Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
определить в чем заключается управление государственным долгом.
Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6
2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12
2.1 Внутренний государственный долг: содержание и последствия ………….. 12
2.2 Состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь …….. 14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19
3.1 Сущность управления государственным долгом ………………………...… 19
3.2 Методы регулирования государственного долга ………………………...… 21
3.3 Состояние валового внешнего долга Республики Беларусь в последние
годы ……………………………………………………………………………...… 22
Заключение ……………………………………………………………………...… 26
Список использованных источников …………………………………………..... 28
Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30
Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31
Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего
долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32
Его образование, прежде
всего, обусловлено противоречиями
между потребностями
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Для избежания негативных проблем, которые возникаю с образованием задолженности, необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом.
Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
Оптимизация внешнего долга может осуществляться в следующих направлениях:
- максимизация доли кредитов на преференциальных условиях и минимизация на рыночных условиях;
- минимизация платежей
по обслуживанию
- диверсификация валютной
структуры внешних государствен
При наращивании объемов внешнего финансирования важное значение имеет расходование заимствованных средств. Эффективность заимствований должна быть обеспечена соответствующим ростом производства товаров и сферы услуг, основанных на новых прогрессивных технологиях. Если внешние заимствования направляются на инвестирование быстрорастущих секторов экономики, на обновление производственной базы предприятий и внедрение новых технологий, то это позволит стране в будущем увеличить экономический рост и рассчитаться за привлеченные средства.
Для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа государству необходима разработка программы по управлению внешним долгом, которая позволит оптимизировать существующие выплаты по долговым обязательствам. Система управления государственным внешним долгом базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, и, соответственно, на постепенном снижении зависимости государства от ситуации на мировых рынках ссудного капитала. Было бы целесообразно согласование политики по обслуживанию внешнего долга с экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной, так как долг, выраженный в иностранной валюте, оказывает давление на обменный курс и создает риски в денежно-кредитной сфере.
Мировой опыт свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоления долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат по задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.
Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица – Абсолютные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США
Показатели |
01.01. 2008 |
01.01. 2009 |
01.01. 2010 |
01.01. 2011 |
01.01. 2012 |
1. Валовой внешний
долг по всем секторам |
12 496,5 |
15 154,1 |
22 060,3 |
28 401,1 |
34 028,4 |
2. Обслуживание валового внешнего долга, в т.ч.:1 |
3 965,4 |
6 448,5 |
5 822,2 |
5 165,0 |
6 320,7 |
2.1. Платежи по основному долгу |
3 728,0 |
5 960,5 |
5 346,6 |
4 563,2 |
5 405,2 |
2.2. Платежи по процентам |
237,4 |
488,0 |
475,6 |
601,8 |
915,5 |
3. Внешний долг органов государственного управления |
2 036,3 |
3 597,2 |
8 363,0 |
10 057,9 |
12 351,0 |
4. Обслуживание внешнего
долга органов |
227,4 |
287,5 |
288,7 |
762,1 |
552,1 |
4.1. Платежи по основному долгу |
194,8 |
131,0 |
139,4 |
547,2 |
169,0 |
4.2. Платежи по процентам |
32,6 |
156,5 |
149,3 |
214,9 |
383,1 |
__________________________
1 Сумма платежей по обслуживанию внешнего долга за предыдущий долг
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица – Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг.
Показатели |
01.01. 2008 |
01.01. 2009 |
01.01. 2010 |
01.01. 2011 |
01.01. 2012 |
1. Валовой внешний
долг на душу населения, |
1 286,4 |
1 596,3 |
2 322,1 |
2 995,5 |
3 595,0 |
2. Валовой внешний долг / ВВП, процентов |
27,6 |
24,9 |
44,8 |
51,6 |
62,3 |
3. Долгосрочный валовой внешний долг / ВВП, процентов |
10,2 |
11,3 |
24,8 |
28,5 |
35,8 |
4. Краткосрочный валовой внешний долг / ВВП, процентов |
17,4 |
13,6 |
20,1 |
23,0 |
26,4 |
5. Долгосрочные заимствования / валовой внешний долг, процентов |
37,0 |
45,4 |
55,3 |
55,3 |
57,5 |
6. Валовой внешний долг / экспорт товаров и услуг, процентов |
45,2 |
40,9 |
88,7 |
95,0 |
72,9 |
7. Внешний долг / поступления по счету текущих операций, процентов |
44,3 |
39,8 |
85,4 |
90,6 |
69,3 |
8. Внешний долг органов государственного управления / ВВП, процентов |
4,5 |
5,9 |
17,0 |
18,3 |
22,6 |
9. Внешний долг органов государственного управления / доходы республиканского бюджета, процентов |
12,1 |
15,6 |
50,0 |
59,9 |
74,9 |
10. Резервные активы / валовой внешний долг, процентов |
33,5 |
20,2 |
25,6 |
17,7 |
23,3 |
11. Резервные активы / краткосрочный валовой внешний долг, процентов |
53,2 |
37,0 |
57,3 |
39,7 |
54,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица – Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг.
Показатели |
01.01. 2008 |
01.01. 2009 |
01.01. 2010 |
01.01. 2011 |
01.01. 2012 |
1. Обслуживание валового внешнего долга / экспорт товаров и услуг, процентов |
14,4 |
17,4 |
23,4 |
17,3 |
13,5 |
2. Обслуживание валового внешнего долга / ВВП, процентов |
8,8 |
10,6 |
11,8 |
9,4 |
11,6 |
3. Обслуживание внешнего
долга органов |
1,3 |
1,2 |
1,7 |
4,5 |
3,3 |