Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:33, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей и эффективных путей воздействия на модернизацию экономики государственного стимулирования. Дляִ достиженияִ этойִ целиִ поставленыִ следующиеִ задачи:
уточнить понятие модернизация;
рассмотреть особенности государственной политики и основные направления государственного стимулирования (на примере инвестиционной и денежно-кредитной политики) в области модернизации экономики;
выполнить сравнительный анализ уровня развития государственного финансирования, современного состояния и проблем;
определить условия для создания новых механизмов государственной поддержки;
оценить посткризисные перспективы развития России.
Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические аспекты модернизации экономики, роль государственного стимулирования……………………………………………..….4
1.1. Сущность модернизации экономики………………………………………….4
1.2. Идеология государственного стимулирования модернизации экономики....7
Глава II. Влияние взаимосвязи инвестиционной и денежно-кредитной политики на модернизацию экономики……………………………………………………...10
2.1. Государственная инвестиционная политика. Задачи, направления и инструменты воздействия……………………………………………………..……10
2.2. Основные направления денежно-кредитной политики государства….……13
Глава III. Влияние кризиса на государственное стимулирование модернизации экономики……………………………………………………………………….…...16
3.1. Проблемы развития государственного стимулирования……………….…..16
3.2. Преодоление посткризисных отрицательных последствий и перспективы развития………………………………………………………….………….……….21
Заключение……………………………………………………….……………….....24
Библиографический список……………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………28
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты модернизации
экономики, роль государственного стимулирования…………………………………………
1.1. Сущность модернизации экономики………………………………………….4
1.2. Идеология государственного стимулирования модернизации экономики....7
Глава II. Влияние взаимосвязи инвестиционной
и денежно-кредитной политики на модернизацию
экономики…………………………………………………….
2.1. Государственная инвестиционная политика.
Задачи, направления и инструменты воздействия…………………………………………………
2.2. Основные направления денежно-кредитной
политики государства….……13
Глава III. Влияние кризиса на государственное
стимулирование модернизации экономики………………………………………………………
3.1. Проблемы развития государственного
стимулирования……………….…..16
3.2. Преодоление посткризисных отрицательных
последствий и перспективы развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг.
и его непосредственное влияние на развивающуюся
российскую экономику обусловили необходимость
изменений государственной политики,
направленной на модернизацию экономики.
В современной сфере экономики есть немало
противоречий. С одной стороны, Россия
выступает на мировом рынке как государство
с высоким потенциалом и одновременно,
с другой стороны, характеризуется какִтехнологическиִотсталаяִст
Необходимо отметить, что направление
на модернизацию экономики было задано
совсем недавно, а именно основы были заложены
в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020. Тем не менее, проблеме модернизации
экономики посвящены работы многих зарубежных
и отечественных ученых. К наиболее известным
ученым-экономистам, внесшим существенный
вклад, относятся: Аганбегян А.Г., Беляков
А.А., Григорьев Л., Кучуков Р., Пашковский
В.С, Рогова О.Л. Отдавая должное этим работам,
следует подчеркнуть, что они посвящены
фундаментальным проблемам модернизации,
в них сравнительно мало уделяется внимания
роли каждого звена экономики в посткризисных
условиях, в том числе и роли государства.
Именно поэтому проблема государственного
финансового стимулирования модернизации
экономики являетсяִактуальной.
Целью исследования является выявление
особенностей и эффективных путей воздействия
на модернизацию экономики государственного стимулирования. Дляִдостиженияִэтойִцелиִпоста
Объектом исследования данной работы
является государственная политика РФ,
направленная на модернизацию экономики.
При изучении данного объекта были использованы
следующие методы исследования: метод
научного познания; сравнительный метод;
изучение монографических публикацийִиִстатей;ִаналитиче
Сегодня Россия находится на этапе модернизации
своей экономики и перехода на инновационный
путь развития. В трансформационной экономике
рыночные преобразования в решающей степени
зависят от государства. Рассмотрим экономические
функции государства относительно стимулирования
модернизации экономики, так как именно
оптимальное сочетание рынка и государства
лежит в основе перехода на новый этап
социально-экономическогоִразви
^
Социально-экономический кризисы в ХХ-м
веке обрушили многие крупные индустриальные
страны – США, Германию, Японию и др. Вне
зависимости от причин кризисов эти страны
начинали свой новый подъём с коренной
модернизации экономики вплоть до её постиндустриальной
модели развития. Но это не означает, что
модернизация является следствием только
неких форс-мажорных обстоятельств –
войн, глубоких социально-экономических
кризисов и т.п. Наоборот, предназначение
модернизации заключаются в своевременном
и эффективном разрешении проблем, понимаемых
как проявление сложных противоречий,
в предупреждении рисков кризисного развитияִэкономикиִиִобщества.
Модернизация – это целенаправленный
процесс, постоянно инициируемый эффективным
государством и устремленным в будущее
бизнесом. Обновление отживших форм и
методов, а также производственного аппарата
хозяйствования, реализация новых возможностей
экономики и общества в рамках предсказуемых
ограничений, определяется решительностью,
квалификацией и эффективностью правительства
страны, активной поддержкой бизнеса,
объективностью и адекватностью их видения
долговременных национальных интересов
и целей, эффективностью и прогрессивностью
направленной на их обеспечение промышленной,
научно-технической и кадровой политики,
для осуществления которой власти и бизнесу
необходимы не только финансовые и иные
ресурсы, но и развитые институты хозяйственного
и гражданского права, кредитно-финансовой,
налоговой,ִтаможеннойִиִдеятел
Таким образом, модернизация экономики
– это насущная и объективная необходимость,
вызванная стремлением государства обеспечить
свои национальные интересы путем поддержания
высокой и долговременной социально-экономической
стабильности в стране, укрепления своих лидирующих позиций в мире
по показателям благосостояния, экономической
мощи, обороноспособности, безопасности
(в т.ч. экономической и технологической),
конкурентоспособности на рынках товаров
и услуг, и т.д. Политика модернизации в
любой стране всегда связана с преодолением широкого
спектра общих и специфических проблем
(социально-экономических, финансовых,
технических, кадровых и др.), с учетом
реальных экономических угроз, возможностей
и ограничений.
В общем случае модернизация экономики
может осуществляться не только разными альтернативными
путями, но и разными способами с точки
зрения определения стратегии и масштаба
намечаемых действий и изменений.
Выбор пути (один путь – модернизация
экономической иерархической системы
сверху, другой – модернизация снизу)
имеет принципиальное значение. От этого
зависит степень участия и воздействия
государства на достижение задач и целей
модернизации. В случае выбора первого
пути – роль государства сводится к жесткому
регулированию, т.е. к перераспределению
валового внутреннего продукта в его пользу,
к концентрации в его руках ресурсов, необходимых
для массовых инвестиций в реконструкцию
народного хозяйства, к выбору отраслевых
приоритетов в направлении усиления администрирования.
Второй путь предполагает доминирующую
роль низовых звеньев экономики – предприятий
и их корпоративных объединений, рыночных
сил, частной инициативы. Роль государства
в этом случае сводится к созданию условий
и институтов инициативного,самостоятельного
и самоподдерживающегося хозяйствования
предприятий. Россия обладает опытом модернизации
и по первому, и по второму пути. В силу
долговременности переходной экономики,
характерной для создавшейся в России
ситуации эти два пути следует разумно
и рационально сочетать: не дано времени
на ожидание, когда государство и общество
общими усилиями создадут эффективно
действующие институты илиִмодернизируютִсуществующие
По масштабам реализационных мероприятий
модернизацию можно подразделять на модернизацию
в широком смысле, когда объектом радикального обновления становится социально-экономическая
система государства, повышение уровня
её стратегической конкурентоспособности
или даже выживаемости в исторической
перспективе, и на модернизацию в более
узком смысле – когда эволюционным путем
обновляется только производственная структура экономики, в основном, – её производственно-
В первом случае предпринимаются кардинальные
изменения: целями и объектами модернизации
становятся продуктовые ряды современного
технологического уровня, способные конкурировать
с продукцией мирового уровня; проводится
обновление производственного аппарата
и технологий до уровня соответствия современным
достижениям науки, техники, организации
производства; происходит органическое
включение в мировые инновационные процессы, многовекторная
интеграция в мировую экономику (в различные
сектора её рынков), использование всех
важных новшеств, в том числе в области
организации и управления; ведется переподготовка
(подготовка) и переквалификация кадров; осуществляются структурные сдвиги в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям индустриального и постиндустриального развития, что предполагает повышение в ВВП и экспорте доли наукоёмких продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новых информационных
технологий, уход от преимущественно сырьевой ориентацииִэкспорта.
Во втором случае институциональная
система, организационная, структурная,
фондообразующая и нормативно-правовая
основа экономики целенаправленно и постепенно
адаптируется под новые задачи её развития
как ответ на вызовы конкуренции на глобализирующихся
рынках товаров, услуг,технологий.
Наша страна, по крайней мере, дважды
в прошлом веке достаточно целеустремленно
и успешно проводила подобную модернизацию,
не ломая институциональных устоев создаваемой
почти три четверти столетия социально-экономической
системы. И лишь «перестройка и ускорение»
не оправдали возлагавшихся на них ожиданий.
Выяснилось, что у правящей элиты огромной
страны (партийной, хозяйственной, парламентской,
региональной) отсутствуют не только единство
в понимании её интересов и адекватное
восприятие сложившейся экономической
ситуации, но и необходимая теоретическая
и практическая квалификация для решения
проблемִкореннойִмодернизацииִ
Следует отметить, что острота проблемы
модернизации была в то время менее чувствительной,
нежели сейчас. Тогда целью модернизации
была реконверсия части основных фондов,
ускорение научно-технического развития
для преодоления стремительно нараставшего
технологического отставания от западных
стран, развитие потребительского рынка
и сферы услуг, и т.д. Сейчас проблема модернизации
многократно усложнилась, распространившись
на устаревшие, практически не обновляемые
полтора десятилетия основные фонды и
инфраструктуру, на воссоздание разрушенных
отраслевой науки и системы подготовки
рабочих кадров и на многиеִдругиеִтрудноִрешаемыеִ
Следует учитывать, что проблема модернизации
в России сейчас усугубилась усилением
негативной демографической тенденции, которая
является хотя и трудно, но исправимой.
Иначе сил на реализацию упущенных возможностей
может и не хватить. Для модернизации страны
необходимы растущий вклад и преобладание
в структуре населения полной сил и новых
знаний молодежи.
Таким образом, сейчас России необходимо
решать проблему модернизации в её широком
понимании, т.е. как радикальное обновление
и создание новых структурных элементов
социально-экономической системы государства.
^
Какая должна быть идеология модернизации?
Эту идеологию необходимо выстраивать
таким образом: общая система и коррекция
этой системы. Надо уходить от финансового
капитализма (такого понимания) и создавать
в духе идей еще 70-х и сегодняшних идей
Президента Франции Н. Саркози и других,
а также наших идей, некий, «гибрид» разных
критериев социалистической и капиталистической
экономик. Все-таки нужно, видимо, выстраиватьִидеологиюִименноִв
Без идеологии невозможно. Люди привыкли жить и работать в каких-то
координатах. В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года заложены
идеи модернизации, но все-таки неясна
вся модель. Это исходная база. Она, конечно, требует глубокой проработки, но, тем не
менее, такая оценка должна быть.
Конечно, главное — это диверсификация
экономики на инновационной основе. В
чем здесь проблема? Это проблема перелива капитала, то есть использования
доходов, получаемых в экспортных отраслях. Все-таки, сейчас диверсификация доходов очень слабая, кроме
"ЛУКОЙЛа", который создал колонки-заправки по всему миру, очень мало таких примеров
положительных. Значит, нужна диверсификация,
нужна программа этой диверсификации,нужныִконкретны
Теперь рассмотрим вопрос о расходах
бюджета инвестиционного характера. Сейчас
многие в Институте экономики будут готовить
заключения по федеральному бюджету. На
наш взгляд, инвестиционная активность
должна быть обеспечена путем увеличения
бюджетного инвестирования. Почему национальные
проекты хуже всего финансируются? Не отлажена вся система: и взаимодействия
с банками, и вопросы эффективности, оценки
этой эффективности. Балансовые связи
совсем не проработаны, и в результатеִэтиִпрограммыִвִтак
Когда мы говорим об увеличении инвестиционных расходов в федеральном бюджете,
нам нужно решать массу организационных вопросов.
Так, например, почему из НЭПа, вдруг перешли
вроде бы в противоположное направление, начали создавать
индустриальные проекты и развивать планы пятилеток?
Да потому что просто саморазвитие рыночного
механизма не дает этой концентрации ресурсов
и решения главных стержневых проблем. Кто-то прорывается вперед,
кто-то отстает. Но действительно ли такой подходִправильный,какִпринятоִ
Чтобы идти по пути диверсификации, должна
меняться, конечно, банковская система,
идеология банков. Банки из расчетных
центров и кредитных организаций превратились
в основном в игроков спекулятивного характера.
Банкир очень авторитетный, знающий, наверное, не согласится,
но, все-таки спекулятивная составляющая
очень велика. Возможно, должны быть просто агентства, и они
должны иметь некоторую фиксированную норму прибыли.
Теперь о фьючерсах и деривативах этой
спекулятивной части. Весь подъем сырьевых
цен связан с тем, что переоценены ожидания.
Есть попытка через фьючерсы посмотреть
на цены, обеспечит определенную гарантию.
Но там спекулятивная составляющая очень
велика, и Россия не должна была бы быть
заинтересована в максимизации до 100% или
80 %, она должна строить свою экономику
из более или менее «нормальной цены».
Сейчас прозрачности цен нет. В результате,
почему же заинтересована Россия в такихִвысокихִценах?Ответִпрос
Если подтверждать статистикой, то в
Лондоне наши бизнесмены с 2000 года купили недвижимости на 300 миллиардов долларов2, это означает очень просто. Компонента таких цен играет исключительную роль, и опять действуют две цены
в этом процессе, образуется разница, большие доходы.
То есть утечка идет из платежного баланса, это очень
важно. И, наверное, она больше, чем мы отчитываемся.
Видимо, в этом заинтересованность высоких цен.
Что касается второй волны кризиса, то
присутствует сложный вопрос — девальвация
и ревальвация. Есть еще американская система, которая насыщает платежными средствами
мир, объем этих средств огромен. Скажется
ли он на курсе рубля? Действует какой-то
очень интересный симбиоз. Поэтому вероятность второй волны кризиса
— это вялотекущей ситуации. То есть, может быть,
это, наверное, самое худшее, что ситуация будет
законсервирована на каком-то уровне с какими-то изменениями.
И это даже, может быть, хуже, чем некие
более резкие движения.
Какие меры могли бы быть предприняты? Могла бы быть заложена логика
государственно-частного партнерства, но при одном условии,
что бизнес, все-таки, и интересы наших
крупнейших олигархов будут сопряжены с национальнымиִинтересамиִстран
Нужен технологический план модернизации,
и над ним необходимо думать, как о стратегическом
документе. Но его нужно создавать не просто опять
на уровне только методик, а на уровне
конкретной проработки. Вот, создана Комиссия
по модернизации. Она хочет что-то сделать.
Но как она это делает? Так, вопросам модернизации
в бюджете предусматривают 10 миллиардов2, и это — на все пять направлений. Но ведь 10 миллиардов — это, безусловно, очень мало. А с другой стороны, есть ли у Комиссии какие-то
реальные механизмы работы? Вот мы возвращаемся
к тому, что, по-видимому, их нет.
И что происходит с бюджетом? Идут поиски для того, чтобы поднять промышленность.
Счетная палата работает. Нашли 3 триллиона
руб.2, чтобы покрыть дефицит. Бюджет, в каком виде его сейчас представят,
конечно, придется утверждать, но параллельно
необходимо сделать бюджет развития, проработку. В свое время Витте делал этот бюджет.
Например, в Минфине СССР вели очень большую
работу в этом направлении. Разделили экономику
на две крупные части: нефтегазовую, не
нефтегазовую. Это, практически, и есть
бюджет развития. Может быть, вернуться
к этой идее, а также сделать параллельный документ о расширении доходов
бюджета. Если это будет сделано, это обеспечит
хоть какую-то координацию. А сейчас именно
такой координации и не хватает.
Правильная экономическая политика государства
гарантирует успешное развитие страны
в целом. После кризиса для России приоритетными
остаются задачи формирования конкурентоспособной
экономики, а именно: поддержание устойчивого
экономического роста, нормализация деятельности
финансового и банковского сектора, повышение
инвестиционной активности, укрепление
финансового положения предприятий и
т.д.
Под инвестиционной политикой государства
понимается комплекс целенаправленных
мероприятий, проводимых государством
для создания благоприятных условий для
всех субъектов хозяйствования с целью
оживления инвестиционной деятельности
и подъема национальной экономики, повышения
эффективности инвестиций и решения социальных
задач.
Задачи инвестиционной политики государства
определяются ее целью и экономической
ситуацией в стране. К ним можно отнести:
- выбор и поддержку развития
отдельных регионов и отраслей экономики;
- поддержку развития малого и среднего
бизнеса;
- обеспечение сбалансированного
развития отраслей экономики;
- реализацию программы
- стимулирование развития
- обеспечение конкурентоспособности
отечественной продукции и др.
В общем плане государство может влиять
на инвестиционную активность при помощи
различных рычагов: финансовой, денежно-кредитной
и налоговой политики, предоставлением
самых различных налоговых льгот предприятиям,
вкладывающим денежные средства на реконструкцию
и техническое переоснащение производства;
амортизационной политики; путем создания
благоприятных условий для иностранных
инвесторов и др.
Например, известно, что повышение ставки
налога на прибыль увеличивает инвестиционную
привлекательность проекта, при этом наибольшая
выгода для инвестора наблюдается при
нелинейной амортизации. Оптимальная
налоговая ставка при линейном и нелинейном
методах амортизации находится в интервале
от 60% до 70%, а дальнейшее увеличение ставки
налога снижает инвестиционную привлекательность
проекта. Таким образом, подобная целесообразная
налоговая политика государства позволит
повысить инвестиционную активность предприятий,
необходимую для выхода страны изִэкономическогоִкризиса.
Итак, в 2005 году были впервые приняты
Основные направления политики Российской
Федерации в области развития инновационной
системы на период до 2010 года, в 2006 году
– Стратегия развития науки и инноваций
в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
За последние годы значительно увеличено
финансирование науки за счет средств
государства – как в части фундаментальной
науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 гг.), так
и в части прикладных разработок, в том
числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская
венчурная компания»), Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
Государственную корпорацию «Роснанотех»,
поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий.
Значительные усилия предприняты в стимулировании
исследовательской деятельности и инновационного
развития в высшем образовании. Реализована
финансовая поддержка инновационных программ
57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено
30 млрд. рублей), почти трем десяткам университетов
на конкурсной основе был присвоен статус
национальных исследовательских университетов,
получателям которого выделены средства
на реализацию программ развития, включая
создание инновационной инфраструктуры,
развитие исследовательской деятельности
(в 2009-2010 годах на все программы развития
было выделено 8,42 млрд. рублей, всего на
данный момент статусом НИУ обладают 29
ведущих российских вузов). Реализуются
меры по привлечению к исследовательской
работе в российских вузах ученых с мировым
именем, по поддержке кооперации вузов
с предприятиями, дальнейшему развитию
вузовской инновационной инфраструктуры
(на эти цели из федерального бюджета в
течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет
выделено 90 млрд. рублей)3.
Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики