государство выступает  кредитором или заемщиком. Государственные  займы выпускаются в денежной  форме, но иногда выпускаются  в натуральной форме и могут  погашаться продуктами. Государственные  займы впервые появились в  рабовладельческом обществе. Применялись  государственные займы только  при чрезвычайных обстоятельствах. 

           Государственный займы , составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков .

          По месту размещения они бывают внешние- это обязательство государства перед нерезидентами , в внутренние – перед резидентами.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно  выступают физические и юридические  лица, являющиеся резидентами данного  государства, хотя определенная их часть  может приобретаться и иностранными инвесторами.       Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств  эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения  инвесторов используются различные  налоговые льготы.

          Бюджетный  кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные  внутренние заимствования как  займы, привлекаемые от физических  и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых  организаций в валюте РФ, по  которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта  погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

          Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство

2.1 Виды  внутренних займов

 

          При  капитализме внутренние государственные  займы являлись основной формой  функционирования государства. Буржуазное  государство с помощью займов  за короткий срок может мобилизовать  в крупные денежные средства. Различают несколько видов внутренних  государственных займов: краткосрочные,  среднесрочные и долгосрочные. Срок  погашения краткосрочного государственного  займа до одного года.

          Среднесрочного  займа – от одного года до  пяти лет, долгосрочного свыше  пяти лет. Внутренние государственные  займы можно различать по видам  доходности. Это процентные и  выигрышные государственные займы.  Процентные государственные займы  это когда его держатель получает  доход по определенной ставке.

         Внутренние  государственные займы  размещаются  через банки, сберкассы, продажи  на бирже или аукционе. По месту  размещения делятся: на внутренние  и внешние займы. Внутренние  государственные займы это займы  в национальной валюте, а внешние  в валюте государства-заемщика 

Различают несколько видов государственных  займов:

 •без облигационный заем (заем, который выпускается без продажи облигаций);

•беспроигрышный заем (на протяжении всего срока займа выигрывают все облигации, по-другому еще  можно назвать выигрышный заем);

•беспроцентный заем, т.е. на протяжении всего займа владельцам облигаций  не выплачиваются ежегодные проценты;

•гарантийный заем ( государственный заем) – погашение такого займа гарантируется определенными ценностями;

•межправительственный заем – когда  одна страна предоставляет товары или  денежные средства другой стране за определенную плату;

•облигационный заем- заем, который  осуществляется путем выпуска облигаций;

 

2.2 Классификация  внутренних займов

 

1. По праву эмиссии:

 а) центральное правительство; 

б) республиканское правительство;

в) местные власти.

В виде ценных бумаг, если республиканский  и местный гарантированы государством. Если же нет - то это местный заем.

2. По принципу держателей: ценные  бумаги, размещенные среди:

 а) ФЛ (облигации гос. займа);

б) ЮЛ (ГКО);

 в) ЮЛ и ФЛ.

3. По форме выплаты доходов: 

а) процентные или беспроцентные (целевые, получение благ держателем, телефонный заем – без очередная установка телефона, квартирный заем);

б) процентные, но выигрышные (и процентные и + дополнительный выигрыш); в) ценные бумаги с нулевым куполом (продаются  ниже номинала, выкупаются по номиналу).

4. В зависимости от дохода:

 а) с твердым доходом; 

б) с плавающим доходом.

5. По срокам погашения: 

а) краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).

6. По формам выпуска:

 а) облигационные (документарные);

б) без облигационные (в виде записей на специальных счетах).

7. По методам размещения:

а) добровольные;

б) принудительные;

в) по подписке.

8. В зависимости от обращения  на рынке: 

а) рыночные (свободное обращение на вторичном рынке);

 б) нерыночные (не имеют права  продаваться на вторичном рынке).

9. В зависимости от обеспеченности:

а) закладные (местными органами власти, гарант - местный бюджет);

 б) без закладные (государство).

         Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени.

Информация о работе Государственный долг