Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом.
Введение
Понятие и виды государства
Внутренний государственный долг
Внешний государственный долг
Управление государственным долгом
Управление государственным долгом
Лимит государственного долга
Экономические последствия государственного долга
Дополнительная информация
Внешний долг на 2009
Внешний долг к 2010 г
Прогнозы специалистов на 2010 год
Вывод
Управление
государственным долгом
Управление
государственным долгом называется деятельностью
государства в лице уполномоченных им
органов по обеспечению рационального
и эффективного заимствования и оптимизации
стоимости обслуживания государственного
кредита; оно осуществляется в целях избегания
макроэкономических трудностей и проблем
платежного баланса в будущем. При этом
проводится мониторинг государственного
долга, как деятельность уполномоченных
государственных органов по отслеживанию
и контролю процессов формирования, изменения
и обслуживания долга.
Управление долгом включает в себя:
1. ежегодную оценку состояния и прогноза на среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей погашения и обслуживания, лимитов правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий и поручительств государства.
2. Определение центральным уполномоченным органом по бюджету планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления государственных гарантий и поручительств государства, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
3. определение
центральным уполномоченным
4. определение
центральным уполномоченным
5. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга, по покупке и продаже эмитентом государственный эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг; по реструктуризации государственного и гарантированного государством долга, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствования;
6. управление
рисками государственного долга и других
обязательств включает в себя их выявление,
идентификация, оценку и минимизацию с
использованием регламентации процедур
и операции, соблюдения установленных
лимитов и требований, диверсификации
инструментов и рынков, применение различных
производных финансовых инструментов,
а так же своевременное реагирование
и принятие необходимых мер в управлений
долгом юридических лиц под государственные
гарантий и поручительства.
Бюджетным кодексом РК установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур:
эти лимиты представляют собой планируемые, соответственно, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюджете, фиксированные суммы полученных и погашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соответствующей структуры на заданную дату.
Государственное заимствование Правительством РК ограничивается установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год лимитом правительственного долга и объемом бюджетных средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.
Лимит правительственного долга – утверждаемая законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства РК на заданную дату.
Для НБ лимит устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Нац Банком программных займов от международных финансовых организаций.
Лимит предоставления государственных гарантий и поручительств государства - утверждаемые законом о республиканском бюджете на
соответствующий год фиксированных сумм, в пределах которых могут быть выданы государственные гарантии.
Лимит долга местного исполнительного органа – утверждаемая в местном бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату. Государственное заимствование местным исполнительным органом области, города республиканского назначения, столицы ограничивается установленными лимитом долга соответствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа. Лимит долга местного исполнительного органа устанавливается Правительством Казахстана исходя из целей и задач, определяемых среднесрочной фискальной политикой на предстоящий период. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Государственная гарантия РК – обязательство Правительства перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком – резидентом РК причитающейся с него суммы в установленный срок.
Развитие
национальной экономики не возможно без
иностранных кредиторов, инвестиций в
сырьевые отрасли, привлечения передовых
технологий в экспортные и импортозамещающие
отрасли, в аграрный сектор и производство
потребительских товаров. Но привлечение
иностранного капитала и валютных ресурсов
требует обоснованного подхода в части
высокоэффективного их использования,
должной отдачи заемных средств: выплата
суммы основного долга и процентов
требует в данном случае передачи части
реального продукта в распоряжение других
стран. Увеличение значительного внешнего
долга могут вызвать долговременные отрицательные
экономические последствия, связанные
с изменением курса национальной валюты,
соотношения экспорта и импорта, затруднениями
в развитии отечественной экономики.
Экономические
последствия государственного
долга
Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:
Но такие действия правительства вызовут негативные последствия:
Частные товары могут быть либо потребительскими, либо инвестиционными:
Возможны два сценария развития событий:
Последствия:
правительство выходит на денежный
рынок, конкурирует с частными заемщиками,
увеличивается процентная ставка, происходит
сокращение инвестиций. Будущие поколения
унаследуют меньший экономический потенциал
и будут иметь более низкий уровень жизни.
Схема 1.2. кривая
производственных возможностей
правительственные
В 1992г внешний долг Казахстана, унаследованный от бывшего СССР, составил 3,2 млрд долл. На конец 1993 г после подписания с РФ соглашения с "Нулевым вариантом ", которое урегулировало вопросы долевого долга Казахстана во внешнем долге бывшего СССР и переоформления части задолженности в государственный долг, внешний долг Казахстана составил 1,9 млрд долл. Этот долг для Казахстана с его экспортными возможностями не был значительным.
Внешний долг на конец 1995г составил 3,09 млрд долл. К концу 1999 валовой внешний долг достиг величины 8,0 млрд долл. (50,5% ВВП), в том числе прямой государственный и гарантированный Правительством внешний долг – 4,0 млрд долл, внешний долг не гарантированный Правительством, - 2,8 млрд долл. Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту составило 115,3%, а отношение суммы обслуживания задолженности к экспорту – 27,3%, валовой внешний долг на душу населения – 533,8 долл. К этому времени в статистике внешнего долга начали выделять долг частного сектора, в том числе межфирменную задолженность.
На конец 3 квартала 2008г валовой внешний долг достиг 105,5 млрд долл, в том числе государственный и гарантированный государственным долгом – 2,1 млрд долл, негарантированный государственным долгом – 103,3 млрд долл, межфирменная задолженность – 36,7 млрд долл, задолженность банков второго уровня 41,6 млрд тенге. Таким образом, отношение валового внешнего долга к ВВП составило 81,2%, а доля государства и гарантированного государственного долга в валовом внешнем долге – 2% , валовой внешний долг на душу населения – 6,8 тыс долл. Чистый внешний долг(за вычетом внешних активов страны) составил 18,6 млрд долл.
При чрезмерных
объемах заимствований
Дополнительная информация
8 января — Уровень проблемных кредитов превышает 30 %.
11 января — АО «Азия Авто» (единственный автосборочный завод на территории республики) допустило дефолт по своим облигациям на KASE.
12 января
— Альянс Банк сообщил о
принудительном выкупе акций
фондом Самрук-Казына согласно
постановлению Агентства по
23 января — глава фонда «Самрук-Казына» заявил, что во II квартале 2010 года начнет переговоры со Сбербанком о продаже ему части или всего пакета в БТА Банке.
29 января — Назарбаев заявил, что Казахстан не будет больше тратить средства Нацфонда на антикризисные меры и с 2010 года будет направлять в госбюджет по $8 млрд ежегодно на индустриализацию.Глава Самрук-Казына заявляет, что готов продать Сбербанка 85 % акций АО «БТА Банк», но Сбербанк не хочет даже и половины предлагаемого.
8 февраля — Национализация казахского БТА Банка, проведенная в феврале 2009, не спасла его от кредиторов. Банку в 2010 предстоят судебные тяжбы с кредиторами. Один из кредиторов заморозил счета БТА Банка в Швейцарии.
17 февраля — Агентство РК по статистике опубликовало данные об изменении ВВП за 2009 год. ВВП (в тенге) равен 15,888 триллионов тенге, что примерно соответствует $106 млрд. В тенговом выражении рост ВВП за 2009 год составил 1,2 %. Данные роста(падения) в долларовом выражении не приводятся. В интервью 28.04.2010 газете «Ведомости» Г. Марченко назвал величину ВВП за 2009 год равной $110 млрд.
17 марта — по информации агентства REGNUM дефицит бюджета Казахстана составляет 25 %.
31 марта Келимбетов
сказал, что Казахстан не будет
спешить с продажей «БТА Банка»