Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей и эффективных путей воздействия на модернизацию экономики государственного стимулирования. Дляִ достиженияִ этойִ целиִ поставленыִ следующиеִ задачи:
уточнить понятие модернизация;
рассмотреть особенности государственной политики и основные направления государственного стимулирования (на примере инвестиционной и денежно-кредитной политики) в области модернизации экономики;
выполнить сравнительный анализ уровня развития государственного финансирования, современного состояния и проблем;
определить условия для создания новых механизмов государственной поддержки;
оценить посткризисные перспективы развития России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические аспекты модернизации экономики, роль государственного стимулирования……………………………………………..….4
1.1. Сущность модернизации экономики………………………………………….4
1.2. Идеология государственного стимулирования модернизации экономики....7
Глава II. Влияние взаимосвязи инвестиционной и денежно-кредитной политики на модернизацию экономики……………………………………………………...10
2.1. Государственная инвестиционная политика. Задачи, направления и инструменты воздействия……………………………………………………..……10
2.2. Основные направления денежно-кредитной политики государства….……13
Глава III. Влияние кризиса на государственное стимулирование модернизации экономики……………………………………………………………………….…...16
3.1. Проблемы развития государственного стимулирования……………….…..16
3.2. Преодоление посткризисных отрицательных последствий и перспективы развития………………………………………………………….………….……….21
Заключение……………………………………………………….……………….....24
Библиографический список……………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

 
В отсутствие такой программы и центра компетенций, ответственного за ее мониторинг и реализацию, результаты обновления российской экономики, ее отраслей и предприятий будут зависеть только от индивидуальной активности предприятий и их акционеров. Несбалансированность и разрозненность усилий не обеспечат достижения необходимых макроэкономических целей модернизации.

 

Заключение

 
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что модернизация экономики – это насущная и объективная необходимость, вызванная стремлением государства обеспечить свои национальные интересы путем поддержания высокой и долговременной социально-экономической стабильности в стране, укрепления своих лидирующих позиций в мире по показателям благосостояния, экономической мощи, обороноспособности, безопасности (в т.ч. экономической и технологической), конкурентоспособности на рынках товаров и услуг, и т.д.

 
Чтобы модернизировать экономику в посткризисных условиях, государственная программа ее осуществления должна существовать не только в форме концептуальных намерений. Она должна быть построена на современных принципах стратегического и проектного управления и известна всем участникам рынка, включая население. 

 
Характеризуя государственную инвестиционную политику в посткризисных условиях в целом, можно констатировать, что государственное инвестирование, как и государственное регулирование инвестиционной деятельности должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, опираясь на наличие научных разработок. 

 
Анализ возможных источников и инструментов финансирования модернизации российской экономики показывает, что обновление и техническое перевооружение основных фондов предприятий реального сектора экономики, а также создание новых высококонкурентных производств и продуктов может быть осуществлено в течение 5-7 лет только при следующих условиях: 

 
- утверждения правительством программы, имеющей четкие сроки выполнения, количественные целевые показатели, отражающие ожидаемый результатִмодернизации;  
 
- внедрения в практику работы министерств и ведомств единых принципов мониторинга реализации программы модернизации, разработанной на основе сбалансированных показателей планирования и бюджетирования всех участников программы.  

В отсутствие такой программы и центра компетенций, ответственного за ее мониторинг и реализацию, результаты обновления российской экономики, ее отраслей и предприятий будут зависеть только от индивидуальной активности предприятий и их акционеров. Несбалансированность и разрозненность усилий не обеспечат достижения необходимых макроэкономическихִцелейִмодернизации.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКЭ. - 2010. - №1.
  2. Беляков А.А. Модернизация российской экономики: с чего начать // Бизнес и банки. - 2010. - №15.
  3. Григорьев Л. Коррупция как препятствие модернизации // Вопросы экономики. - М, 2008. - №2.
  4. Зверев А.В. Инновационная политика - основа модернизации российской экономики // Маркетинг. - М, 2008. - №6.
  5. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы и задачи // Экономист. - 2010. - № 1.
  6. Новый курс: модернизация российской экономики. (Сборник статей) // Финансовый бизнес. - 2010. - №2.
  7. Пашковский В.С. Государственные институты развития как средство модернизации российской экономики // Бизнес и банки. - М, 2008. - №10.
  8. Рогова О.Л. Модернизация экономики России: шаг вперед или два шага назад? // Бизнес и банки. - 2010. - №9.
  9. Сенчагов В. Способствует ли бюджет - 2010 модернизации российской экономики? // Вопросы экономики. - 2010. - №2.
  10. Сухарев О. Модернизация экономики России // Инвестиции в России. - 2010. - № 2.
  11. www.gks.ru - официальный сайт, Росстат
  12. http://top.rbc.ru/ - официальный сайт, РБК
  13. www.economy.gov.ru - официальный сайт, Министерство экономического развития РФ
  14. www.newizv.ru- официальный сайт, газета «Новые известия»
  15. www.promved.ru - официальный сайт, экспертная общероссийская газета «Промышленные ведомости»
  16. www.mirkin.ru – Портал финансовой науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 
Таблица 1. Инновационная активность организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности

 
 

 

 
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновациии, в общем числе организаций,  
в процентах

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2009

 
2010

 
Всего

 
10.3

 
10.5

 
9.3

 
9.4

 
9.4

 
9.6

 
9.4

 
9.3

 
Добыча полезных ископаемых 

 
5.7

 
5.9

 
5.6

 
7.0

 
5.8

 
5.1

 
5.8

 
6.6

 
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

 
7.3

 
7.4

 
5.7

 
8.0

 
6.6

 
5.6

 
7.0

 
8.0

 
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

 
4.5

 
4.8

 
5.6

 
6.1

 
4.9

 
4.4

 
4.2

 
4.8

 
Обрабатывающие производства

 
10.9

 
11.4

 
10.9

 
11.1

 
11.5

 
11.9

 
11.5

 
11.3

 
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

 
7.9

 
7.7

 
8.0

 
8.8

 
8.5

 
9.9

 
9.5

 
9.5

 
Текстильное и швейное производство

 
3.7

 
3.9

 
4.3

 
4.4

 
5.0

 
5.7

 
6.9

 
7.5

 
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

 
6.4

 
6.5

 
6.1

 
7.7

 
4.8

 
4.9

 
5.5

 
8.1

 
Обработка древесины и производство изделий из дерева

 
3.2

 
4.4

 
4.6

 
3.8

 
4.6

 
4.6

 
3.5

 
4.1

 
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

 
6.5

 
5.9

 
3.3

 
3.0

 
3.2

 
3.0

 
2.6

 
3.0

 
Производство кокса и нефтепродуктов

 
43.4

 
29.8

 
31.4

 
29.3

 
27.1

 
31.9

 
32.7

 
30.2

 
Химическое производство

 
25.9

 
22.8

 
23.5

 
24.2

 
24.7

 
22.6

 
23.6

 
23.3

 
Производство резиновых и пластмассовых изделий

 
11.5

 
10.2

 
10.7

 
11.0

 
10.1

 
10.7

 
11.5

 
9.6

 
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

 
7.1

 
9.1

 
9.3

 
8.3

 
8.4

 
8.2

 
7.1

 
7.2

 
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

 
11.9

 
11.3

 
11.9

 
13.1

 
13.8

 
13.8

 
12.9

 
13.2

 
Производство машин и оборудования

 
13.4

 
14.2

 
13.5

 
15.0

 
16.1

 
16.9

 
14.9

 
14.8

 
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

 
25.9

 
26.0

 
26.8

 
27.0

 
26.7

 
25.8

 
25.7

 
24.3

 
Производство транспортных средств и оборудования

 
21.2

 
21.8

 
23.8

 
22.7

 
22.7

 
23.0

 
19.2

 
19.0

 
Прочие производства, не включенные в другие группировки обрабатывающих производств

 
13.8

 
17.0

 
14.2

 
15.6

 
16.8

 
14.9

 
15.7

 
14.1

 
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 
6.4

 
4.7

 
4.2

 
4.2

 
4.1

 
4.2

 
4.3

 
4.3


 
Источник: Росстат

 
Таблица 2. Поступление патентных заявок и выдача патентов на интеллектуальную собственность 

 
 

 

 
2010

 
Подано заявок на выдачу патентов: 

 
 

 

 
на изобретения - всего

 
42500

 
   из них российскими заявителями

 
28722

 
на полезные модели - всего

 
12262

 
   из них российскими заявителями

 
11757

 
на промышленные образцы - всего

 
3997

 
   из них российскими заявителями

 
1981

 
Выдано патентов:

 
 

 

 
на изобретения 

 
30322

 
   из них российским  заявителям

 
21627

 
на полезные модели

 
10581

 
   из них российским заявителям

 
10187

 
на промышленные образцы

 
3566

 
   из них российским заявителям

 
1741

 
Число действующих патентов - всего

 
259698

 
      в том числе:

 
 

 

 
   на изобретения

 
181904

 
   на полезные модели

 
54848

 
   на промышленные образцы

 
22946


Источник: Роспатент  
Рисунок 1. Позиция России в международном  
Сопоставлении развития науки и инноваций. ОЭСР – 100%. 
 
 
 
Источник: www.economy.gov.ru 
Рисунок 2. Компоненты посткризисной денежно-кредитной политики 
 

 
1 Бендиков М.А. Инновационный потенциал и модернизация экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1.

 
2 Новый курс : модернизация российской экономики. (Сборник статей) // Финансовый бизнес. - 2010. - №2.

 
3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года, Минэкономразвития России, Москва, 2010

 
4 www.mirkin.ru

 
5 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года, Минэкономразвития России, Москва, 2010

 
6 Росстат, “Группа восьми” в цифрах – 2009 г.

 
7 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р

 
8 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года, Минэкономразвития России, Москва, 2010

 
9 «ПВ» № 3-4, март, апрель 2011

 


Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики