Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
определить в чем заключается управление государственным долгом.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6
2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12
2.1 Внутренний государственный долг: содержание и последствия ………….. 12
2.2 Состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь …….. 14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19
3.1 Сущность управления государственным долгом ………………………...… 19
3.2 Методы регулирования государственного долга ………………………...… 21
3.3 Состояние валового внешнего долга Республики Беларусь в последние
годы ……………………………………………………………………………...… 22
Заключение ……………………………………………………………………...… 26
Список использованных источников …………………………………………..... 28
Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30
Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31
Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего
долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32

Файлы: 1 файл

Государственный долг.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

 

Курсовая работа: 32 c., 2 рис., 3 прил., 24 источника

 

ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ, РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА, КОНВЕРСИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, АННУЛИРОВАНИЕ ДОЛГА

 

Объект исследования – государственный долг.

Предмет исследования – внутренние и внешние заимствования Республики Беларусь.

Цель работы: определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обследование.

Исследования  и разработки: изучено экономическое содержание государственного долга; рассмотрены его формы; изучены методы регулирования государственного долга; определена методика оценки бремени внешних долгов.

Область возможного практического применения: сфера кредитных отношений Республики Беларусь.

Экономическая и социальная значимость: использование методов регулирования государственного долга играет важную роль в снижении долгового бремени страны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение ……………………………………………………………………………. 4

1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6

2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12

2.1 Внутренний государственный  долг: содержание и последствия ………….. 12

2.2 Состояние внешнего  государственного долга Республики  Беларусь …….. 14

3 Управление государственным  долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19

3.1 Сущность управления  государственным долгом ………………………...… 19

3.2 Методы регулирования  государственного долга ………………………...… 21

3.3 Состояние валового  внешнего долга Республики Беларусь в последние

годы ……………………………………………………………………………...… 22

Заключение ……………………………………………………………………...… 26

Список использованных источников …………………………………………..... 28

Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга

      Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30

Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга

      Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31

Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего

      долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Финансовые отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга  оказывают значительное влияние  на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств. Мировой финансовый кризис обострил проблему устойчивости государственного долга, так как превышение установленных индикаторов безопасности порождает негативные явления в экономике стран вплоть до дефолта страны, то есть невозможности государства оплачивать свои обязательства.

Исследование макроэкономического  регулирования накопленной задолженности  государства является актуальным и  приобретает особую значимость в  современных условиях формирования посткризисной экономики. Это обусловлено ростом стоимости заимствований, ужесточением требований к заемщикам на внешних рынках, увеличением количества стран – потенциальных заемщиков, снижение доверия инвесторов и кредиторов, дефицитом ликвидности на мировом рынке ссудного капитала.

Цель данной курсовой работы состоит в определении  понятия, экономического содержания категории  «государственный долг», причин и последствий  его образования, степени влияния  государственного долга на экономику.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
  2. охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
  3. определить в чем заключается управление государственным долгом.

Объектом исследования выступает государственный долг.

Предметом исследования данной курсовой работы являются внутренние и внешние заимствования Республики Беларусь.

В процессе написания  работы использовались такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез. Анализ представляет собой разделение явления или предмета на составные части для изучения его внутренней структуры. Однако анализ не дает полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т. е. без изучения взаимозависимости между его составными частями. А из специальных методов использовались сравнение и обследование.

При написании работы применялись учебные пособия и периодические издания. Из учебных пособий – материал учебников М.К. Фисенко, М.И. Плотницкого, А.А. Пилипенко и др., в которых подробно и доступно описаны теоретические аспекты рассматриваемой темы; из периодических изданий – журналы: «Банковский вестник», «Вестник молодежного научного сообщества», «Финансы, учет, аудит», «Финансовый директор», в которых рассмотрены как практические, так и теоретические аспекты данной темы.

Курсовая работа включает 32 страницы, 2 рисунка, 3 приложения, при написании работы использовано 24 источника. Курсовая работа содержит введение, 3 раздела, заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическое  содержание государственного долга,  его виды

 

 

 

Государственный долг –  явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических  формациях менялись его роль и  формы, а сущность оставалась прежней – необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах.

Государственный долг –  это сумма задолженности (включая  проценты по ней) по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Республикой Беларусь.

Долговые обязательства  государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством [23, с. 286].

Основой возникновения  государственного долга является бюджетный  дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Практически каждое государство сталкивается с дефицитом государственного бюджета, при этом небольшой дефицит не является проблемой. Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что, в конце концов, может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, может привести к замедлению экономического роста и падению деловой активности, а также к образованию государственного долга.

Обнаружение дефицита бюджета  еще на стадии его составления  заставляет изыскивать источники для  его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей:

- сокращение расходов  госбюджета.

- увеличение налогового  бремени.

- эмиссионный способ финансирования  дефицита бюджета. 

- превращение дефицита бюджета  в государственный долг. Этот  способ заключается в финансировании  дефицита госбюджета за счет:

а) внутреннего и б) внешнего займа.

Все способы финансирования дефицита государственного бюджета требуют глубокого и тщательного изучения экономической ситуации, сложившейся в данный конкретный момент в стране. В результате использования последнего способа (внутреннего и внешнего займа) образуется государственный долг [7, с. 153].

Достоинствами этого  способа являются:

- он не ведет к  инфляции, так как денежная масса  не изменяется, поэтому в краткосрочном  порядке это неинфляционный способ  финансирования;

- это достаточно оперативный  путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Однако у данного  способа имеются и значительные недостатки:

- в первую очередь  это то, что по долгам надо  платить. Очевидно, что население  не будет покупать ценные бумаги, если они не будут приносить  дохода, то есть если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит;

- кроме того, доказано, что данный способ является  неинфляционным только в краткосрочном  периоде, а в долгосрочном он  может обусловить достаточно  высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг) [9, с. 218].

Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран или  международных финансовых организаций, представляет возможность получения  крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении к внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.

Не менее важными  причинами возникновения государственного долга являются также войны и  спады [24, с. 153].

Например, во время войны  надо переориентировать большую  часть ресурсов на производство военной  продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует  их и содержание армии. Имеется три  варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга – упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Государственный долг – это сумма долга правительства населению. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг [22, с. 16].

Имеются две основные причины того, почему государственный  долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга  может сократить запас капитала в экономике. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем.

Информация о работе Государственный долг