Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей и эффективных путей воздействия на модернизацию экономики государственного стимулирования. Дляִ достиженияִ этойִ целиִ поставленыִ следующиеִ задачи:
уточнить понятие модернизация;
рассмотреть особенности государственной политики и основные направления государственного стимулирования (на примере инвестиционной и денежно-кредитной политики) в области модернизации экономики;
выполнить сравнительный анализ уровня развития государственного финансирования, современного состояния и проблем;
определить условия для создания новых механизмов государственной поддержки;
оценить посткризисные перспективы развития России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические аспекты модернизации экономики, роль государственного стимулирования……………………………………………..….4
1.1. Сущность модернизации экономики………………………………………….4
1.2. Идеология государственного стимулирования модернизации экономики....7
Глава II. Влияние взаимосвязи инвестиционной и денежно-кредитной политики на модернизацию экономики……………………………………………………...10
2.1. Государственная инвестиционная политика. Задачи, направления и инструменты воздействия……………………………………………………..……10
2.2. Основные направления денежно-кредитной политики государства….……13
Глава III. Влияние кризиса на государственное стимулирование модернизации экономики……………………………………………………………………….…...16
3.1. Проблемы развития государственного стимулирования……………….…..16
3.2. Преодоление посткризисных отрицательных последствий и перспективы развития………………………………………………………….………….……….21
Заключение……………………………………………………….……………….....24
Библиографический список……………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

 
Общий вывод по текущей ситуации с факторами инновационного развития России – несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в том числе, вследствие замедления роста, обусловленного кризисом 2008 - 2009 годов, в основном не достигнуты. (внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП планировалось довести к 2010 г. до 2%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке планировался в 2010 г. на уровне 15% (достигнуто 9,4), удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции планировался в 2010 г. на уровне 12%, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе должен был составитьִ15%ִвִ201ִ0г.), 
 
Созданная за последние годы весьма развитая инновационная инфраструктура  не задействована в полной мере компаниями реального сектора.

 
Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру (см. приложения, рис.1). 
 
Что касается денежно-кредитной политики, то мы сейчас, по сути, должны, так или иначе, исправлять или выправлять некие недоработки, которые у нас накопились из прошлого. Необходимо найти разумный баланс между решением текущих антикризисных или кризисных вопросов, без чего мы просто рискуем попасть совсем в сложное положение.

 
Наша экономика в предшествующие кризису годы в значительной степени была развернута в сторону внешней сферы. Масштабно росли корпоративные и внешние долги и у банков, и в реальной экономике. В условиях кризиса внешний и корпоративный долг немного, но уменьшился. Но это, скорее, тенденция, ставящая перед нами очень важный вопрос формирования и дальнейшего развития устойчивых механизмов внутреннего фондирования. Здесь другой вопрос, который носит более срочный текущий характер и касается создания эффективных антикризисных механизмов. Среди них и вопросы решения проблемы плохих долгов — как сделать, чтобы они не застопорилиִрешениеִпроблем. 
 
Мы имеем те проблемы, которые сложились у нас самих, но кризисная волна была инициирована извне. Поэтому учет внешних рисков крайне важен. В этой связи для информации: ФРС США, денежная база доллара. Как были устойчивы баланс ФРС и денежная база доллара — они за 8—9 лет менялись минимально, и вдруг, мгновенно за полгода, - рост более чем в 2 раза со всеми возможными рисками, связанными в этой связи с американским долларом и, возможно, с другими внешними шоками.

 
Итак, замена внешнего фондирования на внутреннее. Сделан большой прогресс, все отдают должное и подчеркивают заслугу Центрального банка: это валовой кредит Банка России кредитным организациям, какая ликвидность была предоставлена и какую роль сейчас играет Банк России в формировании ресурсной базы. Банк России все больше начинает играть ту роль, которая ему изначально должна была быть присуща - кредитора последнейִинстанции.  
 
В этой связи важны рефинансирование, залоги, расширение залогового списка, удешевление ресурсов. Ставка рефинансирования пока остается на более высоком, чем было бы необходимо, уровне. Да, эта ставка должна быть привязана к инфляции, но в развитых экономиках, когда было необходимо предотвратить кризис, она была установлена даже на более низком уровне, чем уровень инфляции, чтобы сделать ресурсы более доступными. Также необходимо расширение доступа к механизмам рефинансирования (учитывая все более растущую роль фондового рынка) участников фондового рынка и других участников. Все это позволило бы создать новые очаги стабильности наִвсехִрынках. 
 
По регулированию финансовых потоков. Несколько аспектов проблемы. О них много говорится. Например, если банкам дают деньги, как обеспечить, чтобы они их направляли в экономику, кредиты, доводя их до реального сектора? Как уменьшить возникающие кредитные риски? Равно как и предприятиям, чтобы они не уходили в валюту или предпочитали поддерживать наличность, не инвестируя ее на первоначальные цели.

 
А если даже все происходит нормально, например — банки деньги дали, предприятия их инвестировали, произвели продукцию, но произведенная продукция уже не имеет спроса. Вот как здесь быть, когда такие новые узлы возникают, требующие решения? То есть решение должно уже быть по всей вертикали имеющихся возможных подходов, уже нельзя локально проблему решать. Потому что одно связано с другим, а второе с третьим, причем как по горизонтали, так и по вертикали связей, а третье замыкается опять на первое. 
 
Как нам этот "узел" развязать? Необходимы комплексные подходы и по поддержке внутреннего спроса, и по регулированию финансовых потоков, и по уменьшению рисков. Если этот механизм будет работать, то это должно увеличитьִвозможностиִкредитования.

 
Введение гарантий по межбанковским кредитам является правильным решением. Эту практику начал Банк Англии. Но сейчас достаточно заслуживающая внимания инициатива Банка России развивается и прорабатывает и уже начинает апробироваться, когда в список активов, принимаемых для рефинансирования, начинают приниматься различные кредитные портфели. Здесь необходимо обратить внимание на риск, который будет заключаться в следующем: Центральный банк будет, наверное, брать на себя дополнительные риски, которые, в общем, являются рисками коммерческих организаций. Условия кризиса «заставляют» пойти на эти шаги.Нуженִоченьִаккуратныйִподход.  

3.2. Преодоление  посткризисных отрицательных последствий  и перспективы развития

 
Многоукладный характер российский экономики, принципиально различающиеся технологический уровень и институциональные условия развития различных секторов исключают возможность определения единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития. Государство будет содействовать росту инновационной активности компаний, повышению результативности их инновационной деятельности, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы инновационной деятельности. 

 
Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе экономики на инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений инновационного развития секторов российской экономики: 

  • повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий; 
  • разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;
  • быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с горизонтальной организацией; 
  • технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;
  • повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях.

 
Как результат, в перспективе Россия может достичь 5-10% доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая8: ядерные технологии; авиастроение; судостроение; программное обеспечение; вооружения и военная техника; образовательные услуги; космические услуги и производство ракетно-космической техники. 
 
Чтобы модернизировать экономику, государственная программа ее осуществления должна существовать не только в форме концептуальных намерений. Она должна быть построена на современных принципах стратегического и проектного управления и известна всем участникам рынка, включая население. Тогда менеджеры предприятий будут представлять себе, каким должен быть их вклад в реализацию программы модернизации, банки будут соответствующим образом формировать свою ресурсную базу и развивать инструменты финансовой поддержки модернизации, а государство – создавать соответствующие условия, законодательную базу и управлять реализацией программы и ее ресурсным обеспечением. 

 
По оценкам экспертов компании McKinsey&Company, тенденция к долгосрочному росту глобальных инвестиций сохранится, и потребность в них превысит к 2030 году 25% мирового ВВП. Это составит 24 трлн. долларов (для сравнения: в 2008 г. глобальный спрос на инвестиции составлял 11 трлн. долларов), в том числе в 4 трлн. долл. оценивается потребность в глобальных инвестициях в инфраструктуру, 5 трлн. долл. – в жилищное строительство9. 

 
Основным источником инвестиций являются, как известно, сбережения. Глобальный индекс сбережений падал 30 лет - до 2002 г., а потом начал расти - с 20,5% мирового ВВП в 2002 г. до 24% ВВП в 2008 г. По прогнозу компании McKinsey&Company в ближайшие годы индекс сбережений не будет расти, что во многом связано с изменением факторов роста экономик в развивающихся странах, прежде всего, в Китае9. 

 
Индекс сбережений в Китае в 2008 г. составил 50% национального ВВП. По мере повышения уровня жизни населения и стимулирования государством роста внутреннего потребления как источника роста национальной экономики индекс сбережений в Китае будет падать, что отразится на глобальном индексе. На глобальные сбережения и динамику их изменения в будущем большое влияние окажет также рост расходов, связанных со старением населения, особенно в странах в развитой рыночной экономикой.  
 
Наибольший дисбаланс спроса на инвестиции и сбережений ожидается к 2020г. 
 
Глобальные сбережения к 2030 г. составят, по оценкам, 23% общемирового ВВП, что окажется меньше потребности в инвестициях на 2,4 трлн. долларов. Этот разрыв будет тормозить экономическое развитие9.

 
Между тем согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений требуют поддержания государственных инвестиций на уровне не ниже 4 % ВВП.  
 
Рассчитывать на увеличение господдержки банковскому и реальному сектору российской экономики в этих условиях не приходится. Объемы финансовой поддержки проектов модернизации госкорпорациями будут ограничены их возможностями увеличения ресурсной базы, основным источником пополнения которой будут внешние заимствования. Объем портфеля кредитов, предоставляемых Внешэкономбанком, как национальным банком развития, предприятиям нефинансового сектора может увеличиться к 2016 г. примерно на 600-620 млрд. рублей или на 22 млрд.долларов9. 

 
Формула посткризисной денежно – кредитной политики в Российской Федерации, целеполаганием которой является стимулирование экономического роста и модернизации экономики России выглядит следующим образом:

 
- рост (таргетирование) монетизации + усиление роли механизма рублевой  эмиссии через рефинансирование  коммерческих банков + снижение (таргетирование) процента (ставки рефинансирования, других ставок процента центрального  банка) + введение частично администрируемых ставок процента + таргетирование инфляции + среднесрочное, замедленное ослабление рубля, сокращение разрыва между реальным эффективным курсом рубля и его номинальным курсом + счет капитала с использованием «квазирыночных» инструментов, направленных на ограничение потоков «горячих денег» (например, введение обязательного резервирования средств, обложение налогом средств, выводимых в короткие сроки, запрещение отдельных сделок, связанных с «carry trade» на денежном / валютном / срочном рынках, или инвестиций в отдельные финансовые инструменты, лимитирование позиций финансовых институтов и корпораций в привлечении краткосрочных внешних долгов для операций на финансовых рынках) + реализация крупных национальных проектов с участием центрального банка, обеспечивающих рост внутреннего спроса. Пример - «дешевая ипотека» с целевым рефинансированием на эти цели со стороны центрального банка под низкий (до 6 – 7%) процент (элементы «рационирования» кредита), с административными ограничениями процентной маржи по ипотечным кредитам, выдаваемым банками домашним хозяйствам.  
 
Формула посткризисной политики («мультитаргетирования»), призванной ослабить проблемы, накопившиеся в денежно-кредитной сфере, направленной на «нормализацию» финансовой системы, на снижение ее разбалансированности и рисков графически представлена на рис.2 (см. приложения).

 
Анализ возможных источников и инструментов финансирования модернизации российской экономики показывает, что обновление и техническое перевооружение основных фондов предприятий реального сектора экономики, а также создание новых высококонкурентных производств и продуктов может быть осуществлено в течение 5-7 лет только приִследующихִусловиях:  
 
- утверждения правительством программы, имеющей четкие сроки выполнения, количественные целевые показатели, отражающие ожидаемый результат модернизации, согласованную и скоординированную программу действий всех отраслей и регионов, ресурсное обеспечение; 

 
- внедрения в практику работы  министерств и ведомств единых принципов мониторинга реализации программы модернизации, разработанной на основе сбалансированных показателей планирования и бюджетирования всех участников программы, и ориентированной на достижение целевых стратегических показателей модернизации. 

Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики