Структура органов управления государственными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Федеральный бюджет является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

В процессе проведения экономических реформ, в результате коренной ломки прежних механизмов управления экономикой, федеральный бюджет стал исполняться неудовлетворительно. Массовый характер приобрели случаи несвоевременного зачисления средств налогоплательщиков в доход федерального бюджета и средств федерального бюджета на счета получателей, а также случаи нецелевого использования этих средств.

Файлы: 1 файл

Контрольная финансы итог.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра "Экономика, финансы и менеджмент" 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Финансы и кредит»

на тему:

«Субъекты и структура органов управления государственными финансами» 
 
 

                    Выполнил:

                    студент

                    гр. 08ЗЭИ41

                    Славкина  А.А. 

                    Проверил:

                    к.т.н., доцент

                    Каргин  В.М. 
                     
                     

Пенза 2011 г.

Содержание

Введение

 

      Федеральный  бюджет  является  одним  из  главных  инструментов  государственного  регулирования  экономики,  стимулирования  производственных  и  социальных  процессов.  Его  доходы  служат  финансовой  базой  деятельности  государства,  а  расходы - удовлетворению  общегосударственных  потребностей.

      В  процессе  проведения  экономических  реформ,  в  результате  коренной  ломки  прежних  механизмов  управления  экономикой,  федеральный  бюджет  стал  исполняться  неудовлетворительно.  Массовый  характер  приобрели  случаи  несвоевременного  зачисления  средств  налогоплательщиков  в  доход  федерального  бюджета  и средств федерального  бюджета на  счета получателей,  а также случаи  нецелевого  использования этих  средств.

      В  связи  с  этим  большое  значение  и  актуальность  приобретает  организация  эффективного  механизма  исполнения  бюджета  и  контроля  за  распределением  и  расходованием  бюджетных  средств,  так  как  неэффективные  методы  исполнения  бюджета  сами  становятся  источником  дестабилизирующих  экономику  факторов.

      Как  свидетельствует  международная  практика  в  странах,  стоящих  на  разных  стадиях  экономического  развития  и  имеющих  самое  различное  политическое  устройство  (США - федеративная  республика,  Швейцария - кантональная  республика,  Швеция - конституционная  монархия  и  т.д.), контроль за исполнением  бюджета  целесообразно  осуществлять  через  органы  управления финансами. 

Глава 1.Общая характеристика органов государственной власти в сфере управления финансами.

 

     Управление  финансами – совокупность приемов  и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

     Финансы можно рассматривать как объект и субъект  управления.

К объектам относятся:

  • ФПУО;
  • страховые отношения;
  • государственные финансы и т.д.

Финансовые  субъекты – организации, которые  организуют и осуществляют это  управление.

К субъектам относятся:

  • финансовые службы,
  • отделы и органы, которые существуют на предприятии;
  • финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик);
  • налоговые инспекции.

      Финансовая система  РФ включает в себя комплекс государственных  и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:

а) осуществление  различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций;

б) эти  же органы предоставляют аудиторские  услуги;

в) они  оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности;

г) осуществляют регулирование финансовой сферы.

      Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и  организаций, занимающихся управлением финансами.

      Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая  сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.

Они управляют  финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая  сфера - система страховых органов.

Третья  сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.

Финансовый аппарат составляют:

а) финансовые органы государства;

б) страховые  органы;

в) финансовые службы предприятий.

Рассмотрим  финансовые органы государства. Их три:

  1. Федеральное собрание
  2. Президент.
  3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни
    • бюджетное управление,
    • казначейство, которое исполняет бюджет.
    • управление налоговых реформ;
    • управление ценными бумагами и финансовым рынком;
    • управление финансирования сельского хозяйства.
    • управление финансирования конверсионных программ.
    • Госналогслужба.

Глава 2.Система государственных органов управления финансами.

 

 

2.1. Органы управления финансами.

 

 

     В России главными властными структурами  по управлению финансами являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансовой системы включает следующие органы:

    • профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;
    • Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах;
    • Центральный банк РФ;
    • Федеральная служба налоговой полиции РФ;
    • Государственный Таможенный Комитет РФ;
    • Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг;
    • Министерство государственного имущества;
    • исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
 

 

2.2. Органы управления в зарубежных странах.

 

     Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции- Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.

     В управлении  финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относится  Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин. 

 

 

2.3. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ.

 

 

     Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые  кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные  законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.  

     Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.  

     Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом. 

      Операции  с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства  РФ. К примеру, Минфин разрабатывает  проекты программ внешних заимствований  и с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

Предельный  размер государственных внешних  заимствований ежегодно устанавливается  в законе о федеральном бюджете.

2.4. Министерство финансов Российской Федерации.

 

 

Основные  положения и сущность  функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

Информация о работе Структура органов управления государственными финансами