Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

4 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета// http://info.minfin.ru

 

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процента. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).

 

Таблица 5 - Динамика расходов федерального бюджета5

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к  предыдущему году, млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном  выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном  выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


5 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета// http://info.minfin.ru

 

Прогноз доходов и расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы  произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации.

 

В настоящее время  Правительством Российской Федерации  в целях повышения качества управления государственными финансами в период перехода страны от централизованного  планирования к рыночной экономике, а также создания современных систем управления бюджетными ресурсами, реализуется проект модернизации казначейской системы Российской Федерации.

Реализация проекта  позволит правительству Российской Федерации располагать ежедневной информацией о поступлениях и  выплатах из федерального бюджета по видам доходов и экономическим категориям расходов, централизовать финансовые ресурсы в целях эффективного управления ими, своевременно обеспечивать главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета соответствующей информацией для управления выделенными им средствами.

Экономический эффект от реализации Проекта предполагается достигнуть за счет обеспечения полноты  и своевременности поступления  всех определенных законодательством  доходов в федеральный бюджет; организации предварительного и текущего контроля за целевым и равномерным расходованием средств и, таким образом, минимизации возможности их не целевого использования бюджетными организациями; создание условий, препятствующих образованию кредиторской задолжности; получения оперативного доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов; эффективного использования бюджетных средств, консолидированных на едином счете казначейства; повышения оборачиваемости средств бюджета в экономике; обеспечения защищенности государственных финансовых ресурсов; объективной оценки работы органов государственного управления с учетом последствий проводимой бюджетной политики; совершенствования механизмов мобилизации учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочения правовой основы деятельности органов федерального казначейства, а также повышения производительности труда путем максимальной автоматизации всех операций, оптимизации документооборота и изменения условий работы.

Финансирование мероприятий Проекта осуществляется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития № 4662 RU, а также средств софинансирования Российской Федерации

В настоящее время  система органов Федерального казначейства включает в себя центральный аппарат  Федерального казначейства (далее – ЦА ФК), 83 управления Федерального казначейства по всем субъектам Российской Федерации (далее – УФК) и около 2100 отделений управлений Федерального казначейства по районам, городам и районам в городах (далее – ОФК). Численность работающих в казначейской системе составляет более 56 тысяч человек (Рис.4).



 




 

 




 

 


 

Рисунок 4. - Существующая система органов Федерального казначейства

С момента создания казначейской системы технологии, используемые Федеральным  казначейством, существенно изменились. Трудоемкость казначейских операций постепенно снижается в связи с практической реализацией проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации». Внедрение принципиально нового прикладного программного обеспечения Автоматизированной системы Федерального казначейства (далее – АС ФК) повлечет за собой большую централизацию функций и нагрузку на УФК и значительное снижение  функций на ОФК.

Все эти обстоятельства порождают необходимость оптимизации  структуры и функций Федерального казначейства.

Целью оптимизации структуры  и функций Федерального казначейства является:

-   повышение эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем исключения дублирования функций на разных уровнях органов Федерального казначейства и сокращения излишних административно-хозяйственных расходов;

Задачи оптимизации:

Основными задачами оптимизации  структуры и функций Федерального казначейства являются:

- оптимизация структуры, функциональной и организационной деятельности ЦА ФК, УФК и ОФК (рис. 5);

- сокращение количества  участников бюджетного процесса  по главе 100 «Федеральное казначейство»  с 2190 (по состоянию на 01.10.2010) до 85;

- сокращение расходов  на содержание казначейской системы  с учетом инфляции не менее  чем на 10 % годовых лимитов бюджетных обязательств.

 

 

 

 

 




 

 



 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 5. - Планируемая система органов Федерального казначейства

Оптимизация структуры  и функций Федерального казначейства осуществляется по специальному плану  с учетом внедрения в промышленную эксплуатацию АС ФК в три этапа и должна быть закончена до 01.07.2014 года.

