Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое планирование и прогнозирование тесно связаны.

Файлы: 1 файл

_Финансовое планирование и прогнозирование_.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

- возможности  получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- предложений  по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразности   оказания   мер   государственной поддержки.

Необходимым является составление бизнес-плана  при разгосударствлении объектов государственной  собственности.

В зависимости  от цели составления бизнес-план может  включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). При этом обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план и финансовые расчеты к нему). Финансовое обоснование представлено в бизнес-плане в разделах: «Финансовый план» и «Стратегия финансирования». Финансовая служба предприятия принимает активное участие в разработке бизнес-плана.

Мировая практика выработала составление следующих  стандартных финансовых расчетов в  составе финансового плана, обобщающего  в стоимостной форме материалы предыдущих разделов бизнес-плана:

- прогноз  объема реализации (выручки);

- таблица  доходов и затрат;

- баланс  денежных расходов и поступлений;

- прогнозный  баланс активов и пассивов;

- график  достижения безубыточности (точка  безубыточности).

В разделе Стратегия финансирования отражается общий объем средств, необходимых для реализации цели бизнес-плана, источники их получения, а также окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

Прогноз объемов реализации (выручки) имеет  первостепенное значение.

От точности этого прогноза зависят вложение средств в производство, инвестиционные и другие расходы, поскольку выручка от реализации является главным источником средств предприятия. Прогноз выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана. Это разделы: экономический анализ производственной деятельности предприятия и его бизнеса; стратегия маркетинга; организация производства продукции на предприятии. Расчет объемов реализации (выручки) призван обосновать прогнозируемые суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исходя из потенциальной емкости рынка, конкурентоспособности продукции, цен, условий продаж и возможностей производства.

Прогноз объема реализации является сложным  расчетом. Необходимо как можно точнее определить прогнозируемый объем продаж в натуральном измерении и цену за 1 единицу товара. Для этого нужно знать рынки сбыта, тенденции отраслевого развития, представлять положение дел у конкурентов, учитывать инфляцию, ценообразующие факторы и др. Расчет объема реализации представляет интерес, прежде всего, для предприятия.

Прогноз объема реализации рекомендуется разрабатывать на три года. Для первого года задания предусматриваются на каждый месяц, для второго — на квартал, для третьего — в целом на год.

Таблица доходов и затрат показывает алгоритм определения чистой прибыли предприятия и ее долю в выручке от реализации. Иными словами, расчет должен подтвердить доходность бизнеса, что немаловажно для потенциальных инвесторов.

Последовательность  исчисления чистой прибыли применительно к практике белорусских предприятий представлена в табл. 2.

Таблица 2

Таблица доходов и затрат

Показатели млн р.
1 2
1. Выручка от реализации продукции  (работ, услуг);

за минусом  косвенных налогов и отчислений

1100
2. Переменные издержки 500
3. Переменная прибыль (п. 1 — п. 2) 600
4. Постоянные издержки 300
5. Прибыль от реализации продукции  (работ, услуг) (п. 3 — п. 4) 300
6. Финансовый результат от операционных  доходов 

и расходов и от внереализационных операций

+40
7. Общая прибыль (п. 5 + п. 6) 340
8. Льготируемая прибыль 160
9. Налогооблагаемая прибыль (п. 7 —  п. 8) 180
10. Налоги из прибыли 70
В том числе:  
а) налог на недвижимость 29
б) налог на прибыль (п. 9 — п.10а)*24/100 36
в) местные налоги (п.9 — п.10а — п. 10б)*4/100 5
11. Чистая прибыль (п. 7 — п. 10) 270
12. Доля чистой прибыли в объеме  продаж (п. 11 /  п. 1) 0,25
 

При принятии решения об инвестировании средств  инвестора будет интересовать доля чистой прибыли в объеме продаж, так как от этого зависит его доход в будущем.

Таблицу доходов и затрат также рекомендуют  разрабатывать на три года с периодичностью плановых заданий для первого года — месяц, для второго — квартал, для третьего — год.

Баланс  денежных расходов и поступлений  также рекомендуют составлять на три года. Этот документ призван подтвердить платежеспособность предприятия. Данное обстоятельство очень важно, так как в противном случае инвестор может понести убытки (в случае невыполнения проекта из-за отсутствия средств или несоблюдения установленных сроков).

Баланс  денежных расходов и поступлений  разрабатывается с целью обеспечения синхронности поступления денежных средств с расходами предприятия. В нем указываются все предполагаемые затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), как текущие, так и инвестиционные. В источниках денежных поступлений предусматриваются как собственные, так и заемные и привлеченные средства. Наличие переходящего остатка денежных средств на конец периода свидетельствует о сбалансированности расходов и источников их покрытия, т. е. о платежеспособности субъекта хозяйствования в данном бизнесе или инвестиционном проекте. Данный расчет представляет интерес как для самого предприятия, так и для внешних пользователей информации.

Покажем на условном примере содержание баланса  денежных расходов и поступлений (табл. 3).

Таблица 3

Баланс  денежных расходов и поступлений

Показатели Всего,

млн. р.

В

том

числе

по 

месяцам

1. Денежные средства в наличии  на начало периода 70  
2. Денежные платежи на сторону:    
а) покупка товарно-материальных ценностей 21 000  
б) заработная плата 15400  
в) ремонт и содержание оборудования 7600  
г) платные услуги 2100  
д) платежи бюджету 8200  
е) страховые взносы 1800  
ж) проценты за кредит 700  
з) реклама, маркетинг 1300  
и) прочие расходы (аренда, телефонные, телеграфные  и др.) 500  
Итого денежных платежей (2 а ... + ... 2 и) 58600  
3. Денежные выплаты:    
а) на погашение банковских кредитов 9000  
б) приобретение оборудования 13300  
в) прочие расходы по организации деятельности 2000  
г) образование резервных фондов 220  
д) выплаты владельцам (учредителям) 10700  
Итого денежных выплат (3 а ...+... 3 д) 35220  
4. Всего денежных платежей и  выплат 93820  
5. Денежные поступления:    
а) выручка от реализации 79200  
б) банковские кредиты 10 700  
в) займы других субъектов хозяйствования 3500  
г) прочие поступления 720  
Итого поступлений средств 94 120  
6. Всего денежных средств (п. 1 + п. 5) 94 190  
7. Денежные средства на конец  периода (п. 6 - п. 4) 370  

Как можно  заметить, по экономическому содержанию баланс денежных расходов и поступлений  отражает движение всех денежных ресурсов предприятия. Его составление позволяет обеспечить эффективное управление этими процессами.

Прогнозный баланс активов и пассивов может составляться для первого года реализации проекта. Этот плановый документ имеет форму бухгалтерского баланса предприятия. В нем на начало, и конец года отражаются прогнозируемые размеры статей внеоборотных и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Баланс активов и пассивов разрабатывается с целью подтвердить ликвидность предприятия. Он может быть истребован банками, кредитующими данный проект или программу предприятия. В Беларуси в отличие от России этот расчет не является обязательным и, как правило, выполняется на крупных предприятиях, привлекающих большие объемы инвестиционных ресурсов.

Упрощенная  форма баланса приведена в  табл. 4 (степень детализации расчета определяется предприятием).

Таблица 4

Прогнозный  баланс активов и пассивов на 200...г., млн р.

раздела

Показатель На

начало  года

На конец  года № раздела Показатель На начало года На конец  года
Актив Пассив
1 Вне-оборотные активы 14 628 18922 3 Собственные средства (капитал) 12241 13886
2 Оборотные активы, всего 9872 10758 4 Долгосрочные обязательства 1359 414
        5 Краткосрочные обязательства, всего 10 900 15380
  Итого 24 500 29 680   Л того 24 500 29 680
 

График  достижения безубыточности (точка безубыточности) представляет интерес и для предприятия и для внешних пользователей информации. Расчет позволяет увидеть пороговый объем производства, т. е. ту границу производства товара в натуральном измерении, начиная с которой предприятие будет получать прибыль. 
 

3. Текущее  финансовое планирование 
 

В условиях рыночной неопределенности, большой  зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня они уделяют текущему (краткосрочному) планированию.

Текущее финансовое планирование включает разработку:

- финансового  плана основной деятельности, процедура   составления   которого   предусматривает   обоснование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение;

- финансового  плана неосновной деятельности, составление которого предполагает расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;

- текущего  финансового плана (расчетного  баланса доходов и расходов), объединяющего финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражающего возможности производственного и социального развития на период до одного года;

- расчетов  показателей текущего финансового  плана (налогов; прибыли; амортизационных  отчислений; устойчивых пассивов; прироста норматива собственных оборотных средств и др.);

- кредитного, валютного планов, плана (бюджета)  по налогам;

- плана  движения денежных средств, в  основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

- оперативных   финансовых  планов  (платежного  календаря, кассового плана).

Рассмотрим  содержание отдельных из них. Ведущим  финансовым планом в современных условиях является текущий (расчетный баланс доходов и расходов). Он составляется на год с поквартальной разбивкой.

Разработка  финансового плана включает пять этапов:

- анализ  финансовых показателей за отчетный  период;

- разработка  учетной политики на плановый год;

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование