Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.

Оглавление

Введение
1. Государство в управлении экономикой
1.1 Роль государственного регулирования экономики
1.2 Методы государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование агробизнеса
2.1 Сельское хозяйство Республики Казахстан: особенности, тенденции и перспективы развития
2.2 Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса
2.3 Основные пути совершенствования и стимулирования развития аграрного предпринимательства в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование сельскохоз производства .rtf

— 376.64 Кб (Скачать)

Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра "Финансы" 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

"Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)" 
 
 
 
 

Выполнил (-а):

Проверили: 
 
 
 
 
 

Алматы 2009

 

Содержание 

Введение

1. Государство в управлении экономикой

1.1 Роль государственного регулирования экономики

1.2 Методы государственного регулирования экономики

2. Государственное регулирование агробизнеса

2.1 Сельское хозяйство Республики Казахстан: особенности, тенденции и перспективы развития

2.2 Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса

2.3 Основные пути совершенствования и стимулирования развития аграрного предпринимательства в условиях усиления конкурентной борьбы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

     За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа земельных отношений; приняты основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновении ряда положительных тенденций. Развитие отечественного аграрного сектора было признано правительством приоритетным, в результате чего 2003-2005 г. г. были объявлены годами возрождения аула, разработаны "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы" и "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы". Основной целью Агропродовольственной программы явилось обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы АПК и производства конкурентоспособной продукции, формирование эффективной системы агробизнеса.

     Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда. Проводимая в настоящее время в республике государственная политика занятости сельского населения является, по сути своей, пассивной, преимущественно концентрируясь на мерах временного сдерживания безработицы. Несмотря на положительные результаты государственных мероприятий (программа содействия занятости на 2000-2002г. г., программа содействия занятости на 2004-2005г. г., программа содействия занятости на 2004-2008 г. г) по обеспечению занятости населения, уровень безработицы остается достаточно высоким, особенно в сельских регионах страны. Отсутствие необходимых социально-экономических условий, минимальной материальной базы не дают основании повсеместно ожидать эффективного высокодоходного сельхозпроизводства продовольствия и сырья.

     Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что сельскохозяйственное производство является мировоззрением людей, их образом и стилем жизни, способом существования в неразрывной связи с природой. Экономические реформы, приведшие к либерализации экономической деятельности и возросшим возможностям выбора форм хозяйствования, способствовали возрождению крестьянских хозяйств. Практическое изменение действительности началось с принятия ряда законов в советский период времени и с принятием после приобретения Республикой Казахстан независимости таких законов как Закон РК "О сельском хозяйстве", Закон РК "О земельной реформе", Закон РК "Об индивидуальном предпринимательстве", Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указы Президента РК "О земле" и "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений", Закон РК "О крестьянском хозяйстве" и Земельный Кодекс КазССР. [1] Принятая в марте 1998 г. новая редакция Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" учитывала изменения в гражданском и земельном законодательстве.

     Процессы реформирования экономической системы Республики Казахстан сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). [1] В системе АПК меняется характер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан.

     Развитие агробизнеса должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК Казахстана на мировых рынках.

     Основываясь на преимуществах экономики открытого типа и активной поддержки со стороны государства, агробизнес дает возможность малому, среднему и крупному бизнесу реализовать свои потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежных стран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В нашей стране агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.

     Исторически сложившиеся внимание и поддержка сельского хозяйства со стороны государства требует особого отношения и к агробизнесу, которому присущи все специфические черты сельскохозяйственного предпринимательства.

     Таким образом, целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.

 

1. Государство в управлении экономикой

1.1 Роль государственного регулирования экономики

 

     Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство "правит", тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то "ночного сторожа" капитализма (А. Смит), то "констебля в условиях анархии" (Т. Карлейль), то "попечителя общественного интереса" (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в современных условиях государство повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы. Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы. Еще в 18 в.А. Смит определил следующие функции правительств:

     обеспечение национальной обороны;

     отправление правосудия;

     организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

     образование юношества;

     сбор налогов для оплаты нужд государства.

     По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии НИ один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими "макроэкономическими видами зла" все чаще возлагают на государственные органы.

     В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование. Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. [3] Но общим для всех стран с с рыночной экономикой система государственного управления всегда выполняет вспомогательные функции. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

     К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

     Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

     Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

     Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

     Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

     Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

     Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка осуществляется традиционными методами. К ИХ числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях.

     Стабилизационная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики.

     Актуальна становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

Информация о работе Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)