Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом.
Введение
Понятие и  виды государства
Внутренний  государственный долг 
Внешний государственный  долг
Управление  государственным долгом
Управление  государственным долгом
Лимит государственного долга
Экономические последствия государственного долга
Дополнительная  информация 
Внешний долг на 2009
Внешний долг к 2010 г
Прогнозы  специалистов на 2010 год
Вывод
Содержание
Введение
Понятие и виды государства
Внутренний государственный долг
Внешний государственный долг
Управление государственным долгом
Управление государственным долгом
Лимит государственного долга
Экономические последствия государственного долга
Дополнительная информация
Внешний долг на 2009
Внешний долг к 2010 г
Прогнозы специалистов на 2010 год
Вывод  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Государственный 
долг – является макроэкономическим 
фактором, который указывает на степень 
стабильности в стране. Каждая из существующих 
стран начинала свой подъем в долг, то 
есть чтобы подняться государству нужны 
средства, которые не в достатке у молодой 
страны с малым бюджетом. Привлекают денежные 
средства с целью их увеличения. Подавляющее 
число стран испытывает недостаток собственных 
ресурсов для осуществления внутренних 
вложений, покрытия дефицита государственного 
бюджета, проведения социально-экономических 
преобразований и выполнения долговых 
обязательств по внешним заимствованиям. 
Кто-то является больше кредитором, чем 
заемщиком, кто-то наоборот. Но практически 
во всех этих странах сложилась долговая 
экономическая система. Причем зависимость 
национальных хозяйств от внешних подпиток 
будет укрепляться и дальше по ходу либерализации 
и глобализации финансовых рынков, несмотря 
на все-таки еще ощутимое сохранение их 
изолированности. В настоящее время сложно 
найти страну у которой нет долгов, так 
как сейчас период развития технологий, 
которая требует своих вложений. Но осуществлять 
эти платежи только за счет налогов не 
возможно, государство должно думать и 
о своих гражданах, потому то и государство 
ищет золотую середину – думая и о будущем 
поколений. 
 
 
 
Понятие и 
виды государственного долга 
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:
Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг – основная часть государственного долга по внутренним государственный займам и другим долговым обязательствам Правительства РК, НБ РК и местных исполнительных органов перед резидентами РК. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Внешний государственный долг – составная часть государственного долга по внешним государственными займам и по другим долговым обязательствам Правительства РК , НБ РК и местных исполнительных органов перед нерезидентами РК, то есть займы у зарубежных стран.
Отличают так же капитальный и текущий государственный долги. Капитальный государственный долг – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии РК.
Причиной 
возникновения и нарастания государственного 
долга являлся постоянный дефицит государственного 
бюджета, который составил в 1991 г 20,4 %(к 
расходной части бюджета), в 1993г – 11,9%, 
в 1995г – 17,4%, в 1996г -15,4%, 1997г -16,1%, в 1998г – 
15,6%, в 1999г – 14,3%, с2000 г он начал резко сокращаться 
и составил 0,5%, в 2002г – 1,6%, в 2003г – 4,3%, в 
2004г – 1,4%, в 2005г – достигнут профицит - 
превышение доходов бюджета над его расходами 
(положительное сальдо бюджета). Различается 
профицит первичный — когда текущие доходы 
бюджета покрывают его текущие расходы, 
и вторичный — когда доходы бюджета покрывают 
все расходы, включая выплату внутренних 
и внешних государственных долгов - +2,4%, 
в 2006г - +3,8%, в 2007г - -8,0%, 2008 г - -9,8%. 
Внутренний государственный долг
Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике. Внутренний государственный долг на середину 2008 г составил а Казахстане 1213 млрд тенге, что составляет около 7,6% от ВВП, в том числе долг правительства - 820,2млрд тенге (6,8% млрд долл.).
В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые в займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как "заем нации самой себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, а инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующему:
Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.
В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам. Суммы, заимствованные государством под дисконт, превращаются в доход банков второго уровня и других коммерческих структур.
Другими формами внутреннего государственного долга были: задолженность НБ по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита; долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг;
В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:
Списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье, доля легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам сельхоз продукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;
Списанная задолженность 
сельхоз предприятий и 
Накопленная задолженность в форме так называемых "директивных" кредитов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались НБ под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженностям. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.
Обслуживание долга – совокупность выплаты в определенном периоде времени вознаграждения(интереса) , комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования
Обслуживание займа – деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету использования средств займа на счетах заемщика и осуществления заемщиком платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа.
Погашение долга 
– возврат заемщиком полученной 
суммы займа в установленном 
договором займа порядке, исполнение 
других обязательств, вытекающих из договора 
займа. Погашение и обслуживание долга 
местных исполнительных органов осуществляется 
ими за счет средств, предусмотренных 
в местных бюджетах, в порядке, определяемом 
Правительством РК. 
 
 
Внешний 
долг страны 
Внешний долг составляет сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки.
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести к экономической и политической зависимости от стран кредиторов.
Для относительной 
характеристики величины государственного 
долга в мировой практике используются 
специальные показатели, рекомендуемые 
Мировым Банком Реконструкции и Развития.(1.1) 
1.1Относительные параметры внешнего долга
| Относительные параметры внешнего долга | |||
| Низкая задолженность | Умеренная задолженность | Высокая задолженность | |
| Отношение валового внешнего долга к ВВП (в % включая межфирменную задолженность) | Менее 48 | 48 - 80 | Свыше 80 | 
| Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг ( в% вкл межфирменную задолженность) | Менее 132 | 132 - 220 | Свыше 220 | 
| Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в% исключая межфирменную задолженность) | Менее18 | 18 - 30 | Свыше 30 | 
| Отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и услуг(%) | Менее12 | 12 - 20 | Свыше 20 | 
Значительную 
часть валового внешнего долга страны 
занимает долг частного сектора , негарантированного 
государством, в том числе межфирменная 
задолженность. Эта часть долга связана 
с расширением кредитных взаимоотношений 
экономических субъектов  на внешних рынках  
ссудного капитала. Межфирменная задолженность 
представляет собой взаимоотношения по 
кредитам, выданным со стороны зарубежных 
материнских компаний к фирм дочерним 
предприятиям, филиалам, действующим в 
Казахстане. Она не считается нейтральной. 
Внешние кредиты частного сектора вызывают 
нежелательные колебания валютного курса, 
могут нарушать установившееся равновесие 
на валютном рынке, усугубляя проблемы 
о проведении выбранного направления 
денежно – кредитной политики монетарными 
властями, влияют на устойчивость денежного 
обращения. Если межфирменная задолженность 
достигает больших объемов или оформляется 
под высокие ставки процентов, то, включаясь 
в издержки, завышает величину налоговых 
вычетов, приводя к уменьшению налоговых 
платежей. И в целом практика манипулирования 
затратами путем оформления кредитных 
лизинговых и тому подобных сделок приводит 
к искажению истинных результатов экономической 
деятельности нужном для зарубежных субъектов 
представлений.