Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:33, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей и эффективных путей воздействия на модернизацию экономики государственного стимулирования. Дляִ достиженияִ этойִ целиִ поставленыִ следующиеִ задачи:
уточнить понятие модернизация;
рассмотреть особенности государственной политики и основные направления государственного стимулирования (на примере инвестиционной и денежно-кредитной политики) в области модернизации экономики;
выполнить сравнительный анализ уровня развития государственного финансирования, современного состояния и проблем;
определить условия для создания новых механизмов государственной поддержки;
оценить посткризисные перспективы развития России.
Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические аспекты модернизации экономики, роль государственного стимулирования……………………………………………..….4
1.1. Сущность модернизации экономики………………………………………….4
1.2. Идеология государственного стимулирования модернизации экономики....7
Глава II. Влияние взаимосвязи инвестиционной и денежно-кредитной политики на модернизацию экономики……………………………………………………...10
2.1. Государственная инвестиционная политика. Задачи, направления и инструменты воздействия……………………………………………………..……10
2.2. Основные направления денежно-кредитной политики государства….……13
Глава III. Влияние кризиса на государственное стимулирование модернизации экономики……………………………………………………………………….…...16
3.1. Проблемы развития государственного стимулирования……………….…..16
3.2. Преодоление посткризисных отрицательных последствий и перспективы развития………………………………………………………….………….……….21
Заключение……………………………………………………….……………….....24
Библиографический список……………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………28
Начата работа по формированию национальных
исследовательских центров (на базе Курчатовского
института создан первый такой центр).
Сформирована инфраструктура поддержки
инновационной деятельности – технико-внедренческие
особые экономические зоны, предусматривающие
значительные льготы инновационным компаниям,
технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах,
центры трансфера технологий, центры коллективного
пользования уникальным оборудованием
и др. Начата на конкурсной основе поддержка
создания и развития инновационных кластеров.
Положено начало созданию новой российской
«территории инноваций» в подмосковном
Сколково, где создается беспрецедентный
правовой режим, минимизирующий административные
барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.
Создается система софинансирования
государством инновационных проектов
частных компаний – через управляющую
организацию проекта Сколково, а также,
в перспективе, через Российский фонд
технологического развития после его
реорганизации. В отношении компаний с
государственным участием формируется
система поддержки разработки и реализации
ими программ инновационного развития.
Проведена значительная работа по совершенствованию
правового режима инновационной деятельности
– уже введены и продолжают вводиться
необходимые налоговые льготы. Принят
закон, разрешающий бюджетным учреждениям
образования и науки создавать малые инновационные
предприятия, за первый год его применения
уже создано около 600 малых инновационных
предприятий при вузах и научных организациях.
Совершенствуется таможенное регулирование
экспорта инновационной продукции.
Важно и то, что в последние два-три года
вопросы стимулирования инноваций вынесены
на самый высокий политический уровень.
Создана Комиссия при Президенте Российской
Федерации по модернизации и технологическому
развитию, в рамках которой определены
государственные научно-технологические
приоритеты, начато финансирование конкретных
проектов в рамках этих приоритетов. Повышен
статус Правительственной комиссии по
высоким технологиям и инновациям. Тема
модернизации и инноваций находится в
постоянном фокусе политического руководства
страны.
Российская экономика и ее финансовая
составляющая — небольшие по размерам,
разбалансированные системы, занимающие
нишу в 1–2% в мировом хозяйственном и финансовом
обороте. Как следствие, российская финансовая
система объективно является преимущественно
«пассивным» объектом, отражающим с кратным
усилением воздействие внешних глобальных
факторов, формирующих мировую экономическую
и финансовую динамику.
Соответственно, в экономике России не
в полной мере действуют механизмы тонкой
настройки денежно-кредитной политики,
используемые в развитых странах в отсутствие
кризиса. Они всегда схожи с той политикой,
которую центральные банки развитых стран
применяют только в кризисных ситуациях.
При этом использование инструментов
денежно-кредитной политики не носит характера
регулирования «долей процента». Более
широкое применение по сравнению с индустриальными
странами имеют нерыночные инструменты
центрального банка (лимиты кредита, процента,
эмиссии, прямые запрещения и ограничения
на операции, на виды сделок, на финансовые
инструменты, на рынки, на финансовые стратегии и т.п.
С учетом экономических особенностей
Российской Федерации, состояния ее финансового
сектора, сложившихся связей с глобальными
финансами и посткризисного характера
мировой экономики главная задача денежно-кредитной
политики сегодня — повысить финансовую
глубину российской экономики, существенно
снизить разбалансированность финансовой
системы с тем, чтобы лучше противостоять
негативным экстерналиям. Демонстрация
повышенной устойчивости в волнах мировой
финансовой динамики, в свою очередь призвана
увеличить влияние российской экономики
в глобальных финансах.
Чем выше финансовая глубина экономики,
ее насыщенность деньгами, финансовыми
инструментами, финансовыми институтами,
чем более она оценена, тем лучше условия
для модернизации экономики и ее устойчивого
роста. По критерию финансовой глубины
должен быть обеспечен переход России
из серединной группы развивающихся экономик
в группу «новых индустриальных стран».
В этой связи необходима денежная политика,
направленная на сбалансированный рост
монетизации к 2012 г. (Денежная масса / ВВП)
до 60 – 65% ВВП, к 2015 г. – до 70 - 80% (Россия
в 2007 г. – около 40%, средний уровень развитых
стран - 80 - 120%, Китай – более 160% в 2008 г.).
Как следствие, должно произойти увеличение
насыщенности кредитами до 60-70% (Кредиты
экономике и населению / ВВП), среднего
уровня капитализации рынка акций к ВВП
– до 80 – 85%4.
Преодоление разбалансированности финансовой
системы главным образом заключается
в переходе от спекулятивной модели финансовой
системы и финансового рынка, зависимых
от внешних инвестиций, к устойчивой модели,
основанной на балансе внутреннего и внешнего
денежного спроса, ориентированной на
длинные инвестиции, модернизацию экономики
и финансирование инноваций.
Более того, конкурентоспособность экономики
и финансовой системы России и его потенциал
в выполнении своих функций, финансовый
суверенитет должны обеспечиваться на
основе опережающего роста внутреннего
платежеспособного спроса по сравнению
с внешним. Денежно-кредитная политика
может внести только частичный, хотя и
эффективный вклад в решение этой задачи.
Наилучшей ситуацией для России были бы
рост нормы накопления, снижение позитивного
сальдо торгового баланса за счет увеличения
импорта технологий и оборудования, ослабление
повышательного давления на рубль, расширение
прямых иностранных инвестиций в ущерб
портфельным (при максимизации стимулирования
ПИИ), отказ от политики вывода «избыточной
ликвидности» в международные резервы,
переход от механизма рублевой эмиссии
против валютных поступлений к смешанному
механизму эмиссии, во многом основанному
на рефинансировании коммерческих банков
под кредиты реальному сектору (с укреплением
внутреннего платежеспособного спроса,
как следствие).
Должно быть обеспечено привлечение
масштабных объемов прямых иностранных
инвестиций на волне долгосрочного роста
мировой экономики в посткризисный период,
при обеспечении устойчивости финансовой
системы к финансовым инфекциям, спекулятивным
атакам, перегревам рынка и иным рыночным
шокам.
Как показывает международная практика,
центральные банки развитых стран неизбежно
втягиваются в регулирование экономической
активности, содействуют устойчивости
экономического роста на основе изменения
объемов денежной ликвидности, курса национальной
валюты, процента, прямой поддержки системообразующих
финансовых институтов, осуществляющих
финансирование реального сектора и домашних
хозяйств.
В глобальных финансах, основанных на
либерализованных счетах капиталов и
свободном рыночном формировании курсов
валют, неизбежны риски потоков горячих
денег, спекулятивных атак, манипулирования
открытыми рынками малых развивающихся
экономик, финансовых инфекций. Только
полное осуществление функции макропруденциального
надзора способно предупредить негативные
внешние воздействия, ведущие к разрушительным
последствиям для национальных финансовых
рынков.
Касательно глобализации денежно-кредитной
политики, можно сказать, что крупные международные
резервы, валютный курс, трансграничные
потоки капитала, процент, фондовые индексы,
курсы ценных бумаг международных корпораций
российского происхождения, проникновение
валют (рубля за границы Российской Федерации,
долларизация, евроизация – внутри этих
границ) – всеми этими составляющими финансовая
система России входит в глобальные финансы.
Ключевая задача здесь – быть заметными,
расширять координацию практической политики
с другими центральными банками (развивающиеся
страны, СНГ, БРИК и т.п.), вести более активную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту собственных интересов, на расширение
использование рубля в международном
обороте, на формирование причинно-следственных
связей между поведением Банка России
и конъюнктурой глобальных и региональных
(постсоветское пространство, Центральная
и Восточная Европа) финансов.
В конечном итоге, подобная политика
будет содействовать созданию нового
международного финансового центра, с
концентрацией ликвидности по операциям
в Российской Федерации.
Чтобы достичь цели, ее надо иметь. Чтобы
реализовать программу модернизации,
ее надо сформулировать, задав количественно,
целевые стратегические показатели, характеризующие
ожидаемый результат достижения целей
специально разработанной программы.
Однако государственной программы и плана
модернизации российской экономики не
существует. Заложенные в Концепцию долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года идеи модернизации
носят больше политический, во многом
декларативный характер. Поэтому каждый
субъект экономики понимает модернизацию
по-своему, и все действуют разрозненно,
преследуя исключительно индивидуальныеִцели.
Кризис 2008 - 2009 годов высветил слабые
стороны, звенья в наших экономических
подходах, о чем все говорили и писали
не раз: о том, что у нас опора на внешние
ресурсы, что у нас не развит финансовый
рынок, что у нас отсутствуют длинные деньги,
что у нас недиверсифицированная экономика.
То есть все это было известны и ранее,
но кризис, как «момент истины»,обозначилִключевуюִлин
^
Мировой экономический кризис 2008-2009 годов
серьезно усложнил для России выход на
траекторию модернизации экономики. Ухудшилось
финансовое состояние предприятий, что
препятствует наращиванию доли негосударственного
финансирования сектора исследований
и разработок. В условиях сокращения доходов
бюджета более жесткой стала бюджетная
политика, что ограничивает возможности
использования государством финансовых
стимулов для наращивания инновационной
активности. Необходимость поддержания
достигнутого уровня социальной защиты
населения, пенсионного обеспечения в
условиях снизившихся доходов бюджета,
негативных демографических трендов,
связанных со значительным сокращением
численности экономически активного населения,
обусловила определенный рост нагрузки
на бизнес в части социальных платежей.
Это дополнительно ограничивает для бизнеса
возможность инвестирования в инновационноеִразвитие.
Из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской
Федерации до 2015 года результатов на I
этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь менее
трети от запланированных показателей.
При этом, большинство показателей оказались
ниже предусмотренных инерционным сценарием
(не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках
Стратегии), а некоторые демонстрировалиִнегативнуюִдин
На втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения
Стратегии развития науки и инноваций
в Российской Федерации до 2015 года средний
уровень достижения запланированных показателей составил около 40%, а большинство
показателей по-прежнему не достигают
даже уровня, предусмотренного инерционным
сценарием, по отдельным ключевым показателямִсохраняетсяִнегати
В целом, не удалость переломить ряд значимых
для инновационного развития тенденций.
Не удалость кардинально повысить инновационную
активность и эффективность работы компаний,
в том числе государственных, создать
конкурентную среду, стимулирующую использование
инноваций. Еще многое нужно сделать для
налаживания взаимодействия науки и бизнеса,
повышения уровня коммерциализации научных
разработок в России до уровня развитых
стран ОЭСР. Государственные средства,
выделяемые на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, в большинстве
секторов экономики расходуются недостаточно
эффективно. Не удалось решить проблему
старения научных кадров, хотя для улучшения
ситуация государствоִпредпринялоִзначит
Ключевой проблемой является в целом
низкий спрос на инновации в российской
экономике, а также его неэффективная
структура – избыточный перекос в сторону
закупки готового оборудования за рубежом
в ущерб внедрениюִсобственныхִновыхִра
Ни частный, ни государственный сектор
не проявляют достаточной заинтересованности
во внедрении инноваций. Уровень инновационной
активности предприятий значительно уступает
показателям стран-лидеров в этой сфере.
Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются
в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в
странах ОЭСР , 2,77% ВВП в США,3,44%ВВПִвִЯпонии5.
Баланс платежей за технологии с положительного
в 2000 г. (20 млн. долл.) поступательно снижался
и в 2009 году составил -1000,8 млн. долл. При
этом примерно за это же время, страны-лидеры
в области инноваций достигли существенного
увеличения профицита технологического
баланса (США в 1,5 раз, Великобритания в
1,9 раз, Япония в 2,5 раза)6.
Одновременно начинает формироваться
новая неблагоприятная тенденция отставания
в достижении показателей, предусмотренных
Основными направлениями деятельности
Правительства РФ на период до 2012 года7 в частиִнаукиִиִинноваций.
Эти тенденции определяют необходимость
корректировки проводившейся до сих пор
политики в сфере инноваций, смещения
акцентов с наращивания общих объемов
поддержки по всем составляющим национальной
инновационной системы на радикальное
повышение эффективности, концентрацию
усилий государства на решении критических
для инновационногоִразвитияִпробле
При этом следует четко определить границы
и принципы участия государства в инвестиционном
процессе с учетом специфики периода развитияִроссийскойִэкономики.
Во-первых, при анализе возможностей
усиления роли государства в инвестиционной
сфере необходимо понимать, что влияние
государства должно иметь объективные
пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми
возможностями, а с другой стороны, тем,
что рост присутствия государства в экономике
должен способствовать притоку частных
инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает
повышение эффективности государственной
долгосрочной политики и конкретных действий
при сохранении рыночных свобод и стимулировании частныхִинвестиций.
Во-вторых, в силу жестких ресурсных ограничений
и неструктурированных рыночных механизмов
инвестирования государственная политика
в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться
на принципах выбора приоритетных направлений.
Данная специфика воздействует и на формы
участия государства в инвестиционной
деятельности. Известно, что в рыночной
экономике роль государства как непосредственного
инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих
производств, социальной сферы и отраслей,
имеющих особое государственное значение.
Однако большее значение приобретает
регулирование инвестиционного процесса,
направленное на создание благоприятного
климата для частных инвесторов.
Таким образом, как государственное инвестирование,
так и государственное регулирование
инвестиционной деятельности должны быть
направлены на поддержку приоритетных
отраслей и производств, носить взвешенный
и системный характер. При определении стратегических приоритетов
необходимо исходить из имеющихся конкурентных
преимуществ на мировом рынке, опираясь
на наличие научных разработок. В настоящее
время к отраслям, где сохраняются потенциальные
преимущества, можно отнести авиацию,
металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение,биотехнологиюִи
Важным условием эффективности государственной
инвестиционной политики является разработка
концепции структурной перестройки производственного
сектора, особенно в части приоритетных
направлений. На их основе должны быть определены
стратегии и механизм инвестирования
для различных групп предприятий, масштабы,
формы и методы государственной поддержки,
модели организации производственных
структур с учетом реально сложившихся
в российской экономики условий, в томִчислеִиִинституциональных.
В российской экономике традиционно
носителями конкурентных преимуществ
являются крупные производственные комплексы.
Именно крупные корпорации, обладающие
научно-техническим потенциалом, возможностями
мобилизации ресурсов и эффективной интеграции
в мирохозяйственные связи, могут выступить
основой подъема и ускоренного развития
экономики. Предприятия мелкого бизнеса,
имеющие, несомненно, большое значение
для функционирования рыночной экономики,
в настоящее время характеризуются крайне низким
техническим уровнем и отсутствием инвестиционных
ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочкахִкрупныхִструктур.
Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики