Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.
В процессе работы были поставлены следующие задачи: изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования (понятие, содержание, объект, цели, задачи, методы, принципы, роль в условиях административно-командной экономики и в условиях рыночной экономики), изучение системы финансовых планов и различных их видов, изучение системы финансовых планов как на централизованном, так и на децентрализованном уровнях современной экономики.

Файлы: 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Финансовое планирование и прогнозирование  является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики страны.

Целью реферата является изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.

В процессе работы были поставлены следующие  задачи: изучение теоретических основ  финансового планирования и прогнозирования (понятие, содержание, объект, цели, задачи, методы, принципы, роль в условиях административно-командной  экономики и в условиях рыночной экономики), изучение системы финансовых планов и различных их видов, изучение системы финансовых планов как на централизованном, так и на децентрализованном уровнях современной экономики.

В ходе работы были использованы методы синтеза и анализа. Основными  источниками для написания теоретического раздела стали «Планирование  на предприятии» Афитова Э. А., «Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта» Балабанова И. Т., «Теория финансов» под ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко и другие. Для анализа финансового планирования и прогнозирования использовались статьи Колпиной Л. Г. «Формирование новой системы финансовых планов предприятий», а также несколько статей Афитова Э. А.

 

 

 

 

1.Финансовое планирование 

                                                                                                            1.1Сущность финансового планирования

 

Эффективное управление финансами организации  возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений  хозяйствующего субъекта.

Планирование  – это процесс разработки и  принятия целевых установок количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева  целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными  показателями, ключевыми для данного  уровня управления.

Планирование  финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики  пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданием отраслевого министерства, а годовые  финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые  финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.                                                                                        

 

1.2 Условия эффективного финансового планирования

 

Условия, от которых зависит эффективность  финансового планирования, вытекают из целей этого процесса и требуемого конечного результата. Особое внимание следует уделять трем моментам.

Прогнозирование. Первое условие можно сформулировать как способность составлять точные и обоснованные прогнозы. Полная точность недостижима: если бы это было возможно, то потребность в планировании существенно сократилась бы. Но, тем не менее, компании должны стремиться к максимальному результату.

Неверно сводить прогнозирование к некоему  техническому упражнению. Наивная экстраполяция  или подгон тенденций под прошлые  факты и данные ничего не стоят. Это  связано с тем, что будущее  вовсе не обязательно воссоздает прошлые картины, что было бы весьма удобно для планирования.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию  опираются на разные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и  отраслевого масштаба порой требуют  применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В  других случаях специалист может  использовать статистические модели для  анализа и прогнозирования динамических рядов. Прогнозы спроса будут отчасти  опираться на прогнозы состояния  макроэкономической среды; они также  могут основываться на формальных моделях, которые специалисты по маркетингу разработали для предсказания поведения  потребителей, или на последних опросах  потребителей, которые оказались  в распоряжении менеджеров компании.

Поскольку информация и опыт могут оказаться  рассеянными по всей компании, для  достижения эффективности в планировании необходима административная процедура их сбора, чтобы никакая полезная информация и опыт не оказались упущенными. Многие менеджеры, занимающиеся финансовым планированием, обращаются за помощью к третьим лицам. Существует растущая роль бизнеса, представителями которой являются, например, компании Data Resoursies, Inc. и Chase Econometrics, специализирующиеся на подготовке макроэкономических и отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков.

Для менеджеров, разрабатывающих план, потенциальную  проблему представляет несогласованность  прогнозов, поскольку информацию они  черпают их многих источников. Так, прогноз сбыта может оказаться  суммой отдельных прогнозов, сделанных  менеджерами различных хозяйственных  подразделений. Предоставленные сами себе в разработке прогноза для своего подразделения, эти менеджеры могут  опираться в своих рассуждениях на разные предположения о темпе  инфляции, росте национальной экономики, наличии сырьевых ресурсов и т.д. Наиболее трудно добиться согласованности  прогнозов в компаниях, имеющих  вертикальную интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения  служит продуктом производства другого  подразделения. Например, нефтеперерабатывающее  подразделение компании может запланировать  производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза, в котором обобщены результаты прогнозирования сбыта, потоков  денежных средств, прибылей и других показателей компании, - сложное  и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию моделей  планирования.

Поиск оптимального финансового плана. В конце концов, финансовому менеджеру предстоит  определить, какой финансовый план лучше. Хотелось бы предложить менеджеру  модель или теорию, которая с полной определенностью указала бы правильный выбор, но до сих пор не существует никакой модели или процедуры, в  которых были бы учтены все сложности  и невидимые препятствия, возникающие  в процессе финансового планирования.

Контроль  за воплощением финансового плана в жизнь. Долгосрочные планы имеют жуткую привычку устаревать практически в момент их подготовки. Часто их судьба – собирать пыль среди других бумаг. Конечно, всегда можно начать весь процесс планирования сначала, но это окажется полезным только в том случае, если вы заранее знаете, как именно необходимо пересмотреть прогноз в свете неожиданных обстоятельств. Например, представьте себе, что норма прибыли в первые 6 месяцев оказалась на 10 % ниже прогнозного уровня. Прибыли в целом подвержены случайному блужданию, поэтому им несвойственна тенденция к обязательному возрастанию после падения. Значит, если у вас нет особой информации, подтверждающей обратное, вам необходимо в этой ситуации пересмотреть прогноз в сторону снижения показателей прибыли на 10%.

 

1.3 Методы финансового планирования

 

В практике финансового планирования применяются  следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.

1. Метод  экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроль за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании хозяйственных норм.

3. Использование  метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

4. Метод  денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

5. Метод  многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

6. Методы  экономико-математического моделирования  позволяют количественно выразить  тесноту взаимосвязи между финансовыми  показателями и основными факторами,  их определяющими.

 

1.4 Этапы финансового планирования

 

Процесс финансового планирования охватывает минимум пять этапов.

1. Первый  этап – прогнозирование, под  которым понимается работа, которую  выполняет финансовый менеджер, пытаясь заглянуть в будущее.  В прогнозировании традиционно  используются три измерения: время  (как далеко вперед мы пытаемся  заглянуть?); направление (каковы  тенденции будущего?); величина (как  велики будут перемены?).

2. Второй  этап – выбор вариантов развития. В практике управления весьма  редки ситуации, требующие одного-единственного  подхода. Поэтому финансовый менеджер  должен произвести качественную  оценку альтернатив, оценить их  с точки зрения доходности  компании.

3. На  третьем этапе формулируются  цели. При этом на всех уровнях  управления «работает» общее  правило: когда решение принято,  предстоит наметить четкую цель  и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где  они облегчают процесс принятия  решений).

4. Четвертый  этап – разработка программы  действий и составление графика  работ, которые определяют содержание  процесса планирования. Программа  представляет собой намеченную  и упорядоченную серию предстоящих  действий, которые необходимы для  реализации поставленной общей  цели. Составление программы начинается  с анализа тех или иных задач  («для достижения цели я обязан  решить такие-то задачи»), причем  следует избегать чрезмерных  деталей; подробности отрабатываются  позднее (и передаются как правило, линейным менеджерам). Важное условие получения действенной программы – установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них (и соответствующие намеченные действия) должны получить временной приоритет в финансировании.

5. Пятый  этап – бюджетирование. Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества финансового менеджмента.

В планировании нельзя полагаться на случай. (Ценность планирования как раз в наличии  систематического подхода к решению  проблем, в предупреждении трудностей завтрашнего дня, в выявлении  и использовании долговременных возможностей). Для хорошего планирования нужна надежная информация; Порой  качество плана непосредственно  предопределено качеством аналитических  предпосылок.

Планирование  и сбор информации тесно связаны  между собой. Сравнение фактических  результатов с планами прошлых  лет часто служит основой для  разработки планов на следующий год; Без учета же таких результатов  любые планы бесполезны. С этой точки зрения выполнение планов нужно  постоянно контролировать и если требуется – пересматривать и  корректировать (чем дольше срок действия плана и чем быстрее меняется обстановка, тем это важнее). Наконец, в планировании весьма существенны  психологические факторы. Когда  планы намечены и появились первые стратегические установки, изменяющие привычную среду обитания, особую значимость приобретают контакты между  менеджерами различного уровня.

Сущность  долгосрочной стратегии финансирования заключается:

  1. В установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовый лизинг, эмиссия акций и др.) и способов использования резервов;
  2. Выборе способов увеличения долгосрочного капитала;
  3. Определении объема и структуры капитала.

К основным краткосрочным финансовым бюджетам относятся:

  1. Бюджет наличности (движение денежных средств – их приток и отток), обеспечивающий ликвидность компании;
  2. Бюджет дополнительных вложений капитала, который уточняет запланированные денежные расходы и доходы с учетом изменений в структуре активов.

Процесс финансового планирования включает ряд этапов:

  1. Анализ финансовых показателей фирмы в предыдущем периоде на базе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств;
  2. Долгосрочное финансовое планирование;
  3. Краткосрочное финансовое планирование;

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование