Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов.

 

 

1.3 Доходы государственного  бюджета.

 

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

             Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности

 

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).


Динамика доходов федерального бюджета представлена на Рисунке1 и  в Таблице 1.

Рисунок 1 – динамика доходов федерального бюджета.

Таблица 1 – динамика доходов федерального бюджета.1

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011

6278,9

7781,1

9275,9

7337,8

8303,8

1505,6

0,0

0,0

утверждено  законом

0,0

0,0

0,0

0,0

7875,0

8844,6

9503,5

10379,9

% к ВВП

23,3

23,4

22,5

18,9

17,4

17,6

17,0

16,8


1 Структура и динамика доходов//http://info.minfin.ru/

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

 

 

1.4 Расходы государственного бюджета.

 

Расходы федерального бюджета  — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций  государства.

Практически расходы  федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Динамика расходов федерального бюджета представлена на Рисунке 2 и  в Таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Динамика расходов федерального бюджета.


Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета.2

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011

4284,8

5986,6

7570,9

9660,1

10115,6

1427,1

0,0

0,0

утверждено  законом

0,0

0,0

0,0

0,0

10256,4

10658,6

11237,9

12175,6

% к ВВП

15,9

18,0

18,3

24,9

22,7

21,2

20,1

19,7


2 Структура и динамика доходов//http://info.minfin.ru/

Расходы федерального бюджета  классифицируют:

1) по экономической  роли в процессе воспроизводства  — на затраты, связанные с  финансированием материального  производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному  назначению — на затраты на  содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,  социально-культурных мероприятий,  обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

    Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета  — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

 В соответствии  с действующим в Российской  Федерации законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

•   обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

•  функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

•  национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей промышленности;

•  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

•    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

•    государственная поддержка  атомной энергетики;

•    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

•    исследование и использование космического пространства;

•   содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

•   формирование федеральной собственности;

•    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

•    компенсация  государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в  соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

•    пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

•    проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

•    федеральная инвестиционная программа;

• обеспечение реализации решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

•    обеспечение  осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

•    финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

•    официальный  статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с  региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

•    государственная  поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и  дорожного хозяйства, метрополитенов;

•    обеспечение правоохранительной деятельности;   

•    обеспечение противопожарной безопасности;

•    научно-исследовательские,    опытно-конструкторские    и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

•    обеспечение  социальной защиты населения;

•    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

•    обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России