Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.

Оглавление

Введение
1. Государство в управлении экономикой
1.1 Роль государственного регулирования экономики
1.2 Методы государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование агробизнеса
2.1 Сельское хозяйство Республики Казахстан: особенности, тенденции и перспективы развития
2.2 Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса
2.3 Основные пути совершенствования и стимулирования развития аграрного предпринимательства в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование сельскохоз производства .rtf

— 376.64 Кб (Скачать)

     Ускоренный переход к рыночной экономике, сырьевая ориентация способствовали развитию определенных диспропорций в отраслевом и региональном разрезах. В условиях финансовой нестабильности наиболее эффективным родом деятельности стали торговля и посреднические услуги и наименее привлекательным - сельское хозяйство. Региональная неравномерность размещения предприятий обусловливалась их ориентацией на крупные рынки сбыта, источники ресурсов и плотность населения Экономика страны, обладая огромными площадями сельскохозяйственных угодий, имея значительный трудовой потенциал, отличается низкой производительностью труда сельскохозяйственного производства. Подобная ситуация связана с наличием ряда факторов, негативно влияющих на эффективность производства сельского хозяйства.

     С самого начала проведения реформ в сельском хозяйстве большие надежды возлагались на фермерские хозяйства, численность которых постоянно росла. При этом площадь земельных угодий, находившихся в пользовании фермерских хозяйств, увеличивалась незначительно. Большая часть крестьянских хозяйств имела землю в пределах 50-1000 га. При этом размещение землевладений крестьянских хозяйств осуществлялось бессистемно, что, несомненно, не способствовало эффективному использованию земельных участков. В хозяйствах, занимавшихся растениеводством, дела обстояли несколько лучше, чем в хозяйствах, специализировавшихся на животноводстве. Техническая вооруженность фермерских хозяйств оставалась крайне низкой. Сложившиеся условия вынуждали крестьян участвовать в различных формах кооперации.

     Несмотря на то, что за годы реформ создавались институциональные условия для формирования эффективного хозяйственного механизма, неблагоприятная макроэкономическая ситуация в отрасли и в стране в целом не позволили в полной мере реализовать новые экономические стратегии, сделав сельское хозяйство заведомо убыточной отраслью экономики, а доходы занятых в этой сфере - одними из низких среди всех профессиональных групп. Безусловно, принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, но они были необходимы как условие повышения эффективности производства и обеспечения продовольственной безопасности страны. К сожалению, наряду с позитивными изменениями - расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор на определенном этапе к кризису. Это произошло, прежде всего, вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования, в частности игнорирования на протяжении ряда лет социально-экономических проблем села. В то время как еще в начале 90-х годов сложившаяся на селе ситуация требовала незамедлительного преобразования сельского образа жизни, включающего такие основные элементы как сельский семейный быт, сельскохозяйственное производство, социальная и производственная инфраструктура.

     Существующая система оплаты труда по секторам экономики и регионам страны, растущая безработица в сельской местности, усиление расслоения населения по уровню доходов не способствовали привлечению рабочих сил в сельское хозяйство. Ситуация еще более усугублялась ограниченностью выбора рабочих мест в сельской местности, существенным разрывом в оплате труда работников сельского хозяйства и других отраслей экономики, низким уровнем доходов и соответствующим потреблением, состоянием социальной инфраструктуры села. Основной причиной низкой обеспеченности сел бытовыми услугами, медицинским обслуживанием, детскими дошколними и школьными учреждениями явился практиковавшийся прежде остаточный принцип финансирования социальной сферы экономики при приоритетном развитии производственных объектов. В ходе экономических реформ эта сфера жизнедеятельности сельского населения оставалась без внимания, что усилило сокращение капитальных вложений в социальное обустройство сельских территорий. Подобная тенденция привела к потере определенного числа рабочих мест, снижению уровня и качества жизни сельчан. Вместе с тем, проведенная в республике оптимизация в народном образовании и здравоохранении привела к многократному увеличению количества аулов и сел, не имеющих соответствующих учреждений социальной сферы. Практически разрушенный в первые годы реформ социально-инфраструктурный комплекс села в последнее время начал постепенно восстанавливаться, но позитивные изменения еще не дали ощутимых результатов.

     Основная часть крестьянских хозяйств была организована в начале и середине 90-х годов (40% и 36,2% соответственно). Подавляющее большинство крестьянских хозяйств работает эффективно: одни являются высокоприбыльными хозяйствами (40%), другие хозяйства имеют небольшую прибыль (40,7%). По направлению развития производства и специализации крестьянские хозяйства разделились на растениеводческие (15,9%), животноводческие (8,9%) и смешанные (75,2%). Основная часть хозяйств (75,2%) производит 3-4 вида сельскохозяйственной продукции. Удельный вес фермерских хозяйств, сочетающих производственную, перерабатывающую и сбытовую деятельность, в общем количестве обследованных хозяйств составляет 22,8%. При этом ни одно из крестьянских хозяйств не занимается различными видами посредническо-коммерческой деятельности.

     70,3% фермеров работали раньше в сельскохозяйственном производстве; остальные прежде трудились на промышленных предприятиях, в торговле, в управленческих структурах и т.д. Отсутствие социальной и экономической самостоятельности колхозов и совхозов, недостаточность капитальных вложений в сельское хозяйство страны, неадекватная система организации труда, уравнительный подход к оценке труда работников, по мнению фермеров, явились основными причинами неэффективности крестьянского труда в прежнем устройстве сельскохозяйственного производства. Большинство глав крестьянских хозяйств занялись фермерской деятельностью в силу сложившихся обстоятельств, поскольку на тот момент отсутствовали приемлемые для них альтернативные варианты приложения труда. Это так называемые вынужденные предприниматели. Некоторые фермеры принимали решение о занятии фермерством после долгих раздумий, взвесив все положительные и отрицательные стороны крестьянского труда. Это энтузиасты фермерского движения и номенклатурная элита. Желание улучшить социальные и жилищные условия жизни, а также мысли о передачи собственности по наследству детям для фермеров стали основным мотивом, побудившим их принять окончательное решение о занятии фермерской деятельностью. Это свидетельствует о том, что выбор деятельности нынешних фермеров в первую очередь основывался на материальной выгоде, экономическом интересе. Одним фермерство дало стабильное материальное положение, самоуважение и уважение окружающих людей, уверенность в завтрашнем дне; другим - интересную и напряженную работу с необходимостью решения множества проблем; третьим - возможность для самореализации и поиска новых знаний.80% фермеров ощущают себя полновластными хозяевами своих хозяйств, что свидетельствует о возрождении у крестьян исчезнувшего в прежние годы чувства "хозяина".

     При создании крестьянских хозяйств почти половина их владельцев использовала собственные накопления, пятая часть воспользовалась банковским кредитом. По мнению фермеров, основными препятствиями в получении кредитов являются отсутствие залогового имущества, высокий ссудный процент и отсутствие гаранта. Курс на повышение эффективности хозяйственной деятельности крестьянских хозяйств, развитие их кооперации предполагает пересмотр ряда вопросов налогообложения и налоговой политики. Фермеры оценили налоговую политику государства как жесткую и не способствующую развитию предпринимательства. Отмена льготного налогообложения мешает развитию фермерства в стране, препятствует процессу кооперирования крестьянских хозяйств. Позиция фермеров подтверждает мнение отдельных ученых-аграриев, считающих необходимым введение системы льготного налогообложения для развития кооперации товаропроизводителей. [8]

     При организации крестьянского хозяйства процесс получения земельного надела в собственность для фермеров проходил по-разному. Для меньшей части (бывшие руководители колхозов, партийная номенклатура) получение лучших земель не составило труда.62,2% фермеров оценили земли своих хозяйств как худшие. При этом лишь 7,3% фермеров постоянно занимаются вопросом качественного состояния своих земель. Пренебрежительное отношение к земле объясняется нехваткой денежных средств на проведение мелиоративных работ, отсутствием технических возможностей и дополнительных рабочих рук, а также нехваткой времени.

     Проводившиеся в стране экономические реформы сопровождались разрушением единой системы централизованного снабжения АПК средствами производства. Государство перестало регулировать процесс оснащения товаропроизводителей техникой. В итоге ежегодное обновление сельскохозяйственной техники снизилось с 10-20% в начале 90-х годов до 1-3% к настоящему времени. Следовательно, подавляющее большинство владельцев крестьянских хозяйств (83,3%) проблему технической оснащенности решает на основе аренды или кооперации.

     Основной объем ремонтных и обслуживающих работ (90%) хозяйства выполняют собственными силами, не имея для этого специализированного оборудования, необходимой оснастки и материалов на фоне катастрофической нехватки и дороговизны качественных запасных частей. Ремонт сельскохозяйственных машин осуществляется главным образом за счет повторного использования изношенных деталей списанных машин. В итоге техническая готовность машин в периоды основных полевых работ снизилась до 50-70% при нормативе 85-92% и меньше половины работ выполняется в оптимальные сроки. Недостаток технической обеспеченности товаропроизводители обычно компенсируют упрощением технологии возделывания сельскохозяйственных культур, что отражается на их урожайности и, в конечном счете, на снижении эффективности производства.

     В условиях старой системы хозяйствования существовала целая сеть заготовительных организаций, закупавших произведенную продукцию у селян, перерабатывавших ее и продававших через торговую сеть. Третья часть крестьянских хозяйств реализует свою продукцию частным лицам - перекупщикам, вывозящим ее непосредственно с полей. Для увеличения размеров получаемых доходов еще треть хозяйств предпочитает продавать продукцию на рынках района и города.

     Продовольственный рынок страны, как известно, значительно отстает от конкурентных рынков развитых стран по информационной поддержке продвижения товаров и их рекламе. Подавляющее большинство фермеров (92,3%) не рекламирует собственный бизнес и производимую продукцию даже на региональном уровне. При этом наибольший интерес для сельских тружеников представляют такие информационные направления как данные о товарах, услугах, сырье и оборудовании (94,5%), предложения к бизнес-партнерству и кооперации (89,4%), опыт ведения крестьянских хозяйств в республике (61,2%). Причем опыт отечественного малого бизнеса востребован предпринимателями больше, нежели опыт зарубежных производителей.

