Структура финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Впервые в Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ на уровне закона получили правовое закрепление вопросы бюджетного учета, являющегося одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в России. В ст. 240 Кодекса определяются объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета. Традиционно в Российской Федерации бюджетный учет подразделяется на два сектора: бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Файлы: 1 файл

Бюджетный учет и отчетность в российской федерации и его совершенствование.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

Бюджетный учет и  отчетность в российской федерации и его совершенствование 

Впервые в  Российской Федерации Бюджетным  кодексом РФ на уровне закона получили правовое закрепление вопросы бюджетного учета, являющегося одним из традиционных направлений бухгалтерского учета  в России. В ст. 240 Кодекса определяются объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в  процессе исполнения бюджета. Традиционно  в Российской Федерации бюджетный  учет подразделяется на два сектора: бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных  учреждений.

Объекты бюджетного учета отражаются в соответствующих  секторах бюджетного учета, причем некоторые  из них отражаются одновременно сразу  в двух секторах. Бухгалтерский учет исполнения бюджетов регулируется Инструкцией  по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной Приказом Минфина  России от 17 февраля 1999 г. N 15н. В качестве объектов бухгалтерского учета исполнения бюджетов выступают: средства бюджета; расходы бюджета; источники финансирования дефицита бюджета; доходы бюджета; государственный (муниципальный) долг; бюджетные ссуды, государственные кредиты; расчеты  по средствам бюджета; внутриказначейские расчеты, средства переданные и полученные; расходы, доходы будущих периодов; результаты исполнения бюджетов. Объектами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются: основные средства и долгосрочные финансовые вложения; материальные запасы; малоценные предметы; готовая продукция; средства учреждений; расчеты; расходы; выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги; доходы, прибыли (убытки); фонды и средства специального назначения.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов в бюджетных учреждениях ведется  в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях, утвержденной Приказом Минфина  России от 30 декабря 1999 г. N 107н.

Аналитической основой  бюджетного учета является бюджетная  классификация РФ, утвержденная Законом "О бюджетной классификации  Российской Федерации", которая по соответствующим кодам детализирует объекты бюджетного учета, учитываемые  на соответствующих балансовых счетах. В соответствии с этой классификацией по кодам детализируются:

доходы бюджета (в  соответствии с классификацией доходов  бюджетов Российской Федерации);

расходы бюджета (в  соответствии с функциональной, ведомственной  и экономической классификациями  расходов бюджетов Российской Федерации);

источники финансирования дефицита бюджета (в соответствии с  классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацией источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);

государственный (муниципальный) долг (в соответствии с классификацией видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, видов муниципального долга, классификацией видов государственных  внешних долгов Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних  активов Российской Федерации);

государственные внешние  активы Российской Федерации (в соответствии с классификацией видов государственных  внешних долгов Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних  активов Российской Федерации).

Можно отметить, что  бюджетная классификация Российской Федерации не содержит классификации  видов бюджетных ссуд (кредитов), включаемых в состав государственных (муниципальных) финансовых активов.

В ст. 240 Бюджетного кодекса  указано, что бюджетный учет основывается на едином плане счетов. Единый план счетов бюджетного учета можно рассматривать  в двух аспектах. Во-первых, исходя из ст. 29 Кодекса, закрепляющей принцип  единства бюджетной системы Российской Федерации, план счетов должен быть при  ведении бухгалтерского учета бюджетов всех уровней. В этом случае обеспечивается единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и  местных бюджетов.

Во-вторых, понятие "единый план счетов" предполагает наличие  плана счетов, в котором систематизированы  балансовые счета по всем объектам бюджетного учета.

В настоящее время  в Российской Федерации объекты  бюджетного учета отражаются на балансовых счетах планов счетов, включенных в  вышеуказанные Инструкции по бухгалтерскому учету: Единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов и Плана  счетов бухгалтерского учета бюджетных  учреждений.

Ст. 240 Бюджетного кодекса  предопределяет необходимость формирования единого плана счетов бюджетного учета, в котором должны быть отражены все объекты как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Учитывая, что государственные внебюджетные фонды входят в бюджетную систему Российской Федерации, в Единый план счетов бюджетного учета должны быть включены счета, предназначенные для учета доходов, расходов, источников финансирования государственных внебюджетных фондов, а также операции, совершаемые в процессе их исполнения.

Поскольку в процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет, в Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).

Необходимо отметить, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2002 год" с целью обеспечения  эффективной работы казначейства ставится задача внесения изменений в нормативные  акты, регулирующие план счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.

Организация ведения  бюджетного учета возлагается ст. 240 Кодекса на орган, исполняющий  бюджет: Министерство финансов России, финансовый орган, организующий исполнение бюджета субъекта Федерации (муниципального образования). Указанные органы непосредственно  обеспечивают ведение бухгалтерского учета исполнения бюджета, оказывают  методическую помощь бюджетным учреждениям  в ведении бухгалтерского учета  исполнения сметы доходов и расходов.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Федерации  и муниципальных образований  органами федерального казначейства последние  ведут учет доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией согласно Правилам кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденным Приказом Минфина России от 19 апреля 2000 г. N 46н. При этом на основании регистров учета, формируемых органами федерального казначейства, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований ведут бухгалтерский учет исполнения бюджета соответственно субъекта Федерации или муниципального образования в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов.

