Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг – является макроэкономическим фактором, который указывает на степень стабильности в стране. Каждая из существующих стран начинала свой подъем в долг, то есть чтобы подняться государству нужны средства, которые не в достатке у молодой страны с малым бюджетом.

Оглавление

Введение

Понятие и виды государства

Внутренний государственный долг

Внешний государственный долг

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом

Лимит государственного долга

Экономические последствия государственного долга

Дополнительная информация

Внешний долг на 2009

Внешний долг к 2010 г

Прогнозы специалистов на 2010 год

Вывод

Файлы: 1 файл

Государственный долг2.docа.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Управление  государственным долгом  

Управление  государственным долгом называется деятельностью государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избегания  макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга. 

Управление  долгом включает в себя:

1. ежегодную оценку состояния и прогноза на среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей погашения и обслуживания, лимитов правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий и поручительств государства.

2. Определение центральным уполномоченным органом по бюджету планированию лимита правительственного   долга и лимита предоставления государственных гарантий и поручительств государства, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

3. определение  центральным уполномоченным органом  по исполнению бюджета объемов,  форм и условий заимствования  Правительством РК объемов погашения  и обслуживания правительственного  долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

4. определение  центральным уполномоченным органом  по исполнению бюджета регистрации  государственных займов  и требований, связанных с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам, мониторинга получения, использования, погашения и обслуживания государственных займов и государственного долга, гарантированного государственного долга и долга по поручительствам государства, а так же требований государства, возникших связи с исполнением государством обязательств  по его гарантиям и поручительствам;

5. подготовку  и реализацию мероприятий по  оптимизации структуры долга,  в том числе по досрочному погашению долга, по покупке и продаже эмитентом государственный эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг; по реструктуризации государственного и гарантированного государством долга, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствования;

6. управление  рисками государственного долга и других обязательств включает в себя их выявление, идентификация, оценку и минимизацию с использованием регламентации процедур  и операции, соблюдения установленных лимитов и требований, диверсификации инструментов и рынков, применение различных производных финансовых инструментов, а так же  своевременное реагирование и принятие необходимых мер в управлений долгом юридических лиц под государственные гарантий и поручительства. 
 
 
 

Бюджетным кодексом РК установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур:

  1. лимит правительственного долгов
  2. лимит внешнего долга НБ РК
  3. лимит долга местного исполнительного органа

эти лимиты представляют собой планируемые, соответственно, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюджете, фиксированные суммы  полученных и погашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соответствующей структуры на заданную дату.

Государственное заимствование Правительством РК ограничивается установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год лимитом правительственного долга и объемом бюджетных средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

Лимит правительственного долга – утверждаемая законом  о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства РК на заданную дату.

Для НБ лимит  устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме  случаев привлечения Нац Банком программных займов от международных финансовых организаций.

Лимит предоставления государственных гарантий и поручительств государства - утверждаемые законом о республиканском бюджете на

соответствующий год фиксированных сумм, в пределах которых могут быть выданы государственные гарантии.

Лимит долга  местного исполнительного органа –  утверждаемая в местном бюджете  на соответствующий финансовый год  фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного  органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату. Государственное заимствование местным исполнительным органом области, города республиканского назначения, столицы ограничивается установленными лимитом долга соответствующего местного исполнительного  органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа. Лимит долга местного исполнительного органа устанавливается Правительством Казахстана исходя из целей и задач, определяемых среднесрочной фискальной политикой на предстоящий период. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

Государственная гарантия РК – обязательство Правительства перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком – резидентом РК причитающейся с него суммы в установленный срок.

Развитие  национальной экономики не возможно без иностранных кредиторов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга  и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран. Увеличение значительного внешнего долга могут вызвать долговременные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики. 
 
 

Экономические последствия государственного долга 

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

  1. Рефинансирование (полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов. Наиболее целесообразно это делать, если новые кредиты можно взять под меньшие проценты). На практике правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат, по которым наступил. Оно рефинансирует свой долг, т.е. продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
  2. Налогообложение. Правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные хозяйства корпорации могут обанкротиться, а правительство – не может.
  3. Создание денег. Правительство имеет право возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие  действия правительства вызовут  негативные последствия:

  1. Увеличение неравенства доходов. Имеются разные группы по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не "выберет" излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.
  2. Процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показателей тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.
  3. Действие эффекта вытеснения. Если экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

Частные товары могут быть либо потребительскими, либо инвестиционными:

  1. Если предложение уменьшится за счет сокращения потребительских товаров, то снизиться уровень жизни нынешнего поколения, а уровень инвестиций сохранится, и будущие поколения не затрагиваются;
  2. если же снижение затронет инвестиционные товары, то уровень потребления нынешнего поколения  не изменится, а в будущем будет меньше уровень доходов.

Возможны  два сценария развития событий:

  1. Увеличение правительственных расходов финансируется ростом налогообложения, тогда потребительские расходы снизятся, и бремя  правительственных расходов падает на нынешнее поколение;
  2. Увеличение правительственных расходов финансируется за счет увеличения государственного долга.

Последствия: правительство выходит на денежный рынок, конкурирует с частными заемщиками,  увеличивается процентная ставка, происходит сокращение инвестиций. Будущие поколения унаследуют меньший экономический потенциал и будут иметь более низкий уровень жизни. 

Схема 1.2. кривая производственных возможностей   

правительственные

                                                     Частные товары 
 

В 1992г внешний  долг Казахстана, унаследованный от бывшего  СССР, составил 3,2 млрд долл. На конец 1993 г после подписания с РФ соглашения с "Нулевым вариантом ", которое  урегулировало вопросы долевого долга Казахстана во внешнем долге бывшего СССР и переоформления части задолженности в государственный долг, внешний долг  Казахстана составил 1,9 млрд долл. Этот долг для Казахстана с его экспортными возможностями не был значительным.

Внешний долг на конец 1995г составил 3,09 млрд долл. К концу 1999 валовой внешний долг достиг величины 8,0 млрд долл. (50,5% ВВП), в том числе прямой государственный и гарантированный Правительством внешний долг – 4,0 млрд долл, внешний долг не гарантированный  Правительством, - 2,8 млрд долл. Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту  составило 115,3%, а отношение суммы обслуживания задолженности к экспорту – 27,3%, валовой внешний долг на душу населения – 533,8 долл. К этому времени в статистике внешнего долга начали выделять долг частного сектора, в том числе межфирменную задолженность.

На конец  3 квартала 2008г валовой внешний долг достиг 105,5 млрд долл, в том числе государственный и гарантированный государственным долгом – 2,1 млрд долл, негарантированный государственным долгом – 103,3 млрд долл, межфирменная задолженность – 36,7 млрд долл, задолженность банков второго уровня 41,6 млрд тенге. Таким образом, отношение валового внешнего долга к ВВП составило 81,2%, а доля государства и гарантированного государственного долга в валовом внешнем долге – 2% , валовой внешний долг на душу населения – 6,8 тыс долл. Чистый внешний долг(за вычетом внешних активов страны) составил 18,6 млрд долл.

При чрезмерных объемах заимствований государство рискует попасть в "долговую ловушку", то есть ситуацию, когда оно будет вынуждено постоянно увеличивать объемы новых заимствований лишь для того чтоб выплачивать проценты по предыдущим.

 

Дополнительная  информация

События на 2010 год

8 января — Уровень проблемных кредитов превышает 30 %.

11 января — АО «Азия Авто» (единственный автосборочный завод на территории республики) допустило дефолт по своим облигациям на KASE.

12 января  — Альянс Банк сообщил о  принудительном выкупе акций  фондом Самрук-Казына согласно  постановлению Агентства по финансовому  надзору. Миноритарные акционеры Альянс Банка возмущены потерей акций, глава АФН Елена Бахмутова отвергла претензии миноритариев.

23 января — глава фонда «Самрук-Казына» заявил, что во II квартале 2010 года начнет переговоры со Сбербанком о продаже ему части или всего пакета в БТА Банке.

29 января — Назарбаев заявил, что Казахстан не будет больше тратить средства Нацфонда на антикризисные меры и с 2010 года будет направлять в госбюджет по $8 млрд ежегодно на индустриализацию.Глава Самрук-Казына заявляет, что готов продать Сбербанка 85 % акций АО «БТА Банк», но Сбербанк не хочет даже и половины предлагаемого.

8 февраля — Национализация казахского БТА Банка, проведенная в феврале 2009, не спасла его от кредиторов. Банку в 2010 предстоят судебные тяжбы с кредиторами. Один из кредиторов заморозил счета БТА Банка в Швейцарии.

17 февраля — Агентство РК по статистике опубликовало данные об изменении ВВП за 2009 год. ВВП (в тенге) равен 15,888 триллионов тенге, что примерно соответствует $106 млрд. В тенговом выражении рост ВВП за 2009 год составил 1,2 %. Данные роста(падения) в долларовом выражении не приводятся. В интервью 28.04.2010 газете «Ведомости» Г. Марченко назвал величину ВВП за 2009 год равной $110 млрд.

17 марта — по информации агентства REGNUM дефицит бюджета Казахстана составляет 25 %.

31 марта Келимбетов  сказал, что Казахстан не будет  спешить с продажей «БТА Банка», а начнет продажу долей Народного  банка и Казкоммерцбанка своим  казахстанским акционерам.

  • ВВП по итогам 2009 г. — ВВП РК в 2009 года вырос на 1,1 %, председатель Агентства по статистике Алихан Смаилов разъяснил, что рост ВВП произошёл за счет сбора богатого урожая зерновых, а в промышленности — за счет роста в секторе горнодобывающей промышленности.

Информация о работе Государственный долг