Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом.

Оглавление

Введение

Понятие и виды государства

Внутренний государственный долг

Внешний государственный долг

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом

Лимит государственного долга

Экономические последствия государственного долга

Дополнительная информация

Внешний долг на 2009

Внешний долг к 2010 г

Прогнозы специалистов на 2010 год

Вывод

Файлы: 1 файл

Государственный долг2.docа.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Понятие и  виды государства

Внутренний  государственный долг

Внешний государственный  долг

Управление  государственным долгом

Управление  государственным долгом

Лимит государственного долга

Экономические последствия государственного долга

Дополнительная  информация

Внешний долг на 2009

Внешний долг к 2010 г

Прогнозы  специалистов на 2010 год

Вывод  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень  стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом. Привлекают денежные средства с целью их увеличения. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности. В настоящее время сложно найти страну у которой нет долгов, так как сейчас период развития технологий, которая требует своих вложений. Но осуществлять эти платежи только за счет налогов не возможно, государство должно думать и о своих гражданах, потому то и государство ищет золотую середину – думая и о будущем поколений. 
 
 
 

Понятие и  виды государственного долга 

В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также  долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с  законодательными актами Республики Казахстан  на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.

В зависимости  от рынка размещения, валюты займа  и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний  государственный долг – основная часть государственного долга по внутренним государственный займам и другим долговым обязательствам Правительства РК, НБ РК и местных исполнительных органов перед резидентами РК. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внешний государственный долг – составная часть государственного долга по внешним государственными займам и по другим долговым обязательствам Правительства РК , НБ РК и местных исполнительных органов перед нерезидентами РК, то есть займы у зарубежных стран.

Отличают  так же капитальный и текущий  государственный долги. Капитальный государственный долг – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван  использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Гарантированный государством долг -  сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии РК.

Причиной  возникновения и нарастания государственного долга являлся постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 г 20,4 %(к расходной части бюджета), в 1993г – 11,9%, в 1995г – 17,4%, в 1996г -15,4%, 1997г -16,1%, в 1998г – 15,6%, в 1999г – 14,3%, с2000 г он начал резко сокращаться и составил 0,5%, в 2002г – 1,6%, в 2003г – 4,3%, в 2004г – 1,4%, в 2005г – достигнут профицит - превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов - +2,4%, в 2006г - +3,8%, в 2007г - -8,0%, 2008 г - -9,8%. 

Внутренний  государственный долг

Наличие внутреннего  государственного долга не является исключением в экономике. Внутренний государственный долг на середину 2008 г составил а Казахстане 1213 млрд тенге, что составляет около 7,6% от ВВП, в том числе долг правительства   - 820,2млрд тенге (6,8% млрд долл.).

В развитых странах  государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые в займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как "заем нации самой себе"  и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, а инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующему:

  1. Погашение задолженности и выплата процентов производится за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  2. При действиях государства по уменьшению государственного долга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику;
  3. Действует эффект "Вытеснения инвестиции" частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются  процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный ЧНП.

Негативный  эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка  средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.

В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам. Суммы, заимствованные государством под дисконт, превращаются в доход банков второго уровня и других коммерческих структур.

Другими формами  внутреннего государственного долга были: задолженность НБ по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита; долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг;

В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:

Списанная задолженность  бюджета по возмещению разницы в  ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье, доля легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам сельхоз продукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;

Списанная задолженность  сельхоз предприятий и организаций  водного хозяйства по ссудам банкам – следствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования;

Накопленная задолженность в форме так  называемых "директивных" кредитов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались НБ под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженностям. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.

Обслуживание  долга – совокупность выплаты  в определенном периоде времени  вознаграждения(интереса) , комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования

Обслуживание  займа – деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету  использования средств займа на счетах заемщика и осуществления заемщиком платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа.

Погашение долга  – возврат заемщиком полученной суммы займа в установленном  договором займа порядке, исполнение других обязательств, вытекающих из договора займа. Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляется ими за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах, в порядке, определяемом Правительством РК. 
 
 

Внешний долг страны 

Внешний долг составляет сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки.

Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов  может привести к экономической и политической зависимости от стран кредиторов.

Для относительной  характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели, рекомендуемые Мировым Банком Реконструкции и Развития.(1.1) 

1.1Относительные параметры внешнего долга

  Относительные параметры внешнего долга
  Низкая задолженность Умеренная задолженность Высокая задолженность
Отношение валового внешнего долга к ВВП (в % включая межфирменную задолженность) Менее 48 48 - 80 Свыше 80
Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг ( в% вкл  межфирменную задолженность) Менее 132 132 - 220 Свыше 220
Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в% исключая межфирменную задолженность) Менее18 18 - 30 Свыше 30
Отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и услуг(%) Менее12 12 - 20 Свыше 20

 

Значительную  часть валового внешнего долга страны занимает долг частного сектора , негарантированного государством, в том числе межфирменная задолженность. Эта часть долга связана с расширением кредитных взаимоотношений экономических субъектов на внешних рынках  ссудного капитала. Межфирменная задолженность представляет собой взаимоотношения по кредитам, выданным со стороны зарубежных материнских компаний к фирм дочерним предприятиям, филиалам, действующим в Казахстане. Она не считается нейтральной. Внешние кредиты частного сектора вызывают нежелательные колебания валютного курса, могут нарушать установившееся равновесие на валютном рынке, усугубляя проблемы о проведении выбранного направления денежно – кредитной политики монетарными властями, влияют на устойчивость денежного обращения. Если межфирменная задолженность достигает больших объемов или оформляется под высокие ставки процентов, то, включаясь в издержки, завышает величину налоговых вычетов, приводя к уменьшению налоговых платежей. И в целом практика манипулирования затратами путем оформления кредитных лизинговых и тому подобных сделок приводит к искажению истинных результатов экономической деятельности нужном для зарубежных субъектов представлений.  
 
 
 

Информация о работе Государственный долг