Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:10, курсовая работа
целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.
Введение
1. Государство в управлении экономикой
1.1 Роль государственного регулирования экономики
1.2 Методы государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование агробизнеса
2.1 Сельское хозяйство Республики Казахстан: особенности, тенденции и перспективы развития
2.2 Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса
2.3 Основные пути совершенствования и стимулирования развития аграрного предпринимательства в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованной литературы
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества:
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
Государственное воздействие на экономическую жизнь в целом;
Непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики.
Первое направление выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.
Во-вторых, экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
В современном мире эффективно осуществляется экономическое сотрудничество тех государств которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях.
Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.
Теоретические модели государственного регулирования экономики подразделяются на два вида в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.
Первая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий.
Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Государственное регулирование рыночной экономики возможно:
административными методами, когда управляющий орган по каждой проблеме принимает конкретное решение. К административным методам относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций;
нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.
Нормативные методы порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора. [4]
Государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.
Государственно-правовое регулирование в сфере экономики конечно же имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения.
Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы.
Один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики - государственные закупки продукции, работ и услуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки делаются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, которые размещают заказы среди государственных и частных корпораций и координируют их работу. [5]
В настоящее время принципиально по-новому ставиться вопрос об усилении государственного воздействия на экономику. Проблема в том, в каком направлении произойдет это усиление. Возможны два пути. Первый - это усиление административных функций, т.е. решение экономических проблем посредством приказа. Второй - усиление экономических форм воздействия посредством кредитной и налоговой системы, определение правовых норм ведения конкуренции, лицензирования определенных видов деятельности.
Пройденный период рыночной трансформации стал большим испытанием для Республики Казахстан. Аграрная реформа, проводимая в Казахстане с начала 90-х годов, явилась составной частью глобальных социально-экономических преобразований в стране. В ходе ее предполагалось создать частный конкурентоспособный аграрный сектор, сделать работающих в нем коллективными или единоличными собственниками земли и других сельскохозяйственных средств производства, заинтересовать в результатах своего труда, повысить эффективность работы всей отрасли. Для приоритетного развития сельского хозяйства принципиальное значение имеют повышение его доли в использовании национального дохода; структурные преобразования в производстве и реализации продукции; изменения в натурально-стоимостных пропорциях обмена с другими отраслями для устранения диспаритетности цен; социальное обновление села.
Аграрный сектор экономики республики, как известно, обладает огромным потенциалом. К примеру, общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 223 млн. га, в том числе пашни - 21 млн. га, что в расчете на одного жителя страны приравнивается к 1,5 га; 84% земельных угодий пригодны для занятия животноводством. В то же время значителен и трудовой потенциал села, где проживает 43% населения страны. Однако, согласно оценке Всемирного банка, на сегодняшний день производительность труда в отечественном сельскохозяйственном производстве в 5 раз ниже, чем, например, в Восточной Европе. Подобная ситуация связана с наличием ряда факторов, негативно влияющих на эффективность сельскохозяйственного производства. Некоторыми из таких факторов являются: низкие продуктивные свойства почвы, нуждающейся в постоянном улучшении; развивающийся процесс опустынивания, охвативший до 66% территории страны; утрата пахотными землями одной трети гумуса; ухудшение качественного состояния земель в результате использования минеральных удобрений; засоренность полей осотом и полынью, что снижает качество собираемого зерна, по своим качествам приближающегося к фуражному зерну.
В ходе экономических реформ большинство колхозов и совхозов подверглись разгосударствлению и приватизации. Члены колхозов и совхозов, получившие земельные и имущественные паи, под давлением бывших руководителей объединили свои земли и материальные активы, образовав производственные кооперативы и акционерные общества. Поэтому на первом этапе приватизации в системе ведения хозяйственной деятельности ферм серьезных изменений не произошло. Правда, вновь организованные хозяйства оказались лишены государственных дотаций и директивных кредитов. Заготовительные, перерабатывающие и другие предприятия системы агропромышленного комплекса были отданы во владение отдельным коллективам и частным лицам, а объекты социальной сферы - переданы на баланс местных органов управления. Из-за отсутствия средств многие из них были закрыты, в результате чего социальная инфраструктура оказалась в глубоком кризисе.
