Структура финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Впервые в Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ на уровне закона получили правовое закрепление вопросы бюджетного учета, являющегося одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в России. В ст. 240 Кодекса определяются объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета. Традиционно в Российской Федерации бюджетный учет подразделяется на два сектора: бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Файлы: 1 файл

Бюджетный учет и отчетность в российской федерации и его совершенствование.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что в случае несвоевременного представления  отчетности главными распорядителями  средств федерального бюджета Минфин в соответствии с Положением о  Министерстве финансов Российской Федерации  имеет право приостанавливать финансирование из федерального бюджета.

Квартальный отчет  об исполнении федерального бюджета  подписывается заместителем министра финансов - начальником Главного управления федерального казначейства, а годовой - министром финансов Российской Федерации  и заместителем министра финансов - начальником Главного управления федерального казначейства.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета  утверждаются Правительством России. Впервые по нормам Постановления  Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 695 Минфином России был представлен  квартальный отчет об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2000 г.

Процедура принятия проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий  финансовый год установлена главой 27 Бюджетного кодекса и впервые  была применена при принятии Закона "Об исполнении федерального бюджета  за 1999 год". Ст. 263 Бюджетного кодекса  устанавливаются адреса представления  Правительством РФ ежеквартальных и годового отчета об исполнении федерального бюджета: Федеральное Собрание и Счетная палата Российской Федерации.

Процедура рассмотрения Федеральным Собранием ежеквартальных отчетов об исполнении федерального бюджета подлежит установлению самим  Федеральным Собранием согласно ст. 241 Бюджетного кодекса.

В наступившем 2002 г. исполняется три года со дня принятия Минфином России двух Инструкций в области бюджетного учета - Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов.

Прошедшие два года подтвердили, с одной стороны, обоснованность выбранных Минфином России в указанных  Инструкциях методологических подходов, но и, с другой стороны, высветили  те трудности и задачи, которые  предстоит еще решить.

Встает вопрос о  разработке нового Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, которые бы комплексно решали задачи учета всех без исключения операций сектора государственного управления, в который входят Правительство  РФ, субъекты Федерации, муниципальные  образования, государственные федеральные  внебюджетные фонды.

В ходе такой разработки нужно не только объединить содержание двух ныне действующих Инструкций, но и прежде всего четко разграничить объекты учета на те, которые должны вестись органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, и те, которые будут вестись бюджетными учреждениями. При этом должна стоять задача сокращения объема учетной работы у бюджетных учреждений, исключения дублирования учетных функций. Например, в настоящее время кассовые расходы, объемы финансирования и лимитов бюджетных обязательств учитываются как органами федерального казначейства, так и бюджетными учреждениями. Но поскольку вся информация об этих объектах учета формируется на основании выписок с лицевых счетов, открытых в органах казначейства, правомерна постановка вопроса о том, чтобы не формировать в бюджетных учреждениях дополнительные объемные регистры учета, роль которых должны будут выполнять выписки из лицевых счетов учреждений в органах федерального казначейства.

Следующая задача, подлежащая решению при создании нового плана  счетов, - это обеспечение охвата всех операций, совершаемых сектором государственного управления.

В настоящее время  самостоятельными отдельными Инструкциями по бухгалтерскому учету пользуются федеральные государственные внебюджетные фонды. В новой Инструкции должен быть исчерпывающе определен порядок  учета всех операций, совершаемых  указанными фондами.

Вне сферы бухгалтерского учета в настоящее время остаются акции, принадлежащие государству, а также то государственное имущество, которое не закреплено в оперативное  управление или хозяйственное ведение. Состав указанного имущества можно  узнать только из реестра государственной  собственности, который не содержит стоимостной оценки указанных активов.

Не являются в  настоящее время объектами бюджетного учета и суммы начисляемых  налогов, сборов, подлежащих внесению в бюджеты различных уровней. По ним налоговыми и таможенными  органами ведется только оперативный  учет, безусловно требующий поднятия до уровня бухгалтерского учета.

Следует также включить в число счетов Единого плана счетов бюджетного учета счета учета государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, а также иных нефинансовых активов.

Бюджетный учет на основе Единого плана счетов бюджетного учета должен быть основан на принципе начислений. Можно отметить, что  от советской эпохи нам в области  бюджетного учета досталось хорошее  наследство - во всех бюджетных учреждениях  организован бухгалтерский учет, отражающий суммы фактических расходов, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, доходы будущих и  отчетного периодов, движимое и недвижимое имущество.

В настоящее время  упор при анализе исполнения бюджета  делается в основном на показатели кассового исполнения бюджета - на соотношении  сумм кассовых расходов к показателям  сметы доходов и расходов. При  этом, учитывая бездефицитное исполнение федерального бюджета в течение  двух лет, более широкое внимание должно уделяться тому, какие результаты достигаются от проводимых кассовых расходов - увеличивается или уменьшается  объем активов государства, в  каком соотношении активы находятся  с обязательствами государства.

Также подлежит более  последовательной реализации при организации  бюджетного учета ведомственный  принцип. Поскольку всегда от имени  государства выступает какой-либо орган государственной власти, то операции какой-либо части сектора  государственного управления должны отражаться в балансе соответствующего органа. Так, например, в балансе МНС России будет отражена сумма начисленных  налоговых доходов федерального бюджета, а в балансе Минфина  России - сумма государственного внутреннего  и внешнего долга. При этом не только налоговые, но и неналоговые доходы по методу начисления должны отражаться в балансах федеральных органов  исполнительной власти, их администрирующих.

Таким образом, в  последующие годы задачей органов  федерального казначейства станет учет и формирование отчетности о кассовых операциях соответствующих уровней  власти (кассовые доходы, расходы бюджета  и источники его финансирования), а главных распорядителей - учет и отчетность всех операций на основе метода начислений.

В рамках указанных  задач подлежит решению вопрос о  так называемых "внебюджетных средствах" бюджетных учреждений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации с достаточной очевидностью указывает на то, что все они  должны быть в составе доходов  и расходов бюджета, пусть даже и  с определенными особенностями. Именно в рамках бюджетного законодательства и должен быть решен вопрос о формировании в соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельного баланса по доходам от так называемой внебюджетной деятельности.

Поскольку указанные  средства - государственные и будут  являться составной частью доходов  и расходов бюджета, то использование  отдельных признаков "2" и "3", присваиваемых субсчетам бухгалтерского учета для отражения предпринимательской  и целевой деятельности, прекратится и необходимость формирования отдельного баланса по внебюджетной деятельности отпадет сама собой.

Итоговой целью  бюджетной отчетности станет формирование полных, всеобъемлющих данных об операциях  сектора государственного управления. Такие данные могут быть представлены в балансе государства, который  должен содержать учетную информацию обо всех его активах и обязательствах.

И значительным шагом  вперед будет включение в состав показателей, характеризующих деятельность государства, помимо показателей кассового  исполнения бюджета, показателя чистого  уровня благосостояния (чистой стоимости), характеризующего эффективность деятельности государства.

Формирование баланса  государства даст возможность представлять информацию внутренним и международным  пользователям на качественно новой  основе.

Формирование на основе данных бюджетного учета данных по статистике государственных финансов на основе стандартов Международного валютного фонда даст возможность  объективного межстранового сопоставления результатов деятельности сектора государственного управления.

Вследствие изложенного надо подчеркнуть ту важную роль, которую призван играть бюджетный учет и отчетность бюджетных учреждений в формировании достоверной и полной информации о деятельности всех уровней власти в Российской Федерации.

Информация о работе Структура финансов