Финансовый котнтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы финансового контроля, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения не только на предприятиях, но в целом в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть организацию финансового контроля на примере строительного предприятия РСУ 1 УГП «Трест «Гродногорстрой».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность, значение и необходимость финансового контроля 7
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовая база финансового контроля 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТР0ИФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РСУ-1 УГП «ТРЕСТ «ГРОДНОГОРСТРОЙ» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика РСУ-1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 24
2.2. Анализ организации внутрихозяйственного финансового контроля в РСУ-1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 31
2.3 Организация контроля за наличием товарно-материальных ценностей и денежных средств РСУ 1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 45
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РСУ-1 УГП «ТРЕСТ «ГРОДНОГОРСТРОЙ» 53
3.1. Основные направления совершенствования организации внутрихозяйственного финансового контроля РСУ – 1 УГП «Трест «Гродногорстрой» 53
3.2. Расчет экономической эффективности от внедрения проектных предложений……………………………………………………………..………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

для печати .docx

— 192.38 Кб (Скачать)

       Финансовый контроль за деятельностью  предприятий включает также контроль  со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

       Финансовый контроль присущ всем  финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых  норм, регулирующих организацию  и порядок проведения финансового  контроля в целом, имеются нормы,  предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых  институтах.

       Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых  финансовым правом, заключается  в:

     а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

     б) проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями,  находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении  денежных ресурсов (банко00вских ссуд, внебюджетных средств и других  средств);

     в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов   и хранения денежных средств предприятиями, организациями,  учреждениями;

     г) выявлении внутренних резервов производства;

     д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4, с.62].

       В случае их выявления в  установленном порядке принимаются  меры   воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,   обеспечивается возмещение материального  ущерба государству,   организациям, гражданам.

     Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

     Таким образом, в заключение данного пункта дипломной работы можно сделать вывод, финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

1.2. Виды, формы и методы  финансового контроля

 

       Финансовый контроль как специализированный  вид управленческой деятельности  и особая отрасль экономических  знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

       Системность контроля достигается  комбинированным использованием  его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического.

       Деление контроля на документальный  и фактический носит в известной  мере условный характер ибо  в основе этого разграничения  лежат различные источники данных [5, с.64].

       Так, источниками информации для  документального контроля служат:

    • первичные документы,
    • регистры бухгалтерского учета;
    • бухгалтерская,
    • статистическая и оперативно-техническая отчетность,
    • нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация [1, с.22].

       Фактический контроль базируется  на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным  их осмотра в натуре (пересчета,  взвешивания, лабораторного анализа  и т.д.), он не может быть всеобъемлющим  ввиду непрерывности хозяйственных  операций.

       К основным способам документального контроля можно отнести:

     ● формальную и арифметическую проверку документов;

     ● юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

     ● логический контроль объективной возможности  документально

       оформленных хозяйственных операций;

     ● сплошное и выборочное наблюдение;

     ● встречную проверку документов;

     ● способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной  оценке материальных затрат с целью  последующего определения  величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство  определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в  наличии;

     ● оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным   корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

     балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их  отражением в финансово-бухгалтерской документации [6, с.9].

     Приемы  фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

     ● инвентаризация;

     ● экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного   объема и количества выполненных  работ, обоснованности нормативов   материальных затрат и выхода готовой  продукции;

     ● визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских   помещений, производственных подразделений, состояния  контрольно- пропускного режима.

     По  информационному обеспечению различают  методы документального и фактического контроля.

     Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

     Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство [19, с.8].

     Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

       Среди форм финансового контроля  выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

       Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

       Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)

       Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению [5, с.65].

     Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

       Основной метод финансового контроля  – ревизия, то есть наиболее  глубокое и полное обследование  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, организаций, учреждений  с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [14, с.85].

       По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические,  полные (сплошные), выборочные. По организационному  признаку они могут быть плановыми  (предусмотренными в плане работы  соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением  сигналов, жалоб и заявлений граждан,  требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими  контролирующими органами).

       Ревизия основывается на проверке  первичных документов, учетных регистров,  бухгалтерской и статистической  отчетности, фактического наличия  денежных средств и товарно-материальных  ценностей, результаты ревизии  оформляются актом, имеющим юридическую  силу источника доказательств  в следственной и судебной  практике.

     Немаловажное  место среди методов финансового  контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой  совокупность специальных приемов  контроля достоверности бухгалтерских  отчетов и балансов.

       Выделяют три основных этапа счетной проверки:

     ● проверка согласованности показателей  различных форм отчетности;

     ● сличение отдельных отчетных показателей  с записями в регистрах

       бухгалтерского учета;

     ● проверка обоснованности учетных записей  по данным первичных 

       документов.

       Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать прежде всего на неэффективное,  нерациональное использование государственного  имущества.

     В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов.

     Если  целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.

     Ревизия направлена на установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников. Объектом исследований в случае ревизии ставится задачи выявления нарушений действующего законодательства и учетной политики предприятия. В отличие от ревизора аудитор представляет собой независимое лицо, то есть аудит характеризуется наличием горизонтальных (добровольных) связей, а ревизия - вертикальных (в порядке административного назначения и принуждения). Поэтому работа ревизора оплачивается вышестоящим звеном или государственным органом. Если проводится ревизия, хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений.

     Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и  т.д. Существует также классификация  финансового контроля в зависимости  от органов осуществляющих его: а) президентский; б) представительных органов государственной власти и местного   самоуправления; в) исполнительных органов власти; г) финансово-кредитных органов; е) ведомственный и внутрихозяйственный; д) общественный; ж) аудиторский.

Информация о работе Финансовый котнтроль