На первом этапе, до 01.01.2011 года выполняются следующие мероприятия:

- проводится анализ  существующей структуры и функций  Федерального казначейства, с целью определения дублирующих функций на разных уровнях органов Федерального казначейства;

- проводится определение  и оценка эффективности и результативности  деятельности Федерального казначейства  по состоянию до начала оптимизации;

- готовятся предложения по подготовке новых и редакции действующих нормативных правовых документов;

- разрабатывается порядок  осуществления контроля за ходом  реализации оптимизационных мероприятий  и оценке их результатов;

- проводится финансово-экономическое  обоснование организационно-структурных преобразований, осуществляемых в рамках настоящей Концепции.

На втором этапе, который  должен быть закончен до 01.01.2014 года, осуществляется:

- принятие соответствующих  нормативных правовых документов  на уровне Федерального казначейства после получения нормативных актов Минфина России;

- создание ЦОУ ФК;

- перераспределение,  включение и исключение части  функций на различных уровнях органов Федерального казначейства;

- закрепление за ОФК  статуса территориально обособленного  структурного подразделения УФК;

- сокращение количества  получателей бюджетных средств  по главе 100 «Федеральное казначейство»  на величину равную количеству  ОФК;

- перераспределение штатной  численности между структурными  подразделениями органов Федерального  казначейства и самими этими органами;

- сокращение расходов  на содержание казначейской системы  с учетом инфляции на 10 %;

- контроль исполнения  запланированных оптимизационных  мероприятий.

На третьем этапе  до 01.07.2014 года выполняются следующие  мероприятия:

- осуществляется определение и оценка результатов проведенной оптимизации;

- проводится анализ оценок эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, определенных до и после оптимизации.

Главным результатом  оптимизации структуры и функций  Федерального казначейства должно стать повышение эффективности и результативности его деятельности за счет сокращения участников бюджетного процесса по главе 100 «Федеральное казначейство» с 2190 (по состоянию на 01.10.2010) до 85; перераспределения и исключения функций на различных уровнях органов Федерального казначейства, уменьшения трудоемкости проводимых операций, а так же сокращения излишних административно-хозяйственных расходов на 10% годовых лимитов бюджетных обязательств.

Порядок определения  результатов оптимизации структуры и функций Федерального казначейства и осуществления оценки её результатов осуществляется на основании соответствующего порядка, утверждаемого приказом Федерального казначейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

Федеральный бюджет служит орудием претворения  в жизнь намеченных правительством финансовых мероприятий. Основные функции  бюджета заключаются в следующем:

    • перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Расходы бюджета –  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

 

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается  рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011-2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был  связан с реализацией антикризисных  мер.

В настоящее время  российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Организация исполнения бюджета/ Под ред. В.В. Карчевского. – М.: Вузовский учебник. – 2006.
  2. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: КНОРУС. – 2005.
  3. Бюджетная система Российской Федерации/ Под ред. О.Врублевской, М.Романовского. – СПб.: Питер. – 2008.
  4. Бюджетная система России/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2000.
  5. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров. – 2004.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: «Маркетинг». – 2002.
  7. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э. и др. Бюджетная система России. – М.: Эксмо. – 2006.
  8. Годин A.M., Максимов Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ. - М.: «Дашко и К». -  2003.
  9. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2003.
  10. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков  и К». – 2004.
  11. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ. - 2002.
  12. Смирнов Е.Е. Главные акценты федерального бюджета России//Аудитор. – 2011. – №1.
  13. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.//Финансовый бизнес. – 2010. - №1.
  14. Ключников М.В. Анализ сбалансированности федерального бюджета России//Дайджест-финансы. – 2010. - №7.
  15. Ржаницина Л. Федеральный бюджет на 2011- 2013гг.//Человек и труд. –2010. - №12.
  16. Розинская Н.А. Становление Российского бюджетного законодательства//Финансы. – 2009. - №2.
  17. Батяева А., Прошунин М. Доходы государства: финансово-правовая характеристика // Журнал бюджет. - 2009. - № 8.
  18. Е. А. Федоров. Задача государства не просто давать деньги// Журнал бюджет. - 2009. - № 3.
  19. Новая концепция бюджетного учета в рамках Закона № 83-ФЗ // Журнал бюджет. - 2010. - № 10.
  20. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. - 2009. - N 2.
  21. Общественные финансы-2010: взаимоувязка стратегического и бюджетного планирования / А. А. Михайлова // Журнал бюджет. - 2010. - № 10.
  22. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформ / В. А. Артамонов // Журнал бюджет. - 2011. - № 1.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России