К середине 90-х годов стало ясно, что аграрная реформа не привела к ожидаемым кардинальным изменениям дел на селе. Процесс реформирования организационных структур сельского хозяйства не имел, на наш взгляд, под собой достаточно обоснованной научной основы, поскольку не были учтены особенности ведения сельского хозяйства в различных природных поясах, не создана соответствующая сельской местности финансовая система, а также системы обеспечения маркетинговой информацией, снабжения материально-техническими ресурсами и закупки сельскохозяйственной продукции. Все эти факторы привели к углублению кризиса в сельском хозяйстве страны. К примеру, в период с 1991 по 1998 годы производство сельскохозяйственной продукции снизилось примерно на 55%, а производство зерновых культур - с 30 до 12 млн. тонн. Общий вклад сельского хозяйства страны в валовой внутренний продукт республики упал практически вдвое: с 16,4% в 1993 г. до 8,8% в 1998г. Причем существенно сократилась площадь используемых сельскохозяйственных угодий - с 195 млн. га в 1991 г. до 86,4 млн. га в 2000 г.
Начиная с 1999 г. в сельском хозяйстве республики стала прослеживаться тенденция роста производства валовой продукции. Так, в 1999г. прирост сельскохозяйственной продукции составил 28,9%, в 2000 г. - 8,2%, в 2001г. - 16,9%, в 2002г. - 6,6%. В производстве сельскохозяйственной продукции основную долю стали занимать предприятия и частные хозяйства крестьян. К этому времени в стране уже существовало 58400 семейных ферм, производивших, правда, лишь небольшую часть сельскохозяйственной прибыли. Необходимо отметить, что динамика производства и продуктивности сельского хозяйства в Республике Казахстан является одним из примеров общемировых тенденций и закономерностей развития аграрной сферы. Вместе с тем, в развитии мирового сельскохозяйственного производства прослеживается тенденция резкого возрастания. Этот рост обычно связывают с увеличением механизации производства агрокультур, улучшением научно-технического и технологического обеспечения, развитием инфраструктуры, благоприятным инвестиционным климатом, созданием условий для усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Благодаря таким факторам значительного экономического эффекта добились, например, такие страны как Перу (при производстве кукурузы), Чили и Пакистан (при производстве пшеницы), Бразилия (при производстве хлопка), Малайзия (при производстве каучука). Для многих стран мира важнейшим приоритетом является достижение продовольственной самообеспеченности, что определяет их инвестиционную стратегию. Одним из основных направлений инвестиционной политики становится повышение образовательного уровня товаропроизводителей. К примеру, согласно исследованиям Всемирного банка, увеличение уровня образования рабочей силы на один год приводит к ежегодному росту валового национального дохода на 9% [6].
В то же время высокий уровень сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах мира является результатом длительного и упорного труда. Так, сельскохозяйственным производителям США для увеличения надоев молока до уровня 3200 кг потребовалось около 20 лет, до уровня 5400 кг - 10 лет. В течение 60-90-х годов прошлого столетия мировое производство зерна увеличилось почти втрое, производство молока - вдвое, сухого молока - втрое, урожайность зерновых культур - вдвое. С 1965 по 1975 г. г. мировое производство говядины возросло на 47%, баранины и свинины - на 80%, мяса птицы - в 5 раз. За это же время мировое производство хлопка практически удвоилось без расширения при этом посевных площадей. Следует отметить, что за последние десятилетия удвоение объемов аграрной продукции в странах ЕС произошло при уменьшении сельскохозяйственных угодий более чем на 10%. Кроме того, рост производства сельскохозяйственной продукции связан с повышением уровня интенсификации производства. Например, с 1950 по 1991 г. г. рост урожайности озимой пшеницы в ФРГ в 2,8 раза; ржи - в 2,3 раза; ячменя - в 2,2 раза происходил за счет увеличения технической вооруженности сельского хозяйства. За этот же период количество тракторов возросло в 11 раз, комбайнов - в 100 раз. [7]