Ряд ключевых вопросов методологии бюджетного учета раскрывается непосредственно в Бюджетном  кодексе и Законе "О бюджетной  классификации Российской Федерации". Так, порядок учета и отражения в отчете об исполнении бюджета поступлений средств от заимствований и расходов на погашение и обслуживание государственного (муниципального) долга установлен ст. 113 Кодекса, операций по исполнению государственных (муниципальных) гарантий - ст. 115 Кодекса, в разделах II и III Кодекса даются исчерпывающие указания о составе доходов и расходов бюджета.

Ст. 256 Бюджетного кодекса  устанавливается, что все операции, связанные с поступлением в федеральный  бюджет доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с  санкционированием и финансированием  расходов федерального бюджета, регистрируются в Главной книге федерального казначейства. Указанная норма реализует  требования ст. 243 Бюджетного кодекса, согласно которой в процессе исполнения федерального бюджета запрещается  осуществление операций, минуя систему  балансовых счетов федерального казначейства.

Главная книга представляет собой основной регистр бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, в хронологическом порядке и  систематизированном виде регистрирующий все операции со средствами бюджета  в разрезе счетов бухгалтерского учета, установленных Единым планом счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов. Форма и порядок заполнения Главной книги, как и Единый план счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов, установлены Инструкцией  по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной Приказом Минфина  России от 17 февраля 1999 г. N 15н.

Важное значение Главной книги состоит в том, что она должна являться основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета (оперативных, ежеквартальных, годового). Для реализации указанного положения потребуется изменение порядка формирования Главной книги, поскольку в ней в настоящее время отсутствует информация о кодах бюджетной классификации; эта учетная информация содержится в регистрах учета и отчетности органов федерального казначейства и главных распорядителей средств федерального бюджета. В связи с этим следует принимать во внимание положения ст. 271 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой отчет об исполнении бюджета готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ст. 241 Кодекса установлены виды отчетности по периодичности их составления: оперативная отчетность (составляется на любые даты, кроме 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября); ежеквартальная, полугодовая (составляется на 1 апреля, 1 июля и 1 октября) и годовая (составляется на 1 января).

Указанные виды отчетности отличаются по срокам и своему содержанию - наиболее полной, всесторонне характеризующей  исполнение бюджета по всем кодам  бюджетной классификации Российской Федерации, является годовая отчетность. Целью годовой отчетности является формирование данных о кассовых расходах, которые сопоставляются с плановыми  назначениями, установленными законом (решением представительного органа местного самоуправления) о бюджете. Формирование годовой отчетности осуществляется после представления всеми главными распорядителями бюджетных средств  бухгалтерской отчетности.

Данные всех видов  отчетности (в том числе оперативной) должны быть подтверждены данными бухгалтерского учета исполнения бюджета. Ст. 241 Бюджетного кодекса установлено, что сбор, свод, составление и представление  отчетности об исполнении бюджета осуществляются исполнительным органом.

На федеральном  уровне, как указано в ст. 263 Кодекса, органом, представляющим ежеквартальные и годовой отчет об исполнении федерального бюджета в Федеральное  Собрание, является Правительство Российской Федерации. При этом функции сбора, свода и составления отчетности об исполнении федерального бюджета  ст. 165 Кодекса возложены на Минфин России.

В аналогичном порядке  организован процесс сбора, составления  и представления отчетности об исполнении бюджетов субъектов Федерации (муниципальных  образований), при котором сбор и  составление отчетности об исполнении бюджета является функцией финансового  органа субъекта Федерации (муниципального образования), исполняющего бюджет.

Установление единой методологии отчетности об исполнении бюджета в соответствии с Кодексом производится Правительством Российской Федерации.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации функции  по методологическому руководству  бухгалтерским учетом и отчетностью  Правительством России возложены на Минфин. Кроме того, ст. 165 Кодекса  в числе бюджетных полномочий Минфина указано установление порядка  составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Минфином России ежегодно издаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования и представления годовой бухгалтерской  отчетности об исполнении бюджета территориальными органами федерального казначейства и  финансовыми органами субъектов  Федерации. Кроме того, Минфином России издан приказ, регулирующий формирование и представление бюджетными учреждениями отчетности об исполнении сметы доходов  и расходов. В указанных документах даются рекомендации по заполнению форм отчетности, приводятся как типовые  бухгалтерские записи по объектам учета, так и особенности отражения  отдельных операций со средствами бюджета, происходивших за отчетный финансовый год.

В целях представления  территориальными органами федерального казначейства годовой бухгалтерской  отчетности об исполнении федерального бюджета за 2000 г., Приказом Минфина  от 26 февраля 2001 г. N 16н была утверждена Инструкция о порядке составления  и представления годовой бухгалтерской  отчетности об исполнении федерального бюджета за 2000 г. территориальными органами федерального казначейства. В состав отчетности территориальных органов  федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2000 и 2001 гг., подлежащей представлению в Главное  управление федерального казначейства, входят:

Информация о работе Структура финансов