Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической теории

 

Тема: Государственный бюджет и проблемы его

Формирования в экономике России

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент  гр.ФК-10/1

Пуртова К.О.

Руководитель: Истомина Е.М.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5

1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5

1.2 Функции государственного  бюджета……………………………………….7

1.3 Доходы государственного  бюджета……………………………………......10

1.4 Расходы государственного  бюджета…………………………………….....13

2 Глава. Государственный  бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18

2.1 Особенности государственного  бюджета РФ на 2011 год………………..18

2.2 Основные направления  бюджетной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21

3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………….........33

Список использованной литературы…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные денежные фонды и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую  суть таких понятий как государственный  бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, его функции, выяснить особенности  существующего государственного бюджета Российской Федерации и пути его усовершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. Рассмотреть понятие государственного бюджета и его функции.
  2. Охарактеризовать дохода и расходы федерального бюджета.
  3. Изучить особенности формирования государственного бюджета в настоящее время.
  4. Проанализировать пути модернизации государственного бюджета.

При написании работы были использованы различные ресурсы: методические пособия и  учебные  пособия по экономической теории, периодические издания (газеты и  журналы экономической направленности), а также материалы Интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность федерального бюджета.

1.1 Понятие государственного  бюджета.

 

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования центрального денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование  государственного бюджета в РФ имеет  ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
  2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти.
  3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами РФ и иными сферами.
  4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие бюджета в  современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке  не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного перераспределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

 

 

1.2 Функции государственного  бюджета.

 

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция  государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов  бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП,  которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

     Через государственный  бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между  централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России