Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.
В процессе работы были поставлены следующие задачи: изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования (понятие, содержание, объект, цели, задачи, методы, принципы, роль в условиях административно-командной экономики и в условиях рыночной экономики), изучение системы финансовых планов и различных их видов, изучение системы финансовых планов как на централизованном, так и на децентрализованном уровнях современной экономики.

Файлы: 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

4. Практическое  внедрение планов и контроль за их выполнением.

Система финансового планирования призвана обеспечить устойчивость производственно-коммерческой деятельности предприятия. Данная система  включает:

  1. Комплекс бюджетного планирования структурных подразделений предприятия;
  2. Сводный (консолидированный) бюджет доходов и расходов по предприятию в целом.

В систему  бюджетного планирования входят:

а) процессы формирования бюджетов;

б) ответственность  за формирование и использование  средств бюджетов;

в) процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовое прогнозирование

 

2.1. Необходимость и сущность прогнозирования

 

Под прогнозом  понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  и сроках его осуществления. Процесс  разработки прогнозов называется прогнозированием.

Время перемен  усиливает потребность определить будущее, предвидеть, как и когда  страна выйдет из кризиса, какие тенденции  возобладают, каковы будут результаты социальных, политических и экономических  перемен и что конкретно они  принесут каждому человеку. Потребность  в прогнозах испытывают руководители и работники управленческих органов  всех уровней: местных, региональных, отраслевых, федеральных, так как ошибки в  управлении, в проектах, программах, выборе стратегии проистекают из неумения предвидеть тенденции и  последствия принимаемых решений. Прогнозы нужны политическим лидерам  для обоснования своих предвыборных платформ, партийных программ, тактики  социально-политических действий, определения возможностей оплатить выданные векселя, победить на выборах или потерпеть фиаско. В них нуждаются предприниматели и менеджеры - без краткосрочных и долгосрочных прогнозов политической и экономической конъюнктуры невозможно выработать эффективную систему действий.

Типология прогнозов может строиться по различным основаниям в зависимости  от целей, объектов, проблем, периода  упреждения, характера и т.д.

Основополагающим  является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).

Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что  вероятнее всего произойдет при  условии сохранения тенденций развития объекта. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и  сроков достижения желаемых состояний  объекта или явления, принимаемых  в качестве цели, и отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. Поисковый  прогноз строится на определенной шкале (поле) возможностей, на которой затем  устанавливается степень вероятности  прогнозируемого состояния объекта. При нормативном прогнозировании  происходит такое же распределение  вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния  к наблюдаемым тенденциям. Нормативный  прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний объекта, включающее разработку мероприятий по реализации этих состояний. По объекту прогнозы делятся на:

- социальные - определяющие будущие изменения  в человеке, его потребностях, интересах,  социальном статусе, здоровье, образовании;  в отношениях между социальными  группами, слоями; определяют будущее  состояние социальной сферы; стабильное, нестабильное;

- экономические  используются для предвидения  общего состояния экономики, отрасли,  предприятия, изменений в структуре  воспроизводства, в рынках труда, спросе на профессии, в управлении;

- политические - определяющие изменения в расстановке  политических сил, в отношениях  социальных групп к партиям  и лидерам, в политических ориентациях;  политические прогнозы используются  для прогнозирования результатов  выборов и других политических  событий;

- научно-технические  - определяющие динамику производительных  сил, открытия и изобретения,  смену поколений и моделей  техники, изменение технологий;

- экологические,  позволяющие предвидеть динамику  природных процессов, катастроф,  их последствия, направления деятельности  по охране окружающей среды  и воспроизводству природных  ресурсов и другие.

Прогнозы  могут иметь разное время упреждения - от краткосрочных (например, суточные, связанные с колебаниями акций) до долгосрочных (на десятки) и сверхдолгосрочные. Первые носят более детализированный характер. Чем дольше горизонт упреждения прогноза, тем большее значение имеют теоретические исследования и длительность ретроспективы (времени основания) прогноза.

Неодинаков  и характер прогноза. Он может определять какую-то одну характеристику объекта (показатель) или носить комплексный характер для предприятия, города, региона, страны.

В зависимости  об объекта прогнозирования соотношение между предвидением и управлением видоизменяется. У прогнозируемых природных или технических объектов (ураган, сопротивление материалов), взаимосвязь предвидения и управления может быть близка к нулевой, так как никакие управленческие решения не способны изменить предсказание. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать его последствия (наводнение, землетрясение и т.д.).

У прогнозируемых социальных объектов интенсивность  взаимосвязи предвидения и управления может быть настолько высокой, что  может изменить предсказанное состояние  путем предпринятых действий на основе управленческих решений. Иными словами, управленческие решения приводят к "самоосуществлению" или к "саморазрушению" прогноза. В прогностике это называется "эффектом Эдипа".

По типу циркулирующей  в процессе экспертизы информации можно  выделить три класса интуитивных  моделей:

. индивидуальные оценки;

. коллективные оценки;

. комбинированные экспертные  модели.

К индивидуальным относятся  модели типа интервью, психоэвристической генерации идей, к коллективным - модели типа “мозговой атаки”, сессий выработки коллективного мнения, коллективной экспертной оценки; к комбинированным - модели итеративных опросов типа “Дельфи” и их модификации.

Аналитическими методами прогнозные модели получаются в тех  случаях, когда известны общие закономерности развития процесса, его общая структура, важнейшие аналитически выраженные функциональные связи, имеется опытная (контрольная) выборка, позволяющая проверить работоспособность модели.

Аналитические модели, разделяются  на модели, построенные по типу:

. структуризации целей  развития;

. имитационного моделирования;

. морфологического анализа.

К статистическим относят методы, основу которых составляет формирование стохастических моделей прогнозирования. Предпосылкой применения таких методов является наличие необходимых статистических данных. Характеризующих период ретроспекции, и сведений, необходимых для определения модели прогноза. Широкое применение в прогнозировании статистических методов объясняется тем, что предметом статистики служит изучение методов выявления закономерностей массовых процессов.

Относительно приложений математической статистики обратим  внимание на появляющуюся у ряда авторов  тенденцию рассматривать соответствующие методы как средство снятия неопределенности на различных этапах принятия решений. Подобное отношение сужает область применения статистических методов, однако справедливо акцентирует внимание на наиболее сложных случаях их использования.

 

2.2  Сущность интуитивных (эвристических)  методов прогнозирования

 

Методы прогнозирования можно  разделить на две группы. Эти эвристические  методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительно< число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний  опыт, творчество и воображение. К  этой группе методов относятся методы социологических исследований и  экспертные методы.

Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование  спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов  по маркетингу. В прогнозировании  социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных  социальных групп.

Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за незначительной сложности объекта  прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают  индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором  осуществляется непосредственный контакт  эксперта со специалистом по схеме "вопрос-ответ"; аналитический метод, при котором  осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который  основан на определении логики процесса или явления во времени при  различных условиях.

Методы  коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), метод "Делфи", матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

Сущность  метода коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит  в определении согласованности  мнений экспертов по перспективным  направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может  быть определена другими методами.

Содержание  метода коллективной экспертной оценки:

1. Для  организации проведения экспертных  оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение  опроса, обработка материалов и  анализ результатов коллективной  экспертной оценки.

2. Перед  тем, как организовать опрос  экспертов, необходимо уточнить  основные направления развития  объекта, а также составить  матриц, отражающую генеральную  цель, подцели и средства их  достижения.

3. При  проведении опроса экспертов  необходимо обеспечить однозначность  понимания отдельных вопросов, а  также независимость суждений  экспертов.

4. Ведется  обработка материалов коллективной  экспертной оценки, которые характеризуют  обобщенное мнение и степень  согласованности индивидуальных  оценок экспертов.

Окончательная оценка определяется либо как среднее  суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное  взвешенное значение оценки.

Сущность  метода мозговой атаки состоит в  актуализации потенциала специалистов при анализе проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей.

Метод "Дельфи" характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: а) анонимность экспертов; б) использование результатов предыдущего тура опроса; в) статистическая характеристика группового ответа.

 

2.3. Классификация поисковых методов  прогнозирования

 

В группу поисковых методов входят две  подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся  методы: наименьших квадратов, экспоненциального  сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное  моделирование.

При формировании прогнозов с помощью экстраполяции  обычно исходят из статистически  складывающихся тенденций изменения  тех или иных количественных характеристик  объекта. Экстраполируются оценочные  функциональные системные и структурные  характеристики.

Тренд –  это длительная тенденция изменения  социальных показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд  оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с  ходом времени.

Распространенной  методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования  возможного явления новых или  будущих технических средств  и решений.

Регрессионный анализ используется для исследования форм связи, устанавливающих количественные соотношения между случайными величинами изучаемого случайного процессам.

Корреляционный  анализ изучает корреляционные связи  между случайными величинами. Он позволяет  количественно оценивать связи  между большим числом взаимодействующих  явлений. Его изменение делает возможным  проверку различных гипотез о наличии и силе связи между двумя явлениями и группой явлений.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование