Сущность и методы финансового планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:58, доклад

Краткое описание

Финансы (франц. Finance, лат. Financia – «наличность, доход») – это не только деньги и даже не отношение людей к деньгам, а отношения между людьми по поводу образования и использования фондов денежных средств. Финансы, по сути, – денежные отношения, хотя они и не охватывают всю совокупность денежных отношений общества. Последние шире понятия финансовых отношений.
Финансовыми являются отношения по:
формированию и использованию централизованных фондов государств;
распоряжению ресурсами (общественными благами), их распределению и перераспределению путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;
образованию и перераспределению фондов предприятий.

Файлы: 1 файл

Сущность и методы финансового планирования.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

 Сущность и методы финансового  планирования 

и прогнозирования

 

Финансы (франц. Finance, лат. Financia – «наличность, доход») – это не только деньги и даже не отношение людей к деньгам, а отношения между людьми по поводу образования и использования фондов денежных средств. Финансы, по сути, – денежные отношения, хотя они и не охватывают всю совокупность денежных отношений общества. Последние шире понятия финансовых отношений.

Финансовыми являются отношения  по:

  • формированию и использованию централизованных фондов государств;
  • распоряжению ресурсами (общественными благами), их распределению и перераспределению путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • образованию и перераспределению фондов предприятий.

Соответственно финансы выполняют распределительную, контрольную и регулирующие функции.

Финансовая  система – это совокупность законов, норм и правил, которые регулируют финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Элементами финансовой системы являются:

  • государственный бюджет и местные бюджеты, в совокупности представляющие собой бюджетную систему страны;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы различных предприятий и организаций;
  • финансы страхового рынка, имеющие свою специфику.

Государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит относятся к централизованным финансам, которые реализуют цели макроэкономического регулирования. Финансы предприятия являются инструментами микрорегулирования.

Любая финансовая операция – идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о платежах налогов в доход бюджета, или о внесении средств во внебюджетные фонды – сопровождается движением денежных средств. Но не все денежные отношения можно отнести к финансам. К финансам, например, нельзя относить денежные отношения, возникающие при купле-продаже товаров, а также при денежной оплате труда, которая влияет на финансовые отношения, но сама не служит элементом этих отношений.

Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях). Финансовое прогнозирование, предшествуя стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Финансовая политика – мероприятия государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций. Инструментами финансовой политики государства являются система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями экономики и территориями страны, финансовое законодательство, инструменты регулирования доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, управление денежным обращением, воздействие на курс национальной валюты. Структура государственных доходов и расходов.

Финансовая политика государства  непосредственно вырабатывается и  реализуется органами управления государственными финансами.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через  специализированные государственные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый аппарат) и через финансовые службы субъектов хозяйствования.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это:

  • предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов;
  • исследование конкретных перспектив развития финансов в будущем;
  • научное обоснование предположений об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу
  • разработка возможных вариантов осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.

Целью финансового  прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

  • увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
  • определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
  • обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
  • определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование  ведется путем разработки различных  вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами:

  • прогнозирование от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;
  • прогнозирование от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем, исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового  прогнозирования для расчета  финансовых показателей используются такие специфические методы, как:

  • математическое моделирование;
  • эконометрическое прогнозирование;
  • экспертные оценки;
  • построение трендов;
  • составление сценариев;
  • стохастические методы.

Математическое  моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

Эконометрическое  прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов эти методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка  сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические  методы предполагают вероятностный характер прогноза и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Результатом финансового  прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном  и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, административно-территориального образования, отраслей и предприятий).

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.


Информация о работе Сущность и методы финансового планирования и прогнозирования