Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.
Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.
Введение. Сущность финансового планирования. стр.2-4
Главная часть.
2.1. Основные задачи финансового планирования. стр.4-5
2.2. Методы финансового планирования. стр.5-6
2.3. Этапы финансового планирования. стр.6-7
2.4. Перспективное финансовое планирование. стр.7-14
2.5. Текущее финансовое планирование. стр.14-25
2.6. Оперативное финансовое планирование. стр.25-30
Заключение. стр.31
Литература. стр.32
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.
Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.
Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. Он зависит от ряда факторов, к основным из них следует отнести:
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.
Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвиденье возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.
Основой прогнозирования являются обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.
Отправным моментом прогнозирования является признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационной базой прогнозов являются бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
Основной целью построения этих документов является оценка финан-сового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах. И в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен табл. 1.
Показатель |
Фактич.значение
2002г. |
Прогнозируемые значения |
||
2003г.(месяцы) |
2004г.(кварталы) |
2005г. | ||
Объем продажв натуральномвыражении |
||||
Цена за единицупродаж, тыс.руб. |
||||
Индекс цен, % |
||||
Объем реализации в денежном выражении |
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы.
1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной коньюнктуры.
2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Например, анализ тенденции изменения продаж с 1994 по 1999г, будет являться базой для определения объема продаж на прогнозируемый период.
Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяются корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка).
Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:
1. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов).
2. Себестоимость реализации продукции.
3. Коммерческие расходы.
4. Управленческие расходы.
5. Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4).
6. Проценты к получению.
7. Проценты к уплате.
8. Доходы от участия в других организациях.
9. Прочие операционные доходы.
10. Прочие операционные расходы.
11. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
(ст. 5 + ст. 6 - ст. 7 + ст.8 + ст. 9 - ст. 10).
12. Прочие внереализационные доходы.
13. Прочие внереализационные расходы.
14. Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 - ст. 13).
15. Налог на прибыль.
16. Отвлеченные средства.
17. Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода
(ст. 14 - ст. 15 - ст. 16).
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки - объем - прибыль» (CVP-анализ).
Он предоставляет следующие возможности:
Метод «издержки - объем - прибыль» называют анализом безубыточности ( в западной практике этот метод получил название «анализ точки разрыва») . Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. На практике для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.
Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом. Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить с помощью рис. 1.
Рис. 1. Точка безубыточности
На оси ОХ графика представлен объем производства продукции, на оси ОУ - выручка от реализации и издержки производства. Точка безубыточности (К) показывает тот момент, когда доход равняется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю, и определяется пересечением кривых TR и ТС.
Таким образом, точка безубыточности отделяет объем производства, при котором могут быть получены убытки (треугольник ОАК), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник КВС).
Точка безубыточности может быть определена как отношение постоянных издержек (FС) к разнице между ценой (Р) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (VС), т.е.
Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
FС= К (Р - VC)
Можно также рассчитать и минимальную цену реализации продукции, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность. С ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства (Qкр), соответствующий точке безубыточности (К), уменьшается, а при снижении цены - возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» (от фр. Balance - весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления.
Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств - текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период.
В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.
Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.
При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Информация о работе Финансовое планирование в коммерческих организациях ( предприятиях