Государственные финансы. Структура государственных финансов, их краткая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В первой части я рассмотрю такое понятие, как « финансы», его признаки и функции.
Во второй – понятие « государственные финансы», его структуру .
В третьей составим бюджет города, на примере г. Рязань. Проанализируем структуру доходов и расходов бюджета Рязани.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….....2
Понятие финансов. Признаки финансов. Функции финансов……4
Понятие финансов……………………………………………………4
Признаки финансов………………………………………………….7
Функции финансов…………………………………………………..9
Государственные финансы. Структура государственных финансов, их краткая характеристика……………………………………………14
Составление бюджета города. Анализ структуры доходов и расходов сбалансированного бюджета на примере города Рязань………………24
Заключение……………………………………………………………….….49
Библиографический список……………………………………………….53

Файлы: 1 файл

КСЮШИНА РАБОТА!!!.doc

— 502.50 Кб (Скачать)
 

     На  основании данных таблицы проанализируем исполнение доходной части бюджета  за 2005 год. При сравнении исполнения с уточненным планом первого полугодия наблюдается перевыполнение плана на 5,75%. Но если подробно рассмотреть процент исполнения по отдельным статьям доходов, то можно увидеть разнообразие среди полученных данных.

     Для начала рассмотрим исполнение плана по налоговым доходам.

     Исполнение  по налогам на прибыль, доход к  уточненному плану 1 полугодия составило 111%.

     По  налогам на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы наблюдается  невыполнение устойчивого плана 1 полугодия на 1%.

     По  налогам на имущество наблюдается  значительный процент исполнения уточненного  плана 1 полугодия. Главной причиной этого является неэффективное планирование доходов местного бюджета. Это происходит в результате того, что срок уплаты налога на имущество осуществляется не позднее 15 сентября и 15 ноября, платежи обычно осуществляются непосредственно перед этими датами или с незначительной просрочкой. И поэтому большая часть суммы поступлений планируется на 2 полугодие. В данном случае наблюдается значительная сумма платежей в первом полугодии.

     По  платежам за пользование природными ресурсами наблюдается невыполнение плана на 8%. Налогов на совокупный доход – 5%.

     Исполнение  неналоговых доходов к уточненному  плану составляет 113%. Этот рост обусловлен в основном благодаря поступлениям от аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи за которую поступают неравномерно в течение года. Поэтому величина исполнения выше запланированной. Тоже самое можно сказать об административных платежах и сборах, штрафных санкциях.

     Исполнение  бюджета по межбюджетным трансфертам  будут рассмотрено более подробно в ходе дальнейшего анализа.

     В целом за 1 полугодие 2006 года наблюдается  переполнение уточненного плана 1 полугодия. Однако встречается отрицательные моменты, связанные с недостаточно эффективным планированием доходов.

     Кроме этого, результаты проведенных финансовых управлением проверок и ревизий  за 1 полугодие 2006 года показатели, что  продолжается не целевое использование  бюджетных средств, ослаблен контроль в ряде учреждений за финансово-хозяйственной, кассовой дисциплиной, состоянием бухгалтерского учета и отчетности, штатной дисциплины. 

1.4 Анализ межбюджетных  трансфертов 

     Рассмотрим  влияние межбюджетных отношений  на региональном уровне на формирование местных бюджетов, а именно подробнее разберем предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Рассматривая  основные виды межбюджетных трансфертов  предоставляемые МО следует выделить:

     - дотации;

     - субвенции;

     - субсидии;

     - бюджетные кредиты.

     Законодательное регулирование межбюджетных отношений  на региональном уровне осуществляется соответствующими законодательными актами.

     Учитывая, что в РФ наблюдается высокий  уровень централизации бюджетных доходов, межбюджетные трансферты являются важным для муниципального образования доходным источником, без которого невозможно финансирование социальных расходов муниципального образования.

     При оценке зависимости бюджета муниципального образования от вышестоящих бюджетов рекомендуется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 августа 2004 г. №223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований » рассчитывать показатель 

     Р6=А/В, где 

     Р6 – зависимость бюджета от финансовой помощи;

     А – межбюджетные трансферты из вышестоящих  бюджетов за исключением субвенций;

     В – доходы местного бюджета за исключением  субвенций.

     Считается, что значение показателя более 40% означает, что зависимость от регионального бюджета чрезмерна. 

Бюджетные трансферты в бюджете  г. Рязань

Виды  межбюджетных трансфертов 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Сумма тыс. руб. Доля,% Сумма, тыс. руб Доля,% Сумма тыс. руб. Доля, %
Межбюджетные  трансферты, в т.ч. 115000 30,7 104000 28 111000 27
Дотации 65000 17,4 64000 17 46000 11
Субвенции 40000 10,7 32000 9 48000 12
субсидии 10000 2,7 8000 2 17000 4

     В 2004 году показатель Р6 = 65000 / (374100 - 40000) = 0,19

     В 2005 году показатель Р6 = 64000 / (361566 - 32000) = 0,19

     В 2006 году показатель Р6 = 46000 / (409000 - 48000) = 0,13

     Итак, динамика показателя р6 показывает, что  уровень зависимости муниципального бюджета в 2005 году возрос до 19%, а  в 2006 году существенно снизился до 13%..

     Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенций, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций.

     Эта тенденция может оцениваться  как позитивная, поскольку снижается  уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

     Сумма субвенций значительно возросла в 2006 г. и соответствует 48000 тыс. руб., что не скажешь о 2005 г., когда субвенций  было меньше, чем в 2004 г. и составило 32000 тыс. руб.

     По  данным таблицы 5 можно увидеть, что  размер субсидий из бюджета области пересмотрен в пределах ряда законов в сторону увеличения в 2004 г. он составил 10000 тыс. руб., а вот в 2007 году – 17000 тыс.руб. Наибольшая сумма субсидий выделена на реализацию ЗТО «Об образовании» и «Здравоохранение в ТО» .

     Сумма дотаций из вышестоящего бюджета также пересмотрена в сторону уменьшения, в 2004 г составляло 65000 тыс. руб., а вот в 2006 г. 46000 тыс. руб. Из общей суммы дотаций на год расходуется на возмещение убытков на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданные в введение органов местного самоуправления по муниципальному образованию.

 

2 Анализ расходов  муниципального бюджета 

     Расходы бюджета муниципального образования  направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов. 

2.1 Основные направления  расходования бюджетных  средств муниципального  образования 

     Все расходы бюджета города можно  условно разделить на 3 группы:

     социальные, производственные и управленческие. Условность деления состоит в  том, что эти группы тесно связаны между собой.

     Например, расходы на ЖКХ, транспорт относят  к экономической сфере, но они  отчасти обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры. Управленческие расходы можно разделить на собственно управленческие, управленческие в производственной сфере и управленческие в социальной сфере и т.д. Все расходы бюджета связаны, так как с помощью расходования бюджетных средств решаются общие задачи, направленные на поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Несмотря на указанные ограничения, деление расходов по направлению их использования целесообразно. Выделим основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования на рис.2.

     Структурный анализ расходов бюджета МО Ростовского  района за 2004, 2005,2006 годы представлены в таб.8.

     Следует учесть, что в рассматриваемом  периоде изменилась бюджетная классификация, поэтому данные за 2004 – 2005 гг. приведены  с учетом корректировок.

Структура расходов г. Рязань в 2004 – 2005 годах

Статья  расходов 2004 год 2005 год 2006 год
Сумма, тыс.руб. Доля,% Сумма, тыс.руб. Доля,% Сумма, тыс.руб. Доля,%
Общегосударственные вопросы 32000 8 34000 8,3 40000 9,4
Нац. безопасность и правоохран. деятельность, в т.ч. 11000 2,7 9000 2,2 7700 1,8
Органы  внутренних дел 1000 0,25 1300 0,31 1200 0,28
Гос. противопож. служба 1000 0,25 1200 0,29 1000 0,24
Др. вопросы  в области правоох. деятельности и нац. без. 500 0,12 - - - -
Предупреждение  и ликвидация последствий ЧП и  стих. бедствий 8500 2,13 6500 1,59 5500 1,3
Национальная  экономика, в т.ч. 9500 2,38 11000 2,69 12300 2,9
Промышленность, энергетика, строит. 3000 0,75 4500 1,1 4700 1,1
Другие  отросли промышленности 2360 0,59 3200 0,78 3800 0,89
Строительство, архитектура 1300 0,33 1000 0,25 1100 0,26
с/х  и рыболовство 1200 0,3 800 0,2 1000 0,24
Сельхозяйственное производство 780 0,2 1300 0,32 - -
Земельные ресурсы 560 0,14 - - - -
Автомобильный транспорт 300 0,07 200 0,05 1700 0,4
ЖКХ, в  т.ч. 37000 9,28 34000 8,3 31200 7,36
Жилищное  хозяйство 13000 3,3 12300 3 13600 3,2
Коммунальное  хозяйство 23295 5,8 21400 5,24 17150 4
Прочие  структуры коммунального хозяйства 705 0,18 300 0,07 450 0,1
Образование, в т.ч. 186000 47 193000 47,3 197600 46,6
Дошкольное  образование 560000 14 67000 16 68500 16
Общее образование 104000 26 113000 28 115000 27
Среднее проф. Образование 3700 0,9 3300 0,8 4200 0,99
Переподготовка  и повышение квалификации 6200 1,6 7200 1,76 6300 1,49
Молодежная  политика 800 0,2 500 0,12 750 0,18
Прочие  расходы в области образования 15300 3,8 2000 0,49 2850 0,67
Здравоохранение и спорт, в т.ч. 94000 23,6 97000 23,7 102800 24,3
Здравоохранение 73000 18,3 74000 18,1 90000 21,2
Физическая  культура и спорт 12000 3 13000 3,2 11000 2,59
Другие  вопросы в обл. культуры и спорта 900 0,23 1000 0,25 1800 0,42
Культура, искусство, кинематография и СМИ, в т.ч. 14000 3,5 16000 3,9 17600 4,2
Культура  и искусство 10000 2,5 12000 2,9 11000 2,59
Др.вопросы  в области культуры 2790 0,7 3200 0,78 2900 0,68
Кинематография 560 0,14 720 0,18 1670 0,39
СМИ 650 0,16 80 0,002 2030 0,48
Социальная  политика, в т.ч. 15000 3,76 14000 3,43 14500 3,42
Учреждения  социального обеспечения 5200 1,3 4800 1,17 5000 1,18
Социальная  помощь 3200 0,8 3150 0,77 3400 0,8
Прочие  мерпр. В области соц. политики 2100 0,5 3200 0,78 - -
Гос. пособие гражданам, имеющих детей 4000 1 2850 0,69 4800 1,13
Прочие  расходы 500 0,13 - - 1300 0,3
Итого расходы: 398500 100 408000 100 423700 100
 

     Рассмотрев  табл. 6, сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес  в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы  колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.

     Наблюдается увеличение процентной доли затрат на здравоохранение: с 18,3% в 2004 году до 21,2% в 2006 году. Также по данным таблицы виден рост расходов на образование с 2004 – 2006 гг., который составил соответственно 47%.

     Более подробно с помощью рисунка 2 рассмотрим структуру расходов бюджета 2006 году. 

     На  рис. 2 приведена диаграмма, отражающая структуру расходов бюджета в 2006 году.  

Рис. 5. Структура расходов бюджета в 2006 году 

     
  1. общегосударственные расходы;
  2. национальная безопасность и правовая деятельность;
  3. экономика:
  4. ЖКХ;
  5. образование;
  6. здравоохранение;
  7. культура, искусство, СМИ;
  8. социальная политика.

     Анализируя  данные, представленные на таблице и рисунке можно сделать выводы о незначительности расходов на экономику (3%), национальная безопасность и правоохранительную деятельность (2%), социальную политику (4%), культуру (4%), ЖКХ (8%).

     Образование одна из наиболее важных статей расходов бюджета города. Так именно дошкольное и школьное образование определяет будущее состояние и развитие города. Структурный анализ расходов в сфере образования приведен в табл. 7. 

Структурный анализ расходов бюджета  в сфере образования  за 2006 год

Статьи  расходов Сумма, тыс.руб. Доля,%
Оплата  труда и начисления на оплату 166896 84,4
Заработанная  плата 122296 61,9
Прочие  выплаты 1050 0,53
Начисления  на оплату труда 43550 22
Приобретение  услуг 19645 9,9
Услуги  связи 730 0,37
Транспортные услуги 329 0,17
Коммунальные  услуги 12750 6,5
Услуги  по содержанию имущества 5600 2,8
Прочие  услуги 236 0,12
Социальное  обеспечение 5800 2,9
Пособия по социальной помощи населению 5800 2,9
Прочие  расходы 3260 1,65
Поступление нефинансовых активов 19990 1
Увеличение  стоимости основных средств 3240 1,6
Увеличение  стоимости материальных запасов 16750 8,5
Всего расходов 197600 100

Информация о работе Государственные финансы. Структура государственных финансов, их краткая характеристика