Финансовый котнтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы финансового контроля, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения не только на предприятиях, но в целом в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть организацию финансового контроля на примере строительного предприятия РСУ 1 УГП «Трест «Гродногорстрой».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность, значение и необходимость финансового контроля 7
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовая база финансового контроля 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТР0ИФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РСУ-1 УГП «ТРЕСТ «ГРОДНОГОРСТРОЙ» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика РСУ-1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 24
2.2. Анализ организации внутрихозяйственного финансового контроля в РСУ-1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 31
2.3 Организация контроля за наличием товарно-материальных ценностей и денежных средств РСУ 1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 45
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РСУ-1 УГП «ТРЕСТ «ГРОДНОГОРСТРОЙ» 53
3.1. Основные направления совершенствования организации внутрихозяйственного финансового контроля РСУ – 1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 53
3.2. Расчет экономической эффективности от внедрения проектных предложений……………………………………………………………..………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

для печати .docx

— 192.38 Кб (Скачать)

     Но  в РСУ-1 имеют место серьезные недостатки организации внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств:

     - часто в помещение кассы допускаются лица, не имеющие отношения к ее работе;

     - отсутствует программа внутрихозяйственного контроля за использованием денежных средств.

     Поэтому разработаны рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков. Для совершенствования внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в РСУ-1:

     - дубликаты ключей от сейфа  и кассы должны храниться в  сейфе руководителя;

     -  производить прием и выдачу денег по кассовым ордерам только в день их составления;

     -  разработать программу для организации  внутреннего контроля за использованием денежных средств предприятия.

      Формой контроля обеспечения сохранности денежных средств в кассе РСУ 1 являются ежемесячно проводимые инвентаризации кассы. Результаты инвентаризаций кассы за год (октябрь 2009-сентябрь 2010) можно представить в таблице 2.8. 

Таблица 2.8

Результаты  проведения инвентаризации кассы

Дата  проведения инвентаризации Период  за какой проводилась инвентаризация Результаты  инвентаризации,

отклонения (+,-)

Излишки Недостачи
29.10.2009 за октябрь 2009 не выявлено не выявлено
30.11.2009 за ноябрь 2009 не выявлено не выявлено
15.12.2009 за декабрь 2009 не выявлено не выявлено
29.01.2010 за январь 2010 не выявлено не выявлено
26.02.2010 за февраль 2010 не выявлено не выявлено
18.03.2010 за март 2010 не выявлено не выявлено
30.04.2010 за апрель 2010 не выявлено не выявлено
07.05.2010 за май 2010 не выявлено не выявлено
30.06.2010 за июнь 2010 не выявлено не выявлено
30.07.2010 за июль 2010 не выявлено не выявлено
31.08.2010 за август 2010 не выявлено не выявлено
30.09.2010 за сентябрь 2010 не выявлено не выявлено

     Источник: собственная разработка по данным отчетности РСУ 1 

     В конце процесса инвентаризации кассы  составляется акт инвентаризации наличных денег и других ценностей находящихся  в кассе по установленному образцу  (Приложение ).

     Проведя анализ инвентаризации кассы за год (период с октября 2009 г. по сентябрь 2010 г.) можно сделать выводы, что  в основном инвентаризация кассы  проводится на последний рабочий  день календарного месяца, что свидетельствует  о подготовке кассира к инвентаризации. Только 3 раза за год: в декабре 2009, в  марте 2010 и в май 2010 года были проведены  внезапные проверки кассы, по результатам  которых излишек и недостач выявлено не было. Это свидетельствует об организации внутреннего контроля за наличием денежных средств в кассе  предприятия на должном уровне. Однако рекомендуется проводить внезапные  проверки не реже одного раза в два  месяца.

      В заключение данного пункта дипломной  работы можно сделать вывод, что  контроль за наличием товарно-материальных ценностей и движения наличных денежных средств РСУ 1 проводится в ходе инвентаризации.

 

3. Разработка направлений  совершенствования  организации внутрихозяйственного  финансового контроля  РСУ-1  УГП «Трест  «Гродногорстрой»

3.1. Основные направления  совершенствования   организации внутрихозяйственного  финансового контроля  РСУ – 1 УГП  «Трест «Гродногорстрой»

 

      Совершенствование организации финансового контроля  - это непрерывный процесс обоснования  и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон, контроль и выявление "узких" мест на основе непрерывной оценки соответствия системы контроля внутренним и внешним  условиям функционирования организации.

      Основные  направления совершенствования  организации финансового контроля РСУ 1 и Треста Гродногорстрой являются:

      1.Улучшение  качества законодательного процесса (на уровне государства).

      2.Информационные  и координационные институты  финансового контроля. Необходимо  создать информационные и координационные  институты финансового контроля  для обеспечения оперативных  контактов между государственными  органами и субъектами хозяйствования, юридически обеспечить участие  этих организаций в законодательной  деятельности.

      3.Периодическое  перераспределение обязанностей  между работниками.

     4.Внедрение  системы бюджетирования, основой  которого является непрерывность  планирования, т.е. взаимосвязь стратегического,  средне- и краткосрочного планирования, анализа и контроля за исполнением  запланированного.  

      5.Регламентация  деятельности на основе специальных  схем последовательности операций.

      6.Оценка  продуктивности сотрудников отдела  внутреннего контроля.

      7.Система  подготовки, отбора, повышения квалификации  и совершенствования профессиональных  качеств контролеров. 

      8.Всеобщая  инвентаризация предприятия. 

      9.Совершенствование  внутреннего контроля.

     Важнейшая процедура системы внутреннего  контроля - учет расходов и доходов  по соответствующим центрам ответственности  и центрам затрат. Учет по центрам  ответственности позволяет формировать  показатели, характеризующие вклад  отдельных подразделений и управленцев  в общий результат строительной организации.

     Процедура применения учета по центрам ответственности  в значительной степени подходит вспомогательным производствам, а  также подразделениям строительной организации, таким как РСУ 1. В числе вопросов, решаемых руководителями данных подразделений, должны быть: заключение договоров с другими организациями; открытие отдельного расчетного счета; подбор и ротация кадрового состава; получение ссуд и кредитов на реализацию целей, стоящих перед их подразделениями; установление размера оплаты труда и премий по итоговым результатам деятельности; внедрение и запуск новых видов продукции и услуг.

     Внутрипроизводственные  отношения различных подразделений, построенных на принципах самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, могут стать мощным стимулом для  развития потенциала строительной организации.

     Существенное  значение имеет выделение конкретных центров затрат или ответственности  и определение их функций и  предоставленных им полномочий.

     Центры  ответственности строительной организации, их функции и полномочия представлены в табл.3.1.

     Таблица 3.1

     Центры  ответственности строительной организации, их функции и полномочия

№ п\п Центр затрат или      ответственности Контрольные функции Полномочия
1 Филиалы и структурные  подразделения Контроль за результатами работы филиалов и структурных подразделений; уплатой налогов по территориям, где они расположены    Участие в разработке   бюджетов; влияние на   уровень  затрат и доходов               
2 Строительные  

участки  

Контроль за ходом, сроками и качеством строительных работ; соответствием плановых и  фактических показателей по различным  расходам Участие в разработке бюджетов; влияние на уровень затрат в пределах, предусмотренных проектно-сметной  документацией
3 Вспомогательные производства Контроль за выполнением графика поставок продукции  вспомогательных производств; уровнем  фактических производственных затрат на продукцию вспомогательных производств; за реализацией продукции вспомогательных  производств сторонним организациям Участие в разработке бюджета; влияние на себестоимость  продукции вспомогательных производств; влияние на размер финансового результата за счет реализации продукции вспомогательных  производств сторонним организациям
4 Управление  механизации строительства Контроль за обеспечением строительства транспортом, машинами и механизмами; содержанием  техники в исправном состоянии; соблюдение норм расхода топлива, запасных частей и других ресурсов, связанных  с содержанием и эксплуатацией  строительных машин и механизмов Участие в разработке бюджета; влияние на себестоимость  работ, выполненных машинами и механизмами  для собственного потребления; влияние  на размер прибыли от оказания услуг  сторонним организациям
5 Обслуживающие производства и хозяйства Контроль за полнотой оприходования выручки  от реализации продукции обслуживающих  производств; за затратами по содержанию и эксплуатации обслуживающих хозяйств; за своевременностью и полнотой оплаты услуг, оказываемых обслуживающими производствами и хозяйствами Участие в разработке бюджета; влияние на затраты обслуживающих  производств и хозяйств; влияние  на размер прибыли от деятельности, направленной на оказание услуг иным лицам
6 Бухгалтерия Контроль за разработкой учетной политики строительной организации; составление финансовых отчетов, налоговых деклараций; сосредоточение всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, в центральной бухгалтерии и предоставление ее всем заинтересованным руководителям, соблюдением смет затрат на содержание бухгалтерского аппарата; за текущим обобщением и систематизацией информации и ведением бухгалтерского налогового учета Участие в процессе разработки различных бюджетов; прогнозирование  будущих и анализ прошлых затрат; привлечение на договорной основе сторонних  лиц для осуществления своих  функций в случае, когда это  необходимо; право требовать с  любого сотрудника строительной организации  надлежащего документального оформления фактов хозяйственной жизни организации; право подписи, без которой недействительны  и не принимаются к исполнению денежные и финансовые документы; а  также финансовые и кредитные  обязательства; внесение дополнений и  изменений в учетную политику организации
7 Планово-экономическое  управление Контроль за налоговым планированием; соблюдением  смет затрат на содержание планово-экономического управление Разработка  бюджетов по различным направлениям; формулирование выводов по результатам  анализа отклонений
8 Отдел труда  и заработной платы Контроль за обоснованностью размера оплаты труда для различных категорий  работников; соблюдением смет затрат на содержание отдела Разработка  бюджета расходов на оплату труда; обоснование  форм и видов оплаты труда
9 Сметно-договорный отдел Контроль за соблюдением  правильности применения строительных норм и правил; соблюдением  сметы затрат на содержание отдела Участие в разработке бюджетов расходов различных структурных  подразделений
 

      Источник: собственная разработка по данным отчетности РСУ 1

      Таким образом, из таблицы видно, что каждый отдел в строительной организации, такой как РСУ 1, осуществляет тотальный  внутренний контроль всех отделов организации.

     Основополагающие  и наиболее распространенные процедуры внутреннего контроля - аналитические процедуры.

     Анализ  позволяет выявить факты недостоверности  отчетности, дать оценку финансовому  состоянию организации, выявить  внутренние резервы хозяйствующего субъекта и др. С его помощью  мобилизуются резервы повышения  эффективности хозяйственной деятельности организации. Очевидно, что грамотно организованный экономический анализ должен служить научной базой  для планирования и выполнения показателей  системы бюджетирования.

     При применении аналитических процедур внутреннего контроля материалов в РСУ 1 особое внимание следует уделить формированию уровня транспортных и заготовительно-складских расходов. Важнейшим фактором, влияющим на уровень калькуляционной статьи "Материалы", является эффективность работы вспомогательных производств строительной организации.

     Кроме того, необходимо анализировать, насколько  рационально использованы материалы, отпущенные в производство, и соответствует  ли это данным проектно-сметной документации. При этом необходимо сопоставлять показатели пообъектного учета с данными  сметных и плановых норм. Данную работу целесообразно проводить  путем заполнения специального регистра, где приводятся нормативные и  фактические показатели.

     Отклонения от норм расхода материалов могут быть следствием различных факторов. Например, использование материалов низкого качества приводит к увеличению потерь. Потери увеличиваются и в тех случаях, когда применяется материал более высокого качества, чем это необходимо в соответствии с техническими условиями.

     В строительстве применяется значительный ассортимент материалов, поэтому  целесообразно применять выборочный метод. Выбирать необходимо исходя из удельного веса того или иного  вида строительного материала в  статье "Материалы". Кроме того, службе внутреннего контроля следует особое внимание уделять тем видам материалов, по которым зафиксированы наибольшие отклонения от сметного уровня затрат.

Информация о работе Финансовый котнтроль