Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Глава. Понятие и сущность федерального бюджета……………………........5
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………..5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………….7
1.3 Доходы государственного бюджета……………………………………......10
1.4 Расходы государственного бюджета…………………………………….....13
2 Глава. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг…18
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год………………..18
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….21
3 Глава. Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам;
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Государственный бюджет 2011 года и прогнозы на 2012-1013 гг.
2.1 Особенности государственного бюджета РФ на 2011 год.
Как и ожидалось многими
аналитиками последствия
По словам А.Л.Кудрина, особенность нового бюджета заключается в том, что это первый трехлетний бюджет после приостановки на один год разработки трехлетних бюджетов в связи с кризисом. Мы возвращаемся к постоянной плановой работе по совершенствованию экономики. И этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации посткризисной российской экономики, которая будет базироваться на новых факторах, связанных в основном с уходом от сырьевой зависимости. Именно такую стратегию выбирает правительство на ближайшие годы для того, чтобы в рамках «Стратегии – 2020» уйти от нефтяной зависимости. Соответственно, каждый год доля нефтегазового сектора в составе ВВП России будет уменьшаться более быстрыми темпами, чем будут расти несырьевые отрасли.
Тем не менее, мы должны учитывать, что мир прошел через самый серьезный кризис за последние 100 лет. По сути, это был кризис новой глобальной экономики, который выявил потребность в дополнительных инструментах регулирования глобальной экономики, в коллективных действиях ряда стран по противодействию мировым глобальным дисбалансам и рискам. В связи с этим и Россия, участвуя в таких международных организациях, как МВФ, Совет по финансовой стабильности, Базельский комитет, сегодня принимает участие в создании новой финансовой структуры регулирования рынков. Правда, пока мы еще не члены ВТО, что позволяет нам в полной мере участвовать в создании новой системы торговли в условиях посткризисной мировой экономики.
Трехлетний бюджет 2011-2013 гг. базируется на сохранении макроэкономической стабильности. Он призван обеспечить бизнесу стабильность всех основных условий для его деятельности: низкую ставку кредита и постепенное ее снижение, стабильный курс рубля по отношению к мировым валютам и другие показатели, которые обеспечивают условия прогнозирования бизнеса и расширение инвестиций в производство.
Говоря о ключевых решениях, которые предлагает Правительство, А.Л.Кудрин отметил следующее.
В 2011 г. и в ближайшее трехлетие мы еще не выйдем на уровень доходов 2008 г. в реальном выражении, т.е. за вычетом инфляции они составят от 76 до 80% от уровня доходов 2008г. Тем не менее, расходы в реальном выражении будут выше докризисного 2008г.: в 2011 – на 12,5%, в 2012 г. – на 11,9%, в 2013 г. – на 14,9%. Это означает, что мы берем для себя напряженный план по выполнению всех основных социальных задач и поддержке инфраструктуры для модернизации экономики.
Наша цель к 2015 г. – при умеренных ценах на нефть в пределах 75-78 долларов за баррель выйти на бездефицитный бюджет. При этом, отметил А.Л.Кудрин, мы должны быть готовы к любым ситуациям, и наша бюджетная политика должна обеспечивать при любых ценах на нефть выполнение всех основных программ – от обороноспособности до обеспечения пенсионной системы и других социальных расходов.
Особенности нового бюджета также предполагают, что, кроме восстановления трехлетнего горизонта, мы на 3 года распределяем межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации, вводим 4 новых раздела классификации, которые более полно покажут позиции по отдельным направлениям. Мы закладываем, в частности, средства на реформу Министерства внутренних дел: в 2012 г. – 138 млрд руб., в 2013 г. – 189 млрд руб. Мы создаем также Федеральный дорожный фонд.
Правительство предложило с 2012 г. перейти на программную классификацию бюджета. Обсуждение бюджета теперь будет вестись исходя не из того, какой раздел классификации – по обороне, здравоохранению или образованию – вырос и на сколько, а из того, каких результатов мы хотим добиться в рамках представленного бюджета. Кстати, сегодня это уже делается, и любые расходы должны быть обоснованы.
Правительство планирует, что с 2012 г. будет функционировать 39 государственных программ, на которые расписано 97% всего бюджета.
Председатель Правительства отметил, что в следующем году будет уменьшено финансирование дефицита пенсионной системы. Но это удастся сделать только с учетом повышения страховых взносов в бюджетную систему, а именно в пенсионную систему.
В наступившем году еще на 0,4% повысится нагрузка на бизнес, связанная с акцизами на бензин, алкоголь, табак, НДПИ на газ. Суммарно повышение бремени для бизнеса составит около 2,1%.
В 2011 году основные расходы, если смотреть по основной классификации, вырастут: на образование – на 16,4%, на здравоохранение – на 8,4%, на культуру и кинематографию – на 10%. Увеличиться также поддержка физкультуры и спорта на 25% с учетом подготовки к Олимпийским играм и студенческой Спартакиаде.
Расходы на национальную экономику, на поддержку отраслей экономики и на субсидии вырастут в 2011 г. на 10% и достигнут 1 трлн 760 млрд руб. Поддержка национальной обороны увеличится на 18,8%, национальной безопасности и правоохранительной деятельности – на 9,6%.
На инновационное развитие и модернизацию экономики будет напралено 17 программ с общей суммой финансирования 1 трлн 685 млрд руб. Среди других ключевых направлений, на которые будут направляться средства бюджета, - «Новое качество жизни»: 11 программ на сумму 4 трлн 761 млрд руб.
Несмотря на то, что мы переживаем сложные времена в части доходов и расходов, расходы на дорожное строительство и дорожное хозяйство увеличатся в 2011 г. на 20,8%.
По программе развития
сельского хозяйства
В 2011 г. предполагается повышение
денежного довольствия на 6,5% с 1 апреля
для всех силовых структур, для
бюджетных учреждений – на 6,5% с
июня 2011 г., а также повышение
Субъекты Российской Федерации в 2011 году получат дополнительную поддержку из федерального бюджета на сумму 1 трлн 259 млрд руб. в разных формах, а именно в виде дотаций, субсидий в рамках национальных проектов и федеральных целевых программ, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Соответственно, уровень финансирования за счет федерального бюджета составит 18% от всех расходов субъектов Российской Федерации. Это больше, чем до кризиса – тогда было 15%.
По прогнозам Правительства, в 2011 году уменьшится дефицит бюджетов РФ. Если по итогам 2010 г. он ожидается в размере более 400 млрд руб., то в 2011 г. общий дефицит субъектов Российской Федерации должен составить около 300 млрд руб.
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.
Динамика основных параметров
бюджетной системы Российской Федерации
на 2011 год и плановый период 2012 и
2013 годов характеризуется
Таблица 3 - Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы3
млрд. рублей | ||||||||
Показатель |
Отчет |
2010 год* |
Прогноз | |||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Доходы, всего |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
%% к ВВП |
23,3 |
23,4 |
22,4 |
18,8 |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
10,9 |
8,7 |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,4 |
6,9 |
Ненефтегазовые доходы |
12,4 |
14,7 |
11,8 |
11,2 |
9,0 |
9,3 |
9,1 |
9,2 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
43,0 |
Ненефтегазовые доходы |
53,1 |
62,8 |
52,7 |
59,3 |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
57,0 |
Расходы, всего |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
%% к ВВП |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
24,7 |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
в том числе условно утверждаемые |
|
|
|
|
|
|
271,1 |
587,5 |
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
|
|
2,5 |
5,0 |
Дефицит/профицит |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-2 322,3 |
-2 428,6 |
-1 767,3 |
-1 712,9 |
-1 765,2 |
%% к ВВП |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-5,4 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
- 3,5 |
- 3,3 |
- 6,5 |
- 13,6 |
- 13,7 |
- 11,6 |
- 10,5 |
- 9,8 |
3 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета// http://info.minfin.ru/
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 17,0% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП (рисунок 3).
Рисунок 3 – изменение доходов федерального бюджета.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 7,4%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,2% (таблица 4):
Таблица 4 - Динамика доходов федерального бюджета4
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего (млрд. рублей) |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3 744,3 |
4 003,0 |
258,7 |
4 088,1 |
85,1 |
4 295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 039,5 |
4 614,8 |
575,3 |
5 043,6 |
428,8 |
5 688,9 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
|
|
10,7 |
|
6,0 |
|
9,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
|
|
6,9 |
|
2,1 |
|
5,1 |
Ненефтегазовые доходы |
|
|
14,2 |
|
9,3 |
|
12,8 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
|
100,0 |
|
100,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его Формирования в экономике России