Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Государственный бюджет и проблемы его
Формирования в экономике России
Исполнитель: студент гр.ФК-10/1
Пуртова К.О.
Руководитель: Истомина Е.М.
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской
системы Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные денежные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Основная цель курсовой
работы – изучить экономическую
суть таких понятий как
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
При написании работы были использованы различные ресурсы: методические пособия и учебные пособия по экономической теории, периодические издания (газеты и журналы экономической направленности), а также материалы Интернет-ресурсов.
1. Понятие и сущность федерального бюджета.
1.1 Понятие государственного бюджета.
Государственный бюджет
– это основной финансовый план
образования, распределения и использования центрального денежного фонда государства
или административно-
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.
Формирование и использование государственного бюджета в РФ имеет ряд отличительных черт.
Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Понятие бюджета в современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
Государственный бюджет
как экономическая категория
выражает систему экономических
отношений между государством, с
одной стороны, предприятиями, организациями
и населением – с другой, по поводу
распределения и перераспределе
Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного перераспределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.
1.2 Функции государственного бюджета.
Государственному бюджету,
как и всей системе финансов, присущи
две функции — распределительна
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное
распределение национального
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования
устанавливается наиболее целесообразное,
оптимальное соотношение между
централизованными и нецентрали
Бюджет
с помощью налогов выступает
важным инструментом распределе
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России