     Результатом реформирования, проводившегося в аграрном секторе экономики, явилось снижение уровня жизни и доходов сельского населения. Аграрное предпринимательство не оправдывало возлагавшихся на него надежд. Главным по значимости препятствием в развитии крестьянских хозяйств является кредитование (61,4%). Второй по значимости фактор, мешающий развитию аграрного предпринимательства, связан с трудностями в сбыте продукции (58,1%). Кроме того, существенно усложняют деятельность сельскохозяйственных производителей отсутствие информации о потенциальных покупателях продукции, обеспеченность хозяйств сырьем, проверки контролирующих органов, выплата налогов и возвращение долгов. Развитие сельскохозяйственного производства фермеры связывают, прежде всего, с повышением эффективности деятельности крестьянских хозяйств, их кооперированием и организацией ассоциаций фермеров. К настоящему времени в стране в основном функционируют производственные и потребительские кооперативы. Важным направлением деятельности потребительской кооперации является заготовка сельскохозяйственных продуктов и сырья, а также их переработка. Более 40% фермеров признают необходимость кооперации крестьянских хозяйств в момент проведения масштабных работ (посев, уборка урожая, окот, осеменение и т.д.). По мнению глав крестьянских хозяйств, в первую очередь следует создавать кредитные кооперативы (82,7%). Кроме того, фермерам необходимы кооперативы по аренде техники и ее продаже, кооперативы по переработке сельскохозяйственной продукции, ремонтные, сбытовые, производственные и потребительские кооперативы. В системе кооперативного уклада возрастает роль такой формы хозяйствования как ассоциация. При этом в ассоциации крестьянских хозяйств в первую очередь должен быть создан кредитный фонд. Вместе с тем, в ассоциации должны функционировать такие фонды как фонд развития производства, фонд социального развития, резервный фонд, фонд организации совместной деятельности крестьянских хозяйств и управления. Большинство (71,5%) отметило формальный характер деятельности ассоциации.

     При организации крестьянского хозяйства подавляющее большинство фермеров (96,3%) не получало никакую помощь ни от администрации района, ни от других общественных организаций. Инвестиционные средства, выделяемые из местного бюджета, зачастую не доходили до своих адресатов. По мнению фермеров, инвестиционная помощь должна оказываться в первую очередь вновь образуемым крестьянским хозяйствам или предоставляться в зависимости от показателей хозяйственной деятельности. Больше всего фермерам необходима помощь при приобретении техники, оборудования, запасных частей, стройматериалов, удобрений, кормов и других материальных ресурсов (83%); при строительстве жилых и производственных построек (81,1%); при выходе на внешний рынок (62,4%); при создании собственной базы хранения и переработки производимой продукции (55,7%); при организации переработки, сбыта и рекламы продукции (52,4%). По их мнению, стабильное развитие крестьянского хозяйства предполагает первоочередное решение проблем льготного кредитования, обеспеченности сырьем, облегчения налогообложения, улучшения инфраструктуры (дороги, энергоснабжение, коммуникации, водоснабжение), создания парка машин на базе аренды, улучшения ситуации со складскими помещениями и производственными сооружениями.

     Многих людей от фермерской деятельности удерживают боязнь банкротства (82,5%), отсутствие выгодного кредитного источника и первоначального капитала для организации собственного дела (72,2%), нестабильность и непредсказуемость последствий деятельности фермеров (62,8%), отсутствие государственных льгот и гарантий, снижающих риск в первые годы хозяйствования (60,8%), отсутствие надежной опоры в семье для самостоятельного ведения хозяйства (58,9%), отсутствие способностей к свободному предпринимательству (50,8%).

     Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности крестьянского хозяйства, является количественный и половозрастной состав фермерской семьи. Во всех хозяйствах выборочной совокупности фермерством занимаются в основном главы хозяйств при периодической помощи их жен. При этом основная часть фермеров обходится преимущественно силами своей семьи, используя наемный труд во время масштабных и сезонных работ (86,4%). Несмотря на увеличение обязанностей по выполнению различных работ в хозяйстве, у большинства фермеров (84,3%) взаимоотношения в семье заметно улучшились, что объясняется сплочением семьи в связи с возникновением общих для всех интересов. При этом прослеживается четкая связь между эффективностью хозяйственной деятельности и внутрисемейными взаимоотношениями. Небольшая часть фермеров целенаправленно ориентирует своих детей на получение сельскохозяйственного образования для продолжения семейного дела. Однако практически у половины фермеров дети в будущем не собираются заниматься крестьянским трудом, отдавая предпочтение "городским" специальностям. На такую позицию в определенной мере влияет хоть и напряженная, но довольно однообразная жизнь сельских тружеников.

Информация о работе Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)