Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом.
Введение
Понятие и виды государства
Внутренний государственный долг
Внешний государственный долг
Управление государственным долгом
Управление государственным долгом
Лимит государственного долга
Экономические последствия государственного долга
Дополнительная информация
Внешний долг на 2009
Внешний долг к 2010 г
Прогнозы специалистов на 2010 год
Вывод
Содержание
Введение
Понятие и виды государства
Внутренний государственный долг
Внешний государственный долг
Управление государственным долгом
Управление государственным долгом
Лимит государственного долга
Экономические последствия государственного долга
Дополнительная информация
Внешний долг на 2009
Внешний долг к 2010 г
Прогнозы специалистов на 2010 год
Вывод
Введение
Государственный
долг – является макроэкономическим
фактором, который указывает на степень
стабильности в стране. Каждая из существующих
стран начинала свой подъем в долг, то
есть чтобы подняться государству нужны
средства, которые не в достатке у молодой
страны с малым бюджетом. Привлекают денежные
средства с целью их увеличения. Подавляющее
число стран испытывает недостаток собственных
ресурсов для осуществления внутренних
вложений, покрытия дефицита государственного
бюджета, проведения социально-экономических
преобразований и выполнения долговых
обязательств по внешним заимствованиям.
Кто-то является больше кредитором, чем
заемщиком, кто-то наоборот. Но практически
во всех этих странах сложилась долговая
экономическая система. Причем зависимость
национальных хозяйств от внешних подпиток
будет укрепляться и дальше по ходу либерализации
и глобализации финансовых рынков, несмотря
на все-таки еще ощутимое сохранение их
изолированности. В настоящее время сложно
найти страну у которой нет долгов, так
как сейчас период развития технологий,
которая требует своих вложений. Но осуществлять
эти платежи только за счет налогов не
возможно, государство должно думать и
о своих гражданах, потому то и государство
ищет золотую середину – думая и о будущем
поколений.
Понятие и
виды государственного долга
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:
Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг – основная часть государственного долга по внутренним государственный займам и другим долговым обязательствам Правительства РК, НБ РК и местных исполнительных органов перед резидентами РК. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Внешний государственный долг – составная часть государственного долга по внешним государственными займам и по другим долговым обязательствам Правительства РК , НБ РК и местных исполнительных органов перед нерезидентами РК, то есть займы у зарубежных стран.
Отличают так же капитальный и текущий государственный долги. Капитальный государственный долг – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии РК.
Причиной
возникновения и нарастания государственного
долга являлся постоянный дефицит государственного
бюджета, который составил в 1991 г 20,4 %(к
расходной части бюджета), в 1993г – 11,9%,
в 1995г – 17,4%, в 1996г -15,4%, 1997г -16,1%, в 1998г –
15,6%, в 1999г – 14,3%, с2000 г он начал резко сокращаться
и составил 0,5%, в 2002г – 1,6%, в 2003г – 4,3%, в
2004г – 1,4%, в 2005г – достигнут профицит -
превышение доходов бюджета над его расходами
(положительное сальдо бюджета). Различается
профицит первичный — когда текущие доходы
бюджета покрывают его текущие расходы,
и вторичный — когда доходы бюджета покрывают
все расходы, включая выплату внутренних
и внешних государственных долгов - +2,4%,
в 2006г - +3,8%, в 2007г - -8,0%, 2008 г - -9,8%.
Внутренний государственный долг
Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике. Внутренний государственный долг на середину 2008 г составил а Казахстане 1213 млрд тенге, что составляет около 7,6% от ВВП, в том числе долг правительства - 820,2млрд тенге (6,8% млрд долл.).
В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые в займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как "заем нации самой себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, а инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующему:
Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.
В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам. Суммы, заимствованные государством под дисконт, превращаются в доход банков второго уровня и других коммерческих структур.
Другими формами внутреннего государственного долга были: задолженность НБ по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита; долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг;
В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:
Списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье, доля легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам сельхоз продукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;
Списанная задолженность
сельхоз предприятий и
Накопленная задолженность в форме так называемых "директивных" кредитов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались НБ под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженностям. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.
Обслуживание долга – совокупность выплаты в определенном периоде времени вознаграждения(интереса) , комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования
Обслуживание займа – деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету использования средств займа на счетах заемщика и осуществления заемщиком платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа.
Погашение долга
– возврат заемщиком полученной
суммы займа в установленном
договором займа порядке, исполнение
других обязательств, вытекающих из договора
займа. Погашение и обслуживание долга
местных исполнительных органов осуществляется
ими за счет средств, предусмотренных
в местных бюджетах, в порядке, определяемом
Правительством РК.
Внешний
долг страны
Внешний долг составляет сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки.
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести к экономической и политической зависимости от стран кредиторов.
Для относительной
характеристики величины государственного
долга в мировой практике используются
специальные показатели, рекомендуемые
Мировым Банком Реконструкции и Развития.(1.1)
1.1Относительные параметры внешнего долга
Относительные параметры внешнего долга | |||
Низкая задолженность | Умеренная задолженность | Высокая задолженность | |
Отношение валового внешнего долга к ВВП (в % включая межфирменную задолженность) | Менее 48 | 48 - 80 | Свыше 80 |
Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг ( в% вкл межфирменную задолженность) | Менее 132 | 132 - 220 | Свыше 220 |
Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в% исключая межфирменную задолженность) | Менее18 | 18 - 30 | Свыше 30 |
Отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и услуг(%) | Менее12 | 12 - 20 | Свыше 20 |
Значительную
часть валового внешнего долга страны
занимает долг частного сектора , негарантированного
государством, в том числе межфирменная
задолженность. Эта часть долга связана
с расширением кредитных взаимоотношений
экономических субъектов на внешних рынках
ссудного капитала. Межфирменная задолженность
представляет собой взаимоотношения по
кредитам, выданным со стороны зарубежных
материнских компаний к фирм дочерним
предприятиям, филиалам, действующим в
Казахстане. Она не считается нейтральной.
Внешние кредиты частного сектора вызывают
нежелательные колебания валютного курса,
могут нарушать установившееся равновесие
на валютном рынке, усугубляя проблемы
о проведении выбранного направления
денежно – кредитной политики монетарными
властями, влияют на устойчивость денежного
обращения. Если межфирменная задолженность
достигает больших объемов или оформляется
под высокие ставки процентов, то, включаясь
в издержки, завышает величину налоговых
вычетов, приводя к уменьшению налоговых
платежей. И в целом практика манипулирования
затратами путем оформления кредитных
лизинговых и тому подобных сделок приводит
к искажению истинных результатов экономической
деятельности нужном для зарубежных субъектов
представлений.