Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.
Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.
Введение. Сущность финансового планирования. стр.2-4
Главная часть.
2.1. Основные задачи финансового планирования. стр.4-5
2.2. Методы финансового планирования. стр.5-6
2.3. Этапы финансового планирования. стр.6-7
2.4. Перспективное финансовое планирование. стр.7-14
2.5. Текущее финансовое планирование. стр.14-25
2.6. Оперативное финансовое планирование. стр.25-30
Заключение. стр.31
Литература. стр.32
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха организации (предприятия). Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.
При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, поскольку бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и проч.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
1. Организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.
2. Формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков.
3. Ежедневный учет изменений в информационной базе.
4. Анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению.
5. Расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств.
6. Расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия.
7. Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой, Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств (как в наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе реальной информацион-ной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т.п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.
Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов.
1. Выбор периода планирования. Как правило, это - квартал (месяц). На предприятиях, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декада).
2. Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по специальной методике с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков годовой продукции.
3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).
Определенная сложность на данном этапе может возникнуть, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. Большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется для того, чтобы оплатить счета. Денежные поступления и изменение дебиторской задолженности можно рассчитать с помощью балансового уравнения:
где ДЗ - дебиторская задолженность за товары и услуги;
ВР - выручка от реализации за период;
ДП - денежные поступления в данном периоде;
н (к) - начало (конец) периода.
Более точный расчет предполагает классификацию дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Таким образом, устанавливается усредненная доля дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30, до 60, до 90 дней и т.д. Кроме того, дебиторская задолженность корректируется на потенциально безнадежные долги. Процент потерь по безнадежным долгам в стоимости продаж в кредит в плановом периоде может быть принят в том же размере, что и в предшествующем периоде.
При наличии других источников поступлений денежных средств (выручка от прочей реализации, внереализационные доходы) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета. Полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений.
4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.
Отдельным элементом данного этапа является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности. Отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования.
5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования.
6. Подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек (табл. 5).
Таблица 5. Платежный календарь на месяц с разбивкой по декадам, руб.
Показатель |
Первая декада |
Вторая декада |
Третья декада |
I. Поступление средств |
|||
1.Выручка от реализации 2.Дебиторская задолженность 3.Доходы от других видов деятельности 4.Поступление от родителей на содержание детских садов 5.Другие денежные поступления |
183 292 19 902 17 525
520
---- |
186 094 20 366 19 280
530
----- |
193 966 20 677 19 803
540
---- |
Всего поступило средств |
221 239 |
226 270 |
234 980 |
II.Расходование средств | |||
1.Закупки товарно-материальных ценностей 2.Оплата поставщикам в текущем месяце 3.Оплата кредиторской задолженности 4.Прямая заработная плата 5.Другие текущие расходы 6.Платежи во внебюджетные фонды 7.Платежи в бюджет 8.Содержание объектов социальной сферы 9.Капитальное строительство 10.Погашение кредита 11.Уплата процента за кредит 12.Выплата из фонда потребления 13.Выплата дивидендов 14.Прочие расходы |
91 646
27 494
62 693
8 757 19 348 3 756
42 080 7 500
42 000 ---- 230 2 161
---- ---- |
93 045
27 914
64 152
8 891 19 230 3 808
43 065 7 600
45 130 ---- 235 2 155
---- ---- |
96 983
29 095
65 131
9 267 19 397 3 953
52 274 7 580
47 900 ---- 248 2 140
---- ---- |
Всего расходов |
216 019 |
222 180 |
236 985 |
III.Итого | |||
Текущее сальдо |
5 220 |
4 090 |
-2 005 |
Начальное сальдо |
46 827 |
52 047 |
56 137 |
Конечное сальдо |
52 047 |
56 137 |
54 132 |
Минимально допустимое сальдо |
35 000 |
35 000 |
35 000 |
Излишек(+), недостаток(-) средств |
+17 047 |
+21 137 |
+19 132 |
Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для прогнозируемых заранее выгодных инвестиций (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия).
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями (вместе с переходящим остатком средств на счетах) означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; предпринять усилия по изысканию дополнительных источников. В последнем случае рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании, т.е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, который необходим для обеспечения прогнозируемого денежного потока.
Если имеется излишек денежных средств, как в приведенном примере платежного календаря, это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительного дохода финансовый менеджер может инвестировать излишние денежные средства, скажем, в государственные высоколик-видные ценные бумаги.
Следует иметь в виду, что в процессе управления денежным потоком есть две крайности. С одной стороны, всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств. Они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги.
На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.
Кроме того, своевременное сопоставление фактических данных с предусмотренным кассовым планом даст основание для принятия мер по устранению расхождений.
Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Исходные данные для составления кассового плана следующие: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и др.), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.
В соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в РФ», утвержденным Советом директоров Банка России от 22 сентября 1993 г., все организации и учреждения независимо от формы собственности обязаны хранить свои средства в учреждениях банков. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Денежную наличность сверх установленного лимита предприятия и организации обязаны сдавать в банки в порядке и сроки, согласованные с банком.
Предприятия и организации получают наличные деньги в обслуживающих их банках на основании ежеквартальных кассовых планов, в которых отражается необходимая величина наличных денег на предстоящий квартал и сроки выплат.
Кассовый план разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета.
Дальнейшее продвижение к рынку будет сопровождаться увеличением объемов безналичных расчетов и в конечном счете преобладанием этих расчетов во всех сферах расчетных операций, как это имеет место в мировой практике. Тем не менее и тогда наличие кассового плана будет необходимо предприятию для того, чтобы по возможности более, точно представить размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и по размерам других выплат.
Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана. Если предприятие испытывает определенную потребность в краткосрочном финансировании, то оно должно обосновать размер испрашиваемого кредита, определить сумму с учетом процента, которую необходимо вернуть коммерческому банку, просчитать эффективность кредитного мероприятия, заключить с банком договор о кредитном обслуживании.
Информация о работе Финансовое планирование в коммерческих организациях ( предприятиях