Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:02, лекция
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство-вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.
Для анализа современного состояния федерального бюджета рассмотрим состояние федерального бюджета РФ за 2004 год и I полугодие 2005 года.
Совокупный объем доходов консолидированного бюджета России по итогам 2004 г. составил 5427,3 млрд. руб. (4138,7 млрд. руб. по итогам предыдущего года), в том числе фактически исполненные доходы федерального бюджета составили 3426,3 млрд. руб. (2586,2 млрд. руб.), консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней – 2001,9 млрд. руб. (1553,5 млрд. руб.). Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла до 63,1% (62,5% в 2003 г.), удельный вес доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета финансовой помощи, соответственно, снизился до 36,9% (37,5% в 2003 г.).
Прирост доходов в реальном выражении составил 17,4% по консолидированному бюджету, 18,6% по федеральному бюджету и 15,4% по консолидированным бюджетам субъектов РФ.
Объем налоговых доходов консолидированного бюджета в 2004 г. (с учетом ЕСН) составил 4936,2 млрд. руб. (рост на 33,3% в номинальном и на 19,3% в реальном выражении) или 68,8% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ЕСН составили 3154,3 млрд. руб. (рост на 31,8% в номинальном и 18% в реальном выражении). Необходимо отметить, что сбор налоговых доходов в федеральный бюджет по итогам 2004 г. на 100 млрд. руб. превысил утвержденный запланированный уровень. Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2004 г. составили 1779,4 млрд. руб. (рост на 32,7% и 18,8% в номинальном и реальном выражении соответственно). Доли налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета России составили соответственно 63,9% и 36,1% (64,1% и 35,8%).
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов. Ниже на рисунке представлена структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Поступления от
неналоговых доходов в
Вывод: Итак, динамика доходной части консолидированного бюджета России в 2004 г. в целом отражает происходящие изменения в бюджетной политике. Наиболее важными налогами для бюджетной системы России, по-прежнему, остаются НДС, таможенные пошлины и налог на прибыль. Для федерального бюджета наибольшее значение имеют первые два налога, поскольку на их долю в 2004 г. приходилось более 60% налоговых доходов. Активный рост поступлений по большинству налогов и сбором, прежде всего, от таможенных пошлин и НДПИ, безусловно, был вызван небывалым улучшением внешнеэкономической конъюнктуры.
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" годовые плановые назначения федерального бюджета составляют: по доходам - 3 326,04 млрд. рублей (17,8% ВВП), по расходам - 3 047,93 млрд. рублей (16,3% ВВП), профициту - 278,11 млрд. рублей (1,5% ВВП).
Доходы федерального бюджета за отчетный период текущего года составили 2 386,4 млрд. рублей, или: 25,7% к предварительной оценке объема ВВП за 1 полугодие 2005 года (9 295,9 млрд. рублей); 71,7% к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2005 год; 146,3% к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на I полугодие 2005 года
Расходы федерального бюджета в I полугодии 2005 года составили: по объему финансирования, произведенного Минфином России (казначейскими уведомлениями до главных распорядителей бюджетных средств) - 1 684,78 млрд. рублей, или 55,3% к годовым бюджетным назначениям на 2005 год и 101,0%1 к уточненной бюджетной росписи на 1 полугодие 2005 года (1 667,4 млрд. рублей); по объему финансирования, произведенного главными распорядителями бюджетных средств (расходными расписаниями по подведомственной им бюджетной сети) - 1 608,92 млрд. рублей, или 96,5% к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2005 года; по объему кассовых расходов - 1 444,2 млрд. рублей, или 86,6% к уточненной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на 1 полугодие 2005 года.
Профицит федерального бюджета за I полугодие 2005 года составил: по объему финансирования расходов, произведенного главными распорядителями бюджетных средств -777,48 млрд. рублей; по объему кассовых расходов - 942,2 млрд. рублей.
Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов федерального бюджета над расходами без учета расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга) за I полугодие 2005 года составил: по объему финансирования расходов, произведенного главными распорядителями бюджетных средств -881,98 млрд. рублей; по объему кассовых расходов - 1 046,07 млрд. рублей. Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период по объему произведенного финансирования составило (-) 432,07 млрд. рублей и (-) 345,4 млрд. рублей, а по объему кассовых расходов - соответственно (-) 761,51 млрд. рублей и (-) 180,69 млрд. рублей. [13]
Объем средств
Стабилизационного фонда
В январе поступления в Стабилизационный фонд Российской Федерации в размере суммы свободных остатков на 1 января 2005 года составили 218,41 млрд. рублей.
31 января 2005 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2005 N 102-р и приказом Минфина России от 31.01.2005 # 13 из Стабилизационного фонда Российской Федерации было перечислено 93,46 млрд. рублей для погашения государственного внешнего долга. [12]
В феврале - июне 2005 года Стабилизационный фонд Российской Федерации пополнился за счет доходов января на 60,29 млрд. рублей, за счет доходов февраля - на 60,95 млрд. рублей, за счет доходов марта - на 89,54 млрд. рублей, за счет доходов апреля - на 96,5 млрд. рублей, за счет доходов мая - на 94,74 млрд. рублей.
Объем средств
Стабилизационного фонда
За I полугодие 2005 года доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили без учета межбюджетных трансфертов 3 513,8 млрд. рублей, или 37,8% к объему ВВП, что в 1,4 раза превысило показатели соответствующего периода 2004 года.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за отчетный период составили 1368,6 млрд. рублей (14,7% к объему ВВП) и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 308,8 млрд. рублей. [12]
Таким образом, по итогам I полугодия 2005 г. консолидированный бюджет Российской Федерации был исполнен по расходам (кассовое исполнение) в размере 2443 млрд. рублей (26,3% к ВВП), в том числе по непроцентным расходам - в сумме 2323,9 млрд. рублей (25,2% к ВВП).
Соблюдение Правительством РФ параметров бюджета 2004-2005 г., скорое вступление России в ВТО, макроэкономическая стабильность, вероятность повышения кредитного рейтинга и экономический рост способствуют формированию положительного имиджа России в глазах международных инвесторов. В настоящий момент Россия выглядит более привлекательно, чем остальные развивающиеся рынки, что может стимулировать прямые иностранные инвестиции и увеличение лимитов на российские ценные бумаги;
Главным недостатком бюджета России 2004-2005 г. является то, что основной финансовый документ России значительно зависит от конъюнктуры мировых цен на российский экспорт сырья. В бюджете отсутствует продуманный механизм компенсации выпадающих доходов в случае резкого ухудшения экономической конъюнктуры.
В настоящее время бездефицитность бюджета есть не более, чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета “перетекает” в бюджеты субъектов Федерации. Это происходит из-за того, что реально не учитываются социальные обязательства регионов, которые являются государственными обязательствами.